Русская литература 9 класс Сентиментализм как литературное направление
Урок № 11 Русская литература 9 класс
Тема: Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Ссылка: учебник Русская литература для 9 класса - Алматы «Мектеп» 2013 ( Салханова Ж.Х, Ауельбекова Г. Д.).
Руководство для учителя II уровня, приёмы критического мышления.
Цели: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;
Определить сентиментальный конфликт в повести «Бедная Лиза»;
Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение;
Развивать интерес к истокам русской литературы.
Результаты обучения: Знать: биографию и творчество Карамзина, содержание, тематику, характеристику героев, нравственную проблематику, позицию автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Уметь: работать с текстом выборочно, видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства.
Ключевые идеи: Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
Ход урока:
Этапы урока Время
45
минут Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Орг.момент
2 мин Приветствие учителя и подготовка к восприятию урока. Отвечают на приветствие учителя. Сосредотачиваются на уроке.
II. Активизация деятельности учащихся.
13 мин. Распределение в группы.
Проверка домашнего задания
1.Чтение «Оды на день восшествия…».
2.План оды.
Вызов: Литература – удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII.
- Сейчас поставьте перед собой цель, которой вы будете следовать, и запишите в тетрадь, например: показать, что сентиментальность, слезливость – чувства, которые мешают жить человеку и иногда бывают даже опасны. Или: доказать, что все люди равны в своих чувствах и надо уважать чувства каждого человека.
- Давайте сейчас на Машине времени перенесёмся в XVIII век.
Тема нашего урока: Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
- Какие цели мы наметим сегодня на урок? Образуют группы.
Читают оду и составленный план.
В тетрадях записывают свою точку зрения и обсуждают в группе.
Некоторые ученики читают свои записи и аргументируют свои ответы.
Записывают эпиграф к уроку
Жить не есть писать историю,
трагедию или комедию,
а как можно лучше мыслить,
чувствовать и действовать,
любить добро,
возвышаться душой
к его источнику.
Формулируют цели урока.
III. Усвоение новых знаний
10мин. Беседа по вопросам:
1. Что такое сентиментализм?
2.Назовите отличительные черты сентиментализма?
3. Назовите представителей сентиментализма в литературе?
Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?
Самостоятельное чтение статьи.
Ответы учащихся:
1.Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века.
2. Самоназвание «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.
3.Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.
-Высказывают свои предположения.
IV. Закрепление новых знаний.
15
мин. Чтение повести «Бедная Лиза»
1.Что можно сказать о композиции повести?
2.Присутствует ли автор в произведении?
3. Какова ведущая сюжетная линия в повести?
4. Какие проблемы подняты в повести?
5. Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?
Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.
Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.
Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.
Образ Природы
Существуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.
В каком образе представлены высшие силы?
Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.
-Что обозначают ландыши в руках Лизы?
-Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?
-Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?
-Выборочное чтение эпизодов повести.
-Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.
-Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». Где? - Выборочное чтение эпизодов повести
-А связана ли Природа с Эрастом?
Подтвердите свой ответ цитатами.
Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.
В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.
Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. 1.Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.
2. Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.
3. История трагической любви Лизы и Эраста.
4. Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.
5. Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.
Ученица: Изображая поток чувств героини, Карамзин обнаружил истинное мастерство психолога. Это проявилось в особой передаче душевных переживаний Лизы, вызванных важнейшими в ее жизни событиями. Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грустит. Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством. Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала: робость и смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение, Все это проявление безграничной любви.Ученик: Изображая духовную жизнь Эраста, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви. Поэтому-то он и открывает читателю историю не жизни, а любви своего героя, его душу. Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы- это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он. Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.
- Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой.
Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...
Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.
V.Рефлексия. 3 мин. Оцените свою работу.
Дети оценивают свою работу.
- Сегодня я узнал, что…
- Больше всего мне понравилось на уроке …
- Испытывал затруднения …
VI.Д/з 2мин. 1.Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
2.Составить портретную характеристику Эраста и Лизы.
3.Чтение повести.
Записывают домашнее задание.
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:
А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;
Б) писатель использовал только «высокую» лексику;
В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.
2. Жанр «Бедной Лизы»:
А) очерк;
Б) повесть;
В) рассказ.
3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:
А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;
Б) в изучении личностных качеств человека;
В) в воспитании внешней красоты человека.
4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:
А) осветить события, не выражая своей позиции;
Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;
В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.
5. Портрет Эраста отражает:
А) только внешность героя;
Б) отношение автора к герою;
В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.
6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:
А) описывая их внешность;
Б) рассказывая об их отношении к труду;
В) повествуя об их родителях.
7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:
А) как о человеке чистом душой;
Б) с иронией;
В) как о легкомысленной девушке.
8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
А) гром небесный;
Б) восхитительная музыка;
В) шелест листьев.
9. Человек, духовно близкий Лизе:
А) мать;
Б) Эраст;
В) повествователь.
10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:
А) благосостояние для него было важнее любви;
Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;
В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.
11. картины природы в произведении:
А) являются фоном повествования;
Б) показывают смену времен года;
В) передают настроение Лизы.
12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:
А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;
Б) «И крестьянки любить умеют»;
В) «Смерть за отечество не страшна…».
13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:
А) нищая;
Б) обездоленная;
В) несчастная.
14. Новаторство Карамзина проявилось:
А) в обличении социального неравенства героев;
Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;
В) в детальном изображении внутреннего мира героини.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
а б а б в б а б а а в б в в