Беседа по повести В.Короленко Человек создан для счастья


Тема: «Человек создан для счастья…».
Цель: Формирование понятий «счастья».
- Расширять знания о главном герое, его характере, взаимоотношениях людей в его обществе.
- Учить анализировать факты, используя текст.
- воспитание у ребят желания бороться за свое счастья, на примере Петра.
- Коррекция диалогической речи.
Ход занятия.
Огр. Момент.
Вступительная часть.
« Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения над мальчиком ( моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, над одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным и вдобавок музыкантом по профессии».
- О какой повести это высказывание?
( это высказывание о повести «Слепой музыкант»).
- А почему, вы так считаете?
( потому, что Короленко так высказывался о создании повести «Слепой музыкант»)
- Назовите герой этой повести?
(Петр, его мать Анна Михайловна, дядя Максим ее брат, Эвелина, Иохим, семья Ставрученко, звонарь.)
- Кто главный герой повести?
( главный герой повести Петр Попельский.)
- О чем эта повесть?
( эта повесть о слепорожденном мальчике).
Сообщение темы.
Мы с вами эту повесть уже прочитали, разобрали, сделали зарисовки,
Повесть эта о проблеме человеческого счастья.
- Сегодня наша беседа называется : «Человек создан для счастья…»

Эпиграфом нашего занятия будут служить слова Короленко: «Помните, человек создан для счастья, как птица для полета».
- На занятии мы выясним, что какие бы трудности в жизни небыли, их можно победить.
- Мы будем читать, отвечать на вопросы, пересказывать, исценировать, делать выводы, а некоторые из вас будут моими помощниками.
4. Беседа.
Каким родился мальчик?
( мальчик родился слепым)
Кто почувствовал это страшное горе?
(мать Анна Михайловна)
Что хотел подчеркнуть Короленко, назвав своего героя слепорожденным?
( он хотел подчеркнуть, что слепорожденный мальчик, для которого мир лишен красок и света, жизни и счастья, уже обречен).
- Самое страшное горе какое только может быть - это слепота. Казалось что ребенок обречен на несчастливую жизнь. Но Короленко показал в своей повести, что недопустимо примирение к своему горю, если оно и тяжело.
_ Что влияло на формирование душевного мира мальчика?
(сложный внутренний мир, смутные порывы к свету, неясные образы возникающие в его сознании).
Найдите в повести и зачитайте где автор формирует этот мир. Стр. 10.
- Чтобы показать мир в восприятии слепого, писателю приходилось создавать пейзаж исключительно средствами звуковых образов: звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колес и людской говор.
Кто помогает познать этот мир?
(мать Анна Михайловна, она рассказывает ему о разных предметах, о существах издававших те или другие звуки)
Давайте найдем это место и зачитаем стр.16.
Какую роль в жизни Петра сыграл старый боец дядя Максим?
( он обучал Петра наукам, знакомит с историей страны, прививал интерес к литературе, разработал для него план)
Чей еще образ воплощает автор в жизнь мальчика?
( образ Эвелины, которая готова пожертвовать своим благополучием ради счастья любимого).
Короленко воспевает самоотверженную любовь девушки.
В чем проявляется эта любовь?
(сначала в детской дружбе, потом в юношеской и очень ярко она описана в сцене ревность Петра к юному кадету семьи Ставрученко)Давайте ребята мы исценируем эту сцену:
(СЦЕНКА)
Э. Скажи мне, Петр, что с тобой? Отчего ты такой грустный? Что с тобой?
П. – Ничего особенного, Мне кажется, что я совсем лишний на свете.
Э. О чем ты говоришь? Успокойся.
П. – Знаешь, мне кажется иногда, что старики правы, что с годами все труднее. Ко мне собирались бы толпы людей, и я пел бы им, о делах их отцов, о подвигах, о славе. Тогда и я был бы чем – ни будь в жизни. А теперь? Даже кадет и тот – говорит: жениться и командовать частью. А мне и этого не доступно.
Э. Это ты наслушался речей молодого Ставрученко.
П. – Да, у него очень приятный голос. Он красив наверное.
Э. И это все глупости.
П.- Нет, будем справедливы, оба они хорошие.
Э. Почему?
П.- Потому что…
Э. Потому, что ведь ты на мне женишься, и наша жизнь будет одинакова.
П.- Я… На тебе? Значит, ты за меня… замуж?
Э. Ну да, конечно.
П.- Конечно. Послушай, Веля. А я …
Э. Что же ты?
П.- А я – слепой?
Э. Ну, да! Ты и я, мы оба любим друг друга. Какой ты глупый. Ну подумай сам: мог ли ты сам без меня?
П. – Я бы умер.
Э. И я тоже. Так зачем мучаешь меня?
П. – Мучу? Ну да, мучу. Я не виноват. Я хочу видеть – понимаешь? Хочу видеть и не могу освободиться от этого желания.
Как характеризует Петра эта сцена?
- Что он стал раздражительным, тосковал о том что не может быть таким как все, но Эвелина помогает ему найти себя.
Выходит что они любят друг друга и жить не могут друг без друга.
С кем еще знакомит писатель нашего героя в своей повести?
- писатель знакомит нашего героя со слепым звонарем.
Найдите в книге разговор Петра со слепым звонарем и прочитайте его разговор по ролям.стр.96
Какие черты характера Петра , раскрываются после разговора со слепым звонарем?
(в том, что он снова омрачен, стал задумчивым, на лице выражалась какая-то горечь.)
Что он был сначала оживлен и по своему весел, а после разговора со звонарем он стал омраченным и эта омраченность глубоко запала в сердце, стал задумчивым, а на лице выражалась какая-то горечь, он стал резким и раздражительным.
Куда решил послать дядя Максим племянника?
( он решил послать в путешествие с нищими)
Что хотел старый боец, чтобы почувствовал Петр в путешествии?
( всю глубину людских страданий. Хотел чтобы почувствовал чужое горе и этим излечил свою душу)
Что узнает Петр в своем путешествии с нищим? (рассуждения детей)
Какие слова сказал дядя по приходу Петра?
Какая основная идея повести?
А что такое человеческое счастье?
Человеческое счастье -в преодолении эгоизма, в любви к людям, в труде и творчестве на общее благо, чувство и состояние полного высшего удовлетворения.
И вы , ребята, какие бы недостатки и трудности в жизни не были, должны страстно верить в счастье и к этому стремиться всеми силами своей души и за это бороться.
И в заключение я хочу снова обратиться к словам Короленко:»Помните, человек создан для счастья, как птица для полета»