Программа по социальной адаптации ребенка — сироты Шаг за шагом


Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Галактика» 694760 Невельский район, с.Горнозаводск, ул. Кирпичная, 4

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Директор школы
Протокол № ____ от «____»______ ____________И. В. Син











2015 - 2020



"Шаг за шагом"















Пояснительная записка

В современных условиях нашей страны, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфракструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ проблемы сиротства приводит к пониманию того, что успешная социально - трудовая адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности, в социуме полноценное формирование которых затруднено в условиях государственного попечения. Специфические особенности нахождения ребенка в подобных образовательных заведениях, обуславливают актуальность создания специальных условий, способствующих успешной адаптации воспитанников школ-интернатов.
Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.
Для процесса социализации важно какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных


детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.
Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.
Дети-сироты именно потому и имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует.
Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. Общее физическое и психическое развитие воспитанников детского дома отличается от развития их ровесников, растущих в семье. Темп их психического развития замедлен, имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная жизнь и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.
Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского дома и школ - инткрнатов к самостоятельной жизни. Они объясняются как его собственной сиротской судьбой, так и тем, что в специфических условиях детского дома часто формируется личность с социопатическим характером. Это объективные условия, они являются ситуацией развития социальной сироты. Между тем, воспитательный потенциал интернатного учреждения очень велик, и при соответствующей организации среды и целенаправленными педагогическими приемами возможно, хотя бы частично компенсировать негативное влияние среды развития воспитанника. Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:
позитивное отношение к людям;
способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;
потребность в труде как образе жизни;
способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Детские дома и школы – интернаты имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.
Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.
Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому.
Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.
Вчерашнему  выпускнику детского дома необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.
Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми.
Выпускники  детских  домов чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом 
создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно.

Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.
Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Если  сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками.
Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждения  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации. Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.
Решение обозначенной проблемы мы видим в разработке и реализации программы социальной адаптации ребенка-сироты «ШАГ ЗА ШАГОМ».
Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.
Решение обозначенной проблемы мы видим в разработке и реализации программы социальной адаптации ребенка-сироты «ШАГ ЗА ШАГОМ».




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения
Задачи  программы:
формирование понятия о необходимости здорового образа жизни;
формирование социальной активности воспитанника;
формирование профессионально – трудовой готовности воспитанников;
формирование личностной готовности к самостоятельной жизни.
Программа рассчитана на пять лет – 2015 – 2020гг.
Целевая группа:
Основная  целевая  группа –  дети – сироты и дети, оставшиеся  без  попечения родителей.           
Формы  работы:
Групповые
Методы  работы:
Тестирование
Профдиагностика
Беседы,
Имитационные  игры: 
Реализация  программы:
Программа  рассчитана  на  32 занятия  в каждом разделе,  с интервалом  1 раз в неделю
Продолжительность  занятия: 40 мин.        
Количество  участников: 10 – 15 человек.



Этапы  программы
Диагностический  этап – 2015г. (май – сентябрь):
изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования;
изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы;
диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.
Организационно-деятельный  этап – 2015 – 2020гг:
корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных;
реализация  системы занятий по  программе;
Обобщающий   этап – 2020г. (май – сентябрь):
совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы;
диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы;
психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом;
Содержание программы представлено следующими направлениями:
«Правовая социализация»,
«Безопасность жизни»,
«Моё здоровье»,
«Семь Я»,
«Дорога в будущее»

Каждое направление состоит из определенной тематики, содержащий материал, как для групповых занятий, так и для практических занятий по формированию умений, навыков, способствующих успешной социальной адаптации в обществе.




«Правовая социализация» (2015 – 2016 учебный год)

Пояснительная записка к разделу «Правовая социализация»
Дети, особенно подростки, до сих пор остаются в нашей стране самой незащищенной группой. Права молодых нарушаются по статистике чаще, чем у лиц среднего и старшего возраста. Однако из – за незнания своих прав или даже неумения постоять за себя, эти проблемы остаются вне правового регулирования. Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня представило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.
Правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В результате работы по правовому воспитанию у детей не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты. Формирование гражданских качеств, необходимых для бесконфликтной интеграции в обществе. Следует отметить, что содержание программы не дублирует школьную программу по граждановедению, способствует развитию зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности.
Курс занятий по правовой социализации, направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.
Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Правовая социализация включает в себя гражданско – правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.
Цель: подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Задачи:
подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в частности осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав;
формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей;
формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;
овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения;
формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры
Информирование детей соответственно с их возрастными особенностями, должно осуществляться доступными средствами и методами.
Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
1 – 4 классы (1 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Гражданство, политика, право

Кого называют гражданином?
8 часов



1

2.
Что такое законопослушание?
1

3.
Зачем нужна власть?
1

4.
Что значит слово «демократия»?
1

5.
Может ли жить человек, не имея прав?
1

6.
Что такое правонарушение?
1

7.
Как называется главный закон государства?
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1






9.
2 четверть

II. Конституция РФ, права гражданина, которые она провозглашает

Зачем государству герб, флаг, гимн?
6 часов


6 часов

1

10.
Должно ли государство защищать человека?
1

11.
Должны ли у ребенка быть свои вещи?
1

12.
Почему некоторые люди ходят в церковь?
1

13.
Может ли человек жить без газет, радио, телевидения?
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Законодательство о правах ребенка

Отличие прав ребенка от взрослого
10 часов

10 часов

1

16.
Дети наименее защищенная социальная группа
1

17.
Положение детей в России
1

18.
Декларация прав ребенка

1

19.
Основные положения Конвенции о правах ребенка
1

20.
Право на жизнь, на собственность, права детей – сирот
1

21.
Правосудие в отношении несовершеннолетних
1

22.
Зачем права детей надо защищать?
1

23.
Можно ли нарушать дисциплину и порядок?
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть


1





25.
4 четверть

IV. Гражданин. Политика. Право

Для чего человеку работа?
8 часов

8 часов

1

26.
Почему человеку необходимо отдыхать?
1

27.
В чем отличие понятий «человек и гражданин»?
1

28.
Кого мы уважаем как гражданина?
1

29.
Что такое гражданство?
1

30.
Зачем детям нужны клубы, секции, кружки?
1

31.
Обобщающее занятие по правовым терминам
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа



Ожидаемые результаты
(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Правовая социализация»)
знать понятия:
- гражданин,
- государство, власть,
- права и обязанности, правонарушения,
- основные положения Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребенка



Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
5 – 7 классы (2 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Право и мораль. Право и закон

Что такое право?
8 часов



1

2.
Что такое закон?
1

3.
Что такое мораль?
1

4.
Всегда ли законопослушный человек и гражданин является носителем высоких моральных качеств?
1

5.
Возможна ли жизнь общества без власти?
1

6.
Как устроена государственная власть?
1

7.
Какую роль в жизни общества играет политика?
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1




9.
2 четверть
II. Правовое государство. Конституционное право.

Чем представляет собой правовое государство?
6 часов


1

10.
В чем отличие правового государства от неправового?
1

11.
Кто в нашей стране является главой государства?
1

12.
Кто избирает президента России?
1

13.
Можно ли критиковать президента?
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Конституция РФ о правах экономических, социальных, культурных

Всегда ли обеспечивается право человека?
10 часов

10 часов

1

16.
Необходима ли смертная казнь?
1

17.
Какие права относятся к политическим?
1

18.
Для чего люди участвуют в различного рода партиях, движениях, организациях и т.д.?


19.
Нужны ли детям свои организации и для чего?
1

20.
Что понимается под социальными правами человека?
1

21.
Есть ли у нас в стране проблемы с осуществлением права на труд?
1

22.
Кто и какие организации помогут человеку, потерявшему работу?
1

23.
Право на жилье и возможность иметь жилье – одно и то же ли это
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1





25.
4 четверть

IV. Гражданин. Политика. Право
Почему у многих людей возникла проблема сохранения и укрепления здоровья?
8 часов

8 часов

1

26.
Одинаковы ли у всех возможности получения образования?
1

27.
Что такое социальное обеспечение?
1

28.
Почему многие, достигнувшие пенсионного возраста не спешат оставлять работу?
1

29.
Хорошо ли это для общества?
1

30.
Положение детей в России
1

31.
Необходимость защиты детства
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа



Ожидаемые результаты
(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Правовая социализация»)
Знать понятия:
- человек, гражданство, право, закон, мораль;
- государственная власть, правовое государство, символика;
- основные положения Конституции о правах ребенка, ФЗ о социальной защите;
- права и обязанности, правонарушения














Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
8 класс (3 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Административное право

Природу охраняет закон
8 часов



1

2.
Причины, ведущие к преступлению
1

3.
Поступок и проступок. Ответственность за проступок
1

4.
От проступка до преступления один шаг
1

5.
Правонарушение и наказание
1

6.
Наказание за мелкое преступление
1

7.
В чем отличие понятий «человек и гражданин»
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1






9.
2 четверть

II. Правовое государство. Конституционное право.


Что такое право?
6 часов


6 часов

1

10.
Что такое закон?
1

11.
Что такое мораль?
1

12.
Можно ли обойтись без власти?
1

13.
Какие ветви власти существуют?
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Государство, демократия, права человека и гражданина, Конституция РФ

Что такое государство?
10 часов

10 часов

1

16.
Какие формы государственного правления вам известны?
1

17.
Что такое демократия?
1

18.
Правит ли народ в демократическом государстве?


19.
Как можно сформулировать понятия «права человека»?
1

20.
Гражданские права
1

21.
Основные гражданские права
1

22.
Политические права
1

23.
Равны ли в правах верующие и неверующие, а так же люди, исповедующие разные религии?
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть


1






25.

4 четверть
IV. Гражданин. Политика. Право

Можно ли жить без осуществления прав человека

8 часов

8 часов

1

26.
Право на труд, Есть ли у нас безработица в стране?
1

27.
Имеет ли у нас человек право на отдых?
1

28.
Имеет ли ребенок свои права?
1

29.
Может ли ребенок во имя исполнения своих прав нарушать права других, как детей, так и взрослых?
1

30.
Всегда ли вы, отстаивая свои права, мнения, уважаете достоинство других?
1

31.
Необходима ли дисциплина в детском коллективе?
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа



Ожидаемые результаты
(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Правовая социализация»)
Знать понятия:
- человек, гражданство, право, закон, мораль;
- государственная власть, правовое государство, символика;
- основные положения Конституции о правах ребенка, ФЗ о социальной защите;
- права и обязанности, правонарушения














Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
9 класс(4 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Система правоохранительных органов

Структурные системы правоохранительных органов?
8 часов



1

2.
В чем состоит задача полиции?
1

3.
Что такое правопорядок?
1

4.
Что такое суд? Какие дела он рассматривает?
1

5.
Для чего в суде народные заседатели?
1

6.
Может ли подозреваемый быть назван преступником до вынесения приговора суда?
1

7.
В чем главная задача прокуратуры?
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1






9.
2 четверть

II. Законодательство о правах ребенка


Декларация прав ребенка
6 часов


6 часов

1

10.
Основные положения Конвенции о правах ребенка
1

11.
Правосудие в отношении несовершеннолетних
1

12.
Понятие «права человека»
1

13.
Обязано ли государство защищать права человека
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. Уголовное право

Наказание и его цели
10 часов

10 часов

1

16.
Основные положения УК для несовершеннолетних
1

17.
Юридическая ответственность
1

18.
Уголовная ответственность


19.
Преступление против государственной и личности собственности граждан
1

20.
Ответственность за преступление в сфере экономики (Мошенничество, взяточничество)
1

21.
Преступление – наиболее опасное правонарушение
1

22.
Преступление против здоровья и жизни человека
1

23.
Ответственность за хулиганство
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть

1






25.

4 четверть

IV. Уголовное право

Преступление в семье

8 часов



1

26.
Преступление против чести и достоинства личности
1

27.
Ответственность за соучастие в преступлении
1

28.
Ответственность за незаконное ношение и сбыт оружия
1

29.
Преступление против половой неприкосновенности
1

30.
Всегда ли вы, отстаивая свои права, мнения, уважаете достоинство других?
1

31.
Необходима ли дисциплина в коллективе?
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа



Ожидаемые результаты
(знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Правовая социализация»)
Знать:
- основные положения Конституции,
- Декларации прав ребенка,
- Федеральный Закон
- Конвенцию о правах человека;
- систему правоохранительных органов;













«Безопасность жизни» (2016 – 2017 учебный год)
Пояснительная записка ко II разделу
Данный раздел составлен для проведения курса занятий с детьми разных возрастов. Локализация материала осуществлена с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития
Занятия рассчитаны на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Изучение курса позволит воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель: организация безопасности жизнедеятельности воспитанников, профилактика детского дорожно – транспортного травматизма
Задачи:
научить воспитанников соблюдению правил поведения на дорогах и в транспорте, также в лесу, дома и на воде;
ознакомить с правилами и аккуратным использованием бытовой техники;
научить оказанию первой медицинской помощи















Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
10 – 12 лет (1 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Правила безопасности дорожного движения

Село, в котором мы живем
8 часов



1

2.
Отчего возникают опасности на дорогах?
1

3.
Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт
1

4.
Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения
1

5.
Что такое перекресток?
1

6.
Запрещающие знаки
1

7.
Неожиданности улицы без интенсивного движения
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1






9.

2 четверть

II. Правила безопасности в быту

Шалости ребенка дома



6 часов


1

10.
Один на улице
1

11.
Один дома
1

12.
Ртуть
1

13.
Кость в горле
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть

III. правило безопасности на природе

Ядовитые грибы и ягоды
10 часов

10 часов

1

16.
Укусы насекомых
1

17.
Правила поведения в лесу
1

18.
Дикие животные


19.
Солнечный удар
1

20.
Носовое кровотечение
1

21.
Порезы, ссадины, ушибы
1

22.
Практическое занятие по оказанию первой помощи при
порезах, ссадинах, ушибах
1

23.
Обморожение
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть



1






25.

4 четверть

IV. Правила пожарной безопасности

Огонь

8 часов



1

26.
Хороший огонь/плохой огонь
1

27.
Предотвращение огня
1

28.
Предотвращение пожара в вашем доме и окружающей местности
1

29.
Разведение и тушение костра
1

30.
План эвакуации при пожаре
1

31.
Сигареты и спички
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа
























Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
6 - 7 классы (2 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Правила безопасности дорожного движения

Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах
8 часов



1

2.
Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах?
1

3.
Предупреждающие знаки
1

4.
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах
1

5.
Что вам помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах
1

6.
Информационно – указательные знаки
1

7.
Знаки сервиса
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.

2 четверть
II. Правила безопасности в быту

Температура



6 часов
1

10.
Петарды
1

11.
Ёлка
1

12.
Курение в постели
1

13.
Землетрясение
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть
I
·II. Правило безопасности на природе

Ядовитые грибы и ягоды
10 часов

10 часов

1

16.
Укусы насекомых
1

17.
Правила поведения в лесу
1

18.
Дикие животные


19.
Солнечный удар
1

20.
Носовое кровотечение
1

21.
Порезы, ссадины, ушибы
1

22.
Практическое занятие по оказанию первой помощи при
порезах, ссадинах, ушибах
1

23.
Обморожение
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть







25.


4 четверть
IV. Правила пожарной безопасности

Причины пожаров


8 часов



1

26.
Пожароопасный сезон и уровень пожарной опасности
1

27.
Служба пожарной безопасности/пожарные
1

28.
Первая помощь
1

29.
Лес как сообщество
1

30.
Последствие сильных лесных пожаров
1

31.
Способы выживания растений и животных
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа


























Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
8 класс (3 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Правила безопасности дорожного движения

Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах
8 часов



1

2.
Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах?
1

3.
Предупреждающие знаки
1

4.
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах
1

5.
Что вам помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах
1

6.
Информационно – указательные знаки
1

7.
Знаки сервиса
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.

2 четверть
II. Правила безопасности в быту

Температура



6 часов
1

10.
Петарды
1

11.
Ёлка
1

12.
Курение в постели
1

13.
Землетрясение
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.
3 четверть
III. Правило безопасности на природе

Ядовитые грибы и ягоды
10 часов

10 часов

1

16.
Укусы насекомых
1

17.
Правила поведения в лесу
1

18.
Дикие животные


19.
Солнечный удар
1

20.
Носовое кровотечение
1

21.
Порезы, ссадины, ушибы
1

22.
Практическое занятие по оказанию первой помощи при
порезах, ссадинах, ушибах
1

23.
Обморожение
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть







25.


4 четверть
IV. Правила пожарной безопасности

Причины пожаров


8 часов



1

26.
Пожароопасный сезон и уровень пожарной опасности
1

27.
Служба пожарной безопасности/пожарные
1

28.
Первая помощь
1

29.
Лес как сообщество
1

30.
Последствие сильных лесных пожаров
1

31.
Способы выживания растений и животных
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа

























Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий
9 класс (4 группа)

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Правила безопасности дорожного движения

Элементы улиц и дорог и безопасное поведение
8 часов



1

2.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
1

3.
Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог
1

4.
Безопасность пассажиров
1

5.
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда
1

6.
Предписывающие знаки, знаки приоритета
1

7.
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1





9.

2 четверть
II. Правила безопасности в быту

Электроприборы



6 часов
1

10.
Правила поведения на воде
1

11.
Реанимация утопающего
1

12.
Отравление, обморок
1

13.
Сбор аптечки
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1





15.

3 четверть
III. Правило безопасности на природе

Прорубь
10 часов

10 часов

1

16.
Гололёд
1

17.
Ураган
1

18.
Паводки и наводнения


19.
Химическая авария
1

20.
Темная улица
1

21.
Обморок
1

22.
Отравление, обморожение
1

23.
Сбор рюкзака
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть









25.


4 четверть
IV. Правила пожарной безопасности

Лес, как сообщество




8 часов
1

26.
Дары леса
1

27.
Польза предписанного выжигания и последствия сильных лесных пожаров
1

28.
Местность, растительность зоны и огонь
1

29.
Погода и пожар
1

30.
Виды лесных пожаров
1

31.
Способы выживания растений и животных
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа


Знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Безопасность жизни»
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
различные опасности и аварийные ситуации, правила безопасного поведения;
группы дорожных знаков;
правила оказания первой медицинской помощи;
правила поведения на воде, на природе;
возможные аварийные по ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правилах безопасного поведения;
основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом;
безопасное поведение в быту
У воспитанников, должны выработаться следующие умения:
предвидеть возможную опасность на дорогах;
уметь правильно оказывать первую медицинскую помощь;
уметь пользоваться бытовой техникой;
иметь представление о спасении на воде





«Моё здоровье» (2017 – 2018 учебный год)

Пояснительная записка
Направление «Моё здоровье» разработано с целью формирования у обучающихся понятий «здоровье» как сложного социально – медико – психологического феноменга, определяющего развития личности в целом. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся коррекционной школы.
Основные цели раздела:
формирование основного отношения обучающихся к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи воспитанникам знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;
формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения
Курс раздела рассчитан на проведения занятий один раз в неделю. По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
актуализация имеющегося опыта и знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения» в том числе «мозговой штурм», а также стимульные аудиоматериалы);
формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов);
отработка личной стратегии поведения
осмысления полученного опыта







Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению
«Моё здоровье»

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
I. Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний

Кожа человека. Уход за кожей. Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств ухода за телом. Взаимосвязь частоты, здоровья и эстетики.


8 часов



1

2.
Уход за волосами (строение волос, типы волос, гигиенические средства ухода за волосами)
1

3.
Гигиена полости рта (средства гигиены полости рта, правила индивидуального подбора, хранения, смены)
1

4.
Гигиена зрения (устройство глаза, риски нарушения зрения, профилактическая гимнастика, режим работы за компьютером и просмотр теле и видео передач)
1

5.
Гигиена труда и отдыха (периоды изменения работоспособности, режим дня, признаки утомления)
1

6.
Профилактика инфекционных заболеваний, поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
1

7.
Эпидемии, ответственность за распространение инфекционных заболеваний
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1




9.
2 четверть
II. Питание и здоровье

Питание – основа жизни, гигиена питания
6 часов


1

10.
Представление об основных пищевых веществах, их значение
1

11.
Режим питания, самые полезные продукты
1

12.
Профилактика гриппа и авитаминоза
1

13.
Пищевые риски, опасные для здоровья, правила поведения за столом
1

14.
Обработка и хранение пищевых продуктов, уход за посудой
1




15.
3 четверть
III. Предупреждение употребления ПАВ

Общие представления о ПАВ
10 часов


1

16.
Ложные представления о допустимости употребления ПАВ
1

17.
Зависимость от ПАВ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая
1

18.
Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь
1

19.
Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ
1

20.
Поведение с людьми, употребляющими ПАВ
1

21.
Профилактика употребления ПАВ
1

22.
Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя
1

23.
Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть – тренинг «Спасибо, нет»
1




25.
4 четверть
IV. Культура потребления медицинских услуг

Выбор медицинских услуг


8 часов
1

26.
Поликлиника. Врачи - специалисты
1

27.
Вызов врача на дом, больница, показания для госпитализации
1

28.
Польза и вред медикаментов
1

29.
Осторожное обращение с лекарствами
1

30.
Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью
1

31.
Поведение в медицинских учреждениях
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа


Знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Моё здоровье»
имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присутствующих возрасту функциональных состояниях;
знает основные группы пищевых продуктов;
знает какие овощи и фрукты, аптечные препараты повышают сопротивляемость организма различным заболеваниям и способствуют профилактике авитаминоза
умеет вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях;
имеет четкие представления о своём поведении при подозрении на инфекционные заболевания;
Обладает необходимыми навыками отказа от приёма психоактивных веществ в группе;

Обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболевания




Направление программы «Семь Я» - 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами социализации становятся коллектив сверстников, сотрудники детского дома или интерната. Следовательно, информация о социальных ролях: муж, жена, сестра, брат, тетя, дядя – может просто отсутствовать или быть искажена.
Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника
адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением домашнего хозяйства. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования готовности к семейной жизни, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах.
Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных


взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с
воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.
У детей младшего школьного возраста необходимо развивать чувство товарищества, дружбы, достоинства, чести. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях.
В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте, обогащаются знания подростков о значении и ценностях семьи, углубляются и расширяются представления о своих обязанностях в семье, активно формируется чувство взрослости и самостоятельности.
В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков бытового самообслуживания.
Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-лекции, в ходе которых дети получают необходимые им
знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, занятия-практикумы, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.
Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Семь Я»
10 – 13 лет

Тематика занятий
Количество часов



1.
1 четверть
Что такое семья
8 часов
1

2.
Состав семьи
1

3.
Родственные отношения (мать, отец, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т. д.)
1

4.
Дальние или близкие родственники
1

5.
Необходимость заботы и уважения к друг другу
1

6.
Правила поведения в семье
1


7.

Женщина – Дама, мужчина - Рыцарь
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1




9.

2 четверть

Колыбельная матери

6 часов

1

10.
Что мы знаем о домашнем труде
1

11.
Зайти приятно в дом, коли порядок в нем
1

12.
Безделье, лень и неуменье вызывают отвращенье
1

13.
Бережливость дороже богатства
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1




15
3 четверть


Как выбрать подарок (теоретическое занятие)
10 часов


1

16.
Как выбрать подарок (практическое занятие)
1

17.
Как создать праздничную атмосферу в доме (теоретическое занятие (теоретическое занятие)
1

18.
Как создать праздничную атмосферу в доме (практическое занятие)
1

19.
Как украсить праздничный стол (теоретическое занятие)
1

20.
Как украсить праздничный стол (практическое занятие)
1

21.
Развлечение (теоретическое занятие)
1

22.
Развлечение (практическое занятие)
1

23.
Мы приглашаем в дом гостей
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1




25.
4 четверть


Бесценный дружеский союз
8 часов


1

26.
Как выбрать спутника жизни
1

27.
Любовью дорожить умейте
1

28.
Свадьба
1

29.
Распределение обязанностей в семье
1

30.
Условия семейного счастья
1

31.
Мой дом – моя крепость
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа







Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Семь Я»
14 – 16 лет

Тематика занятий
Количество часов



1.
1 четверть
Семья и ее основные функции
8 часов
1

2.
Семья - их структура, тип
1

3.
Семейные трудности
1

4.
Развод и его последствия (дети без отца – беда или вина. Нужно ли сохранять семью ради детей)
1

5.
Психологический климат и совместимость в семье
1

6.
Искусство быть супругами (в чем смысл семейного счастья,
в чем секреты идеального супружества)
1

7.
Как сохранить любовь. Любовь и культура поведения влюбленных
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1



9.

2 четверть
Дружная семья – решение различных жизненных ситуаций

6 часов
1

10.
Ситуативно – ролевые игры:
Комплимент;
Знакомство;
Свидание
1

11.
Ситуативно – ролевые игры:
Раздражительность;
Неприятности на работе;
Кто здесь хозяин
1

12.
Доход семья. Из чего складываются доходы
1

13.
Расчет и сбережения
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1



15
3 четверть

Добрачные факторы риска
10 часов

1

16.
Общение в семье. Нравственные контуры семьи
1

17.
Роль отца и матери в семье. Родительский долг
1

18.
К чему ведет невыполнение родительских обязанностей
1

19.
Что у меня в семье не так?
1

20.
Система ценностей в жизни человека
1

21.
Жизненные сценарии в судьбе человека
1

22.
Счастье, – какое оно?
1

23.
Мой дом – моя семья
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1




25.

4 четверть

Что может быть семье дороже

8 часов

1

26.
Мир дому твоему
1

27.
Такие разные, разные семьи
1

28.
Образцовая семья
1

29.
Обряды и традиции семьи
1

30.
Моя семья – моё богатство
1

31.
Что значит «уметь жить»
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа


Знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Семь Я»
обладать знаниями о социальных ролях: мужа, жены, сестры, брата, тети, дяди и т. д.
иметь правильное представление о семье, ее членах и их взаимоотношениях
учитывать семейные проблемы, трудности и обладать навыками, помогающими преодолеть эти трудности;
иметь представление о любви, как высшем человеческом чувстве, о брачно – семейных отношениях















Пояснительная записка к разделу программы «Дорога в будущее»
Среди целей и задач деятельности современного образовательного учреждения в условиях социально-экономического преобразования общества одной из ведущих становится проблема активизации профессионального самоопределения.
Выпускники детских домов и школ – интернатов должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим необходимо проводить работу по профориентации воспитанников и подготовку воспитанников к профессиональному самоопределению. Психологические особенности воспитанников детского дома усложняют процесс их профессионального самоопределения. Трудности в профессиональном самоопределении подростков – воспитанников детского дома вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к детской неустроенности и неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная
ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.
У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются иными. Основные усилия в работе с детьми должны быть направлены на всемерное развитие их интересов, склонностей и способностей, необходимо знакомить детей с миром профессий посредством игры, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий. У детей среднего школьного возраста необходимо выявлять и развивать специальные способности, подростка необходимо научить соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности. В старшем школьном возрасте происходит изучение профессиональных предпочтений, ознакомление со

спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь воспитанникам в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.
Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути, профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.
Форма занятий: беседы, игры, дискуссии, экскурсии, проекты, практикумы. Форма занятия выбирается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. На занятиях используется наглядный и дидактический материал.







Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Дорога в будущее»
10 – 12 лет

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
Профессиональное самоопределение

Труд в жизни человека
8 часов

14 часов

1

2.
Профессии работников школы - интерната
1

3.
Профессия штукатура - маляра
1

4.
Профессия столяра - плотника
1

5.
Профессия парикмахера
1

6.
Профессия повара
1

7.
Профессия продавца
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1



9.

2 четверть
Увлечения и профессии

6 часов
1

10.
Влияние интересов на выбор профессии
1

11.
Экскурсии на предприятия села
1

12.
Для чего люди работают
1

13.
Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1




15
3 четверть
Азбука кухни

Знакомство с названиями посуды и столовыми приборами
10 часов
10 часов

1

16.
Правила пользования столовыми приборами
1

17.
Наши домашние помощники
1

18.
Правила пользования утюгом, пылесосом, телевизором
1

19.
Помещение кухни, кухонная утварь
1

20.
Оборудование и обстановка кухни
1

21.
Стиральные машины. Обучение пользоваться ими. Правила машинной стирки
1

22.
Правила пользования электроплитой
1

23.
Овощные, мясные блюда
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1





25.

4 четверть
По дорогам самостоятельной жизни

Твои основные документы

8 часов
8 часов

1

26.
Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения
1

27.
Если с тобой случилась беда
1

28.
Как не стать жертвой преступления
1

29.
Я скоро стану взрослым
1

30.
Что нужно человеку для жизни
1

31.
Учеба и труд
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа


Знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Дорога в будущее»
Названия профессий людей из его окружения, уметь ориентироваться в них;
обязанности (функции) работника определенной профессии, уметь в играх изображать данные профессиональные роли;
понимать необходимость, нудность той или иной профессии;
обладать элементарными навыками по самообслуживанию











Учебно – тематическое планирование воспитательских занятий по направлению «Дорога в будущее»
13 – 16 лет

Тематика занятий
Количество часов





1.
1 четверть
Профессиональной самоопределение

Мир труда
8 часов

24 часа

1

2.
Для чего люди работают?
1

3.
Основные направления профессионально деятельности
1

4.
«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – человек»
1

5.
На что ориентироваться в выборе профессии. Профессия и состояние здоровья
1

6.
Интересы и склонности в выборе профессии
1

7.
«Могу», «Хочу», «Надо» - что важнее в профессии
1

8.
Заключительное занятие за 1 четверть
1



9.

2 четверть
Романтика профессии, романтика труда

6 часов
1

10.
Познай своё Я
1

11.
Я и моя будущая профессии
1

12.
«Ищу работу»
1

13.
Рынок рабочей силы Сахалинской области и правильный выбор профессии
1

14.
Заключительное занятие за 2 четверть
1




15
3 четверть


Твоя профессиональная карьера
10 часов


1

16.
Ошибки при выборе профессии
1

17.
Способности и профессиональная пригодность
1

18.
Современный рынок труда
1

19.
В поисках работы. Биржа труда
1

20.
Устройство на работу (ролевая игра)
1

21.
Навыки самопрезентации
1

22.
Пути получения профессии
1

23.
«Мы выбираем, нас выбирают»
1

24.
Заключительное занятие за 3 четверть
1





25.

4 четверть
По дорогам самостоятельной жизни

Твои основные документы

8 часов
8 часов

1

26.
Образование
1

27.
Трудоустройство
1

28.
Жилищные вопросы
1

29.
Твой дом (если ты получил ключи от квартиры)
1

30.
Медицинская помощь в учреждениях здравоохранения
1

31.
Если с тобой случилась беда
1

32.
Заключительное занятие за 4 четверть
1






ВСЕГО
32 часа


Знания и умения воспитанников, полученные в ходе работы
по направлению «Дорога в будущее»
ориентироваться в мире профессий;
оценивать свои интересы, способности и возможности;
уважительно относиться к людям различных профессий;
анализировать и оценивать свои профессиональные склонности, проф. пригодность;
строить профессиональные и жизненные планы













Список литературы
Айрапетян С. Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
Анацыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита. /Психологический журнал, т.15, № 1, 1994.
Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций./ Психологический журнал №5, 1995.
Дикая Л. М., Махнач А. А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным и факторы его формирования./Психологический журнал, т.14, №3,1996.
Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение./Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, вып.1,ч.1, 1995.
Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток, 1979.
Хяюрюнин Ю. П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством, властью./ Психологический журнал №4, 1991.






Программа по
социальной адаптации
ребенка-сироты
Times New RomanБумажный пакет Заголовок 115