Урок по географии для 10 класса Политическая карта и субрегионы Зарубежной Европы
Урок географии в 10 классе
Тема урока: «Политическая карта и субрегионы Зарубежной Европы»
Цель: Сформировать у учащихся представление о политической карте Зарубежной Европы и дать характеристику ее основным субрегионам.
Задачи:
1. Выявить основные черты географического положения Зарубежной Европы;
2. Познакомить с историей формирования политической карты Европы;
3. Дать краткую характеристику основным субрегионам Европы;
4. Продолжить работу по формированию умений работать с различными источниками информации, а также по развитию интерактивных умений и навыков (работа в группе) и
совершенствованию коммуникативных навыков.
Средства обучения:
- интерактивная политическая карта мира
- мультимедийное оборудование
- Приставка MIMIO, стилус
- атласы для 10 класса.
- учебник географии 10 класс.
Тип урока:
урок изучения нового материала
Ведущий метод:
частично – поисковый
I этап: Подготовительный.
За 2 недели класс делится на группы по 4 - 5 человек. Каждая группа выбирает регион изучения по зарубежной Европе. Затем подбирает материал и готовит презентацию.
II этап. Проведение урока.
В кабинете столы расставлены для работы в группах, каждый стол оформлен: название субрегиона, ноутбук, план урока, карта-схема урока.
Ход урока
1. Вводное слово учителя о теме урока
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы поговорим о регионе который является одним из очагов мировой цивилизации, родиной Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Мы поговорим о Зарубежной Европе. Зарубежная Европа занимает территории в 5,1 млн. км2 с населением 500 млн. чел. Здесь расположено около 40 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Зарубежная Европа –И хотя эпоха “европоцентризма” ушла в прошлое, этот регион и в наши дни занимает очень важное место в мировой политике и экономике. Сегодня мы расширим свои знания о Европе, рассматривая ее как главный туристический регион мира.
На слайде карта Зарубежной Европы
2. Постановка цели и задач перед учащимися
Целью нашего урока будет изучение формирования политической карты Зарубежной Европы, а кроме этого нам необходимо будет дать характеристику ее основным субрегионам.
Каким образом мы могли бы добиться поставленной цели, какие нам необходимо решить задачи?
(учащиеся отвечают)
Работать мы будем по такому плану: в первой половине урока я познакомлю вас с ЭГП Зарубежной Европы, далее мы послушаем выступление одного из ваших одноклассников по истории формирования политической карты Европы, во второй половине – работа в группе. У вас у каждого на столе есть карта урока, которую вам необходимо заполнять по мере изучения нами темы.
На слайде цель и задачи урока.
3. Объяснение нового материала
1. Итак, первое, что нам необходимо, - это дать характеристику ЭГП Зарубежной Европы
ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
соседским положением: малой “глубиной” территорий стран Зарубежной Европы. В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – 230 км;
приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной – на 600 км.
(На экране интерактивная карта, работает приставка Мимио, учитель с помощью стилуса демонстрирует работу с картой).
2. История формирования политической карты Зарубежной Европы.
(Выступление учащегося и его работа с интерактивной картой).
4. Работа в группах
Ребята, вы получили дополнительное задание по подбору материалов по своему региону, сейчас каждая группа должна использовать их и создать презентацию. После вам необходимо защитить свой субрегион. Работаем по плану: ЭГП, природные предпосылки для развития хозяйства, хозяйство, проблемы и перспективы развития. Во время выступления остальные участники нашей мини-конференции зафиксируют основную информацию в таблицу в вашей карте-схеме урока.
5. Обсуждение результатов работы в группах
6. Интерактивная разминка
Пришло время немного отдохнуть. Попробуйте определить, о каких странах идет речь:
А) Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистическом мире по выплавке алюминия, никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем ее берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники. (Норвегия) Б) Мягкий климат, горный воздух, озера с прозрачной водой и живописными берегами привлекает сюда массу туристов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское питание и лучшие сорта сыра – вот чем славится это государство. (Швейцария) В) Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов. (Англия) Г) Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, ее роль заметно в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра. (Франция)
(Все вопросы даны на слайдах презентации, желающие ответить, выходят к доске и стилусом вписывают название страны).
А теперь давайте проверим, насколько вы запомнили состав субрегионов
(Вопрос задан на слайде, учащиеся по желанию выходят и с помощью стилуса сопоставляют страны и субрегионы, рисуя стрелки.)
7. Итоги работы. Рефлексия
Вернемся к цели и задачам нашего сегодняшнего урока. Все ли нами было сделано, достигли ли мы поставленной цели? (На слайде цель и задачи урока).
8. Домашнее задание
Спасибо за работу на уроке, вашим домашним заданием будет создание и защита презентаций на тему:
Группа №1 – Мегалополисы Европы
Группа №2 – Страны – карлики Европы
Группа №3 – Старопромышленные районы Европы
Группа №4 – Районы нового освоения Европы
А также вам необходимо доделать ваши карты урока.
Приложения
Практическая работа
«Политическая карта и субрегионы Зарубежной Европы»
Задание 1 Определите основные черты географического положения Европы?___________
_____________________________________________________________________________
Задание 2 Выделите основные характеристики политической карты Зарубежной Европы?
Задание 3 Заполните таблицу:
«Характеристика субрегионов Зарубежной Европы »
Субрегионы Состав Географическое положение Природа Население Хозяйство
1.Северная Европа
2.Западная Европа
3.Южная Европа
4.Восточная Европа
Домашнее задание
Ответьте на вопросы:
Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя чертами. Какими?
Политическая карта Зарубежной Европы на протяжении 20 века претерпевала большие изменения трижды. Назовите эти изменения?
Политической консолидации региона способствует деятельность, какой организации?
В каком году был создан Совет Европы, и для каких целей?
Самая большая страна зарубежной Европе.
Назовите 6 микрогосударств зарубежной Европы.
Назовите однонациональные страны.
По своему административно-территориальному устройству большинство стран зарубежной Европы принадлежит: 1) к унитарным государствам; 2) к федеративным государствам;
Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция)
Государство – теократическая монархия в Европе. (Ватикан)
В какой стране Рурский каменноугольный бассейн ( ФРГ).
В какой стране Верхнесилезский каменноугольный бассейн (Польша).
Лотарингский железорудный бассейн (Франция).
Железорудный бассейн Кируна (Швеция).
Для стран зарубежной Европы характерно суженный или расширенный тип воспроизводства населения.
Закончите предложение. Зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг ( трудовой ) иммиграции.
По национальному составу население зарубежной Европы относится, к какой семье?
Господствующая религия в Южной Европе.