Сценарий внеклассного мероприятия «Пути выхода из подростковой агрессии»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»
Г. Бологое Тверской области




Сценарий внеклассного мероприятия
«Пути выхода из подростковой агрессии»





Составила: Ярославская Евгения Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории









Цели:
1.Общие:
стимулировать деятельность учащихся на самостоятельное решение проблемы подростковой агрессии.
2.Частные:
сформулировать способы преодоления агрессии,
обучение навыкам контроля и управления собственным гневом, эмоциями,
обучение конструктивным поведенческим реакциям,
совместная разработка памятки «Если во мне накопился гнев» на основе психологических тренингов.
Структура занятия:
Фаза: «Вызов интереса».
Фаза: «Осмысление»
Фаза: «Вывод».
Ход
I. Фаза занятия: «Вызов интереса» (слайды 1 - 3).
1. Инсценировка Стихотворения С. Михалкова «Бараны».
По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: – Братец, вот какое дело: Здесь вдвоём нельзя пройти – Ты стоишь мне на пути. Черный брат ответил: – Ме, ты в своем ли, брат уме? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги! Помотал один рогами, Уперся другой ногами – Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана.
– Ребята, почему таким печальным оказался исход истории, изложенной в стихотворении С.Михалкова? (Потому что никто не хотел уступать.)
– Вспомните, какие качества приписывал народ этому животному? (Баран всегда считался олицетворением глупости, тупого упрямства.)
– Всевышний дал этому животному рога как признак проявления агрессии. Человеку Он не дал ни рогов, ни клыков, ни когтей, ни иголок, по-видимому, по поводу человека у него были другие планы.
– А как получается в жизни?
2.Видеоролик «Детская жестокость» (показ видеоролика). (слайд 4)
3. Постановка целей и задач занятия:
1. Давайте сегодня разберемся в причинах подростковой агрессии и попробуем спроектировать пути выхода из нее.
Нам предстоит познакомиться с психологическими тренингами, которые помогут снять напряжение, гнев, повысить самооценку неуверенным в себе ребятам.
4.Вступление
– Очень жаль, что разговор на эту тему сегодня является для нас актуальным.
II. Фаза урока: «Осмысление»
1. Работа с понятием «агрессия» на лексическом уровне:
– Ребята, как вы понимаете смысл слова «агрессия»?
- Каких людей вы считаете вы агрессивными?
Как бы вы поступили, если бы встретили агрессивного человека?
Считаете ли вы себя агрессивными?
– А вот как это понятие толкуется в психологическом словаре (слайд 5 и опорный конспект):
Агрессия – лат. Aggression –«нападение, приступ» - это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам. (слайд 6)
- Ребята, а как вы думаете, каковы причины агрессии? (ответы ребят)
Совместное составление опорного конспекта «Причины агрессии» (слайды 7 –9) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





















(слайды 7 – 9)
- Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников. Можно предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники.
Советы детского психотерапевта, семейного консультанта Мадлена Санчук. 
Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. 
Вторая причина - перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем. 
Третье - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут хлюпиками или маменькиными сынками. 
Четвертое - присущее подросткам желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя, более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое. 
Пятое - желание вызвать восторг юной подруги. Проблемы, подобные последним двум, стояли перед человечеством всегда, и цель общества - помочь подрастающему поколению сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения. 
Шестое - неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Подростки хотят жить всегда, быть вечно молодыми и сильными! (слайд 10)
 - Каковы же пути выхода? Давайте попробуем решить несколько ситуаций. (слайд 11)
Анализ и разбор ситуаций.
- Уважаемые члены жюри! Поскольку вы все – учителя, мы вам предлагаем решить несколько ситуаций, пока ребята будут решать свою.
Ситуации для жюри (раздаются членам жюри на листочках) .
Ситуация №1: Что я буду делать, если во время уроков один из учеников, начинает без повода хамить и огрызаться в разговоре со мной
Ситуация №2: Ученик во время урока занимается посторонними делами. Я пытаюсь спокойно объяснить, что этот материал труден для самостоятельного обучения, но ребёнок не слышит меня. И тогда я.
Ситуация №3: Что я буду делать, если во время перемены двое из учащихся начали бить друг друга. Тогда я.
Ситуация для ребят.
Пример: Миша - ябеда в нашем классе. Однажды после обеда я и мои друзья встретили его на улице. Мы решили играть в прятки. Мишу тоже взяли играть с нами, но решили, что отомстим ему за то, что он часто на нас ябедничает. (слайд 12)
Мои действия:
Вариант 1: Миша ищет нас и заходит в сарай, я быстро его там запираю. Он боится темноты и будет орать, испугается.
Вариант 2: Миша будет нас искать, а я всем скажу, чтобы убегали далеко и не играли с ним. Пусть ищет до темноты.
Вариант 3: Я думаю, что это плохо и никогда так не сделаю. Нужно дружить и играть вместе. Он не всегда ябеда.
(В предложенной истории можно предвидеть как вред и враждебность, так и дружелюбие.
Использует ли ребёнок в этой ситуации защитную реакцию, если “Да”, то какую?)
Учитель. А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить?
Предлагаем попробовать изобразить агрессию на листе бумаги или просто выплеснуть ее в рисунке.
На столах все, что нужно для рисования, – бумага, карандаши, фломастеры, краски.
Играет спокойная музыка, слайды с изображением природы, школьники рисуют (слайды 13 – 22)
Учитель (на фоне музыки): Уважаемое жюри и зрители! Пока дети рисуют, предлагаем вам отдохнуть. Мы хотим вам порекомендовать несколько способов преодоления негатива. Когда ваш гнев пытается вырваться наружу, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения:
представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое;
прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу;
включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.
Учитель. Что вы чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения. Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей. А чтобы избавиться от нее окончательно, я вам предлагаю порвать свой листок и выбросить его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью. (слайд 23)
Способы преодоления
Учитель. А какие еще способы преодоления агрессии вы знаете?
Школьники предлагают свои варианты.
Упражнения, направленные на обучение способам разрядки гнева, агрессии. (слайды 24 – 25)
Комкать и рвать бумагу.
Бить подушку или боксёрскую грушу.
Топать ногами.
Громко кричать, используя «стаканчик» для крика.
Пинать ногой подушку.
Написать все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить эту бумагу.
Втирать пластилин в картонку или бумагу.
Использовать водяной пистолет или надувные дубинки (в домашних условиях).
(слайд 26)
Упражнение «Клубок с пожеланиями» на снятие негатива, агрессивности.
клубок с пожеланиями: нужно сказать что-то хорошее своему соседу, затем передать клубочек дальше, но оставить нить в своей руке, и т.д. – по кругу.
(слайд 27)
Рефлексия
Учитель. Наше занятие подходит к концу. Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?
Ученики отвечают.
Учитель. На прощание я хочу рассказать вам еще притчу.
Притча
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...
Учитель: А сейчас мы хотим вам дать несколько советов.
Советы ученикам: (слайды 28 – 34)
– За каждое ругательство – один вырванный волосок, смотри – не облысей! – Толкнул одноклассника – расталкивай свою совесть! – Помни: девчонка тоже человек! – Улыбка, а не кулак – отражение души человека! – Злись, злись, да смотри не лопни от злости! – Помни: держать руку в кармане легче, чем заносить над товарищем! – Твой сверстник не боксерская груша!
(слайд 35)



неосознанный страх
смерти


желание вызвать восторг юной подруги

желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло

Причины?



низкая самооценка подростка

перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической
агрессии


суровые физические наказания и словесные унижения



Агрессия


К чему может привести?


принести боль


возникновение
эмоциональных конфликтов

формируются
грубые
черты характера


искалеченные
судьбы


катастрофы


человеческие
жертвы



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315