Разработка урока по познанию мира на тему Растения и животные луга (4 класс)
Познание мира. Тема: Растения и животные луга. Главная дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе. Задачи:
Образовательная - сформировать начальные понятия о природных сообществах растений и животных, видах сообществ, понятие о растениях и животных лугов. Развивающая - развивать понятия о связи природы и человека, познавательные способности учащихся, речь, внимание. Воспитывающая - воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе.Оборудование: интерактивная доска; видео-физминутка; гербарий; карточки: «исправь ошибки», викторина.Тип урока: изучение новых знаний. Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный. Формы обучения: коллективная, групповая, работа в паре, индивидуальная. Ход урока: 1. Орг. момент. Психологический настрой. Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле, Прекрасно всё вокруг, Прекрасно всё во мне!
-Сегодня мы начинаем с вами новый учебный день с прекрасного и очень интересного и познавательного урока познания мира. Обратите внимание, у нас на уроке есть гости, давайте мы с ними поздороваемся. А теперь поприветствуйте друг друга улыбнувшись!2. Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению нового раздела «Растительный и животный мир Казахстана».
-Скажите мне пожалуйста, на какие группы делиться царство животных?
-А на какие 3 группы можно разделить растения?
-Как называется места произрастания и обитания животных?
-Какие природные сообщества вы знаете?
-Что необходимо для существования природного сообщества?
-Молодцы!
3. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня у нас с вами не просто урок, а заседание научного совета- защитников природы. Мы с вами заранее разделились на 3 группы, и дома вам нужно было придумать название каждой команды, девиз и капитаны команд подготовили небольшие сообщения о животных. Также у каждого командира команды есть список её участников и в конце уроки, им предстоит оценить работу каждого участники! Не забывайте об этом и принимайте активное участие в уроке! Успехов!
-Итак, командиры команд представляют свое название, объясняют свой выбор, и команда представляет девиз!
(выступления команд)
-А теперь давайте послушаем сообщения командиров команд.
- Что вы можете сказать об этих животных? К какому классу они относятся?
-А где обитают данные насекомые?
-Совершенно верно, на лугу! На прошлом уроке мы с вами познакомились с одним из природных сообщест , которое называется луг!
-А что же такое луг?
-Сегодня тема нашего урока «Растения и животные луга».
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
(И. Суриков.)4. -А знаете ли вы, что…(учитель демонстрирует на интерактивной доске интересные факты- интерактивная доска) • Пчелы видят красный цвет как темно-серый или черный. Но воспринимают ультрафиолетовые лучи, хотя для человека это только темнота. Продолжительность взмаха крыла пчелы составляет всего 0,03 секунды. • Зайцы от кроликов отличаются тем, что они нор в земле не роют, а кролики роют, в них и живут! • У кузнечиков и сверчков уши расположены на ногах! -Где в природе можно встретить этих животных? (правильно, на лугу). 5. Изучение новых знаний.
-Сейчас я предлагаю вам, как молодым учёным познакомиться с научной статьей, которая находится в нашем учебнике на стр. 71-73. И подготовится к её обсуждению. А пока вы будите читать, чтобы наши гости не заскучали звучит музыкальное произведение. (Валентина Толкунова «Цветы на лугу..») 1) Самостоятельное чтение текста. 2) Проверка восприятия. А) - Что такое луг? - Какие растения встречаются на лугу? - Какие животные встречаются на лугу? Б) Демонстрируются растения луга, рассматриваются иллюстрации животных луга (интерактивная доска).
-Давайте лучше познакомимся с растениями , которые произрастают на лугу:
Василёк- ещё в глубокой древности венок из васильков был найден в саркофаге гробницы Тутанхомона, во время раскопок. Что интересно, они сохранили свой цвет и форму, хоть и засохли.
Колокольчик- В Англии существует поверье, что колокольчики приносят процветание в дом, поэтому там этот цветок считается священным.
Нивяник (Поповник)- Именно цветки (соцветия) поповника используют для игры в «любит, не любит».
Ромашка аптечная- Как лекарственное растение ромашка аптечная была известна еще в древности и в настоящее время является одним из самых популярных домашних лекарств.
Мятлик- Имея очень хорошую холодостойкость, засухоустойчивость и выносливость к вытаптыванию. Растёт даже в Альпах!
Тимофеевка- Однолетние или многолетние травы, используют как корм для скота.
Ежа сборная- Высота растения достигает 1м. Хорошо поедается всеми видами скота, особенно лошадьми.
Клевер луговой- У клевера очень характерное строение листьев, которое дало название определённой форме дорожных развязок, места где машины могут проехать не мешая друг другу, – «лист клевера».
Мышиный горошёк- Перистые листья у мышиного горошка очень интересные - они могут складываться или расправляться в зависимости от силы солнечного освещения.
Тысячелистник- Там, где растёт тысячелистник, нет ни тли, ни клещей.
Лисохвост- Ярко-красные цветки собраны в колосья, напоминающие
хвост лисы, поэтому растение так называется.
Одуванчик- Может служить точными часами. В ясную летнюю погоду соцветия открываются в шесть часов утра, а закрываются в три часа дня.
Донник- Как лекарственное растение использовался в глубокой древности и широко применяется и в наше время в народной медицине многих стран.
Гвоздика полевая- Одним интересным свойством корня гвоздики является его способность мылиться.
Герань луговая- С греческого переводиться как журавль.
Душица- Содержит в себе эфирные масла.
Зверобой- Это растение называют травой от 99 болезней.
Львиный зев- Используют не только в медицине, но и в кулинарии.
Крапива- Является любимым лакомством и средством существования некоторых видов бабочек.
Цикорий- Цикорий является заменителем кофе. Из корней цикория добывают сахар.
-Оказывается растения бывают не только полезные. Но и ядовитые! Животные умеют их прекрасно отличать друг от друга и всегда обходят стороной, но и чтобы нам с вами не попасть в беду, нужно обязательно их знать! Давайте познакомимся с ними:
Лютик едкий, Иван- да- Марья, Вьюнок полевой.
-Но на лугу не только произрастают растения, а также обитают различные животные, давайте с ними познакомимся:
Комар- Самцы комаров не занимаются высасыванием крови - они питаются растительной пищей и нектаром.
Муравей- Муравьи потягиваются после пробуждения. Также муравьи очень по-человечески изображают зевание, перед тем как взять задание на день.
Тля- Если вокруг много божьих коровок, для которых красная тля предмет охоты, то рождается тля зеленого цвета.
Муха- Существует более 300 000 видов мух. Они всегда были вокруг человека и были найдены на семи континентах.
Пчела- Пчелы имеют пять глаз. Три маленьких глаза на макушке и два больших впереди.
Шмель- Шмели не умирают, когда ужалят - они могут жалить еще. Весь рой, кроме королевы, умирает в конце каждого лета в своем гнезде. Каждый год колония этих насекомых обновляется.
Мягкотелка бурая- В тёплые дни зимующие личинки некоторых мягкотелок появляются на снегу («снежный червь»). Мягкотелка бурая - это жук пожарник.
Божья коровка- Бывают разных цветов: розового, желтого, белого, оранжевого и даже черного.
Воловий глаз- Гусеница этого насекомого, окрашенная в зелёный цвет с многочисленными полосами и глазчитыми пятнами в области головы.
Голубянка- За год дает два поколения: весной и в середине лета.
Павлиний глаз- Самец бабочки» может найти самку по запаху на расстоянии в 2-3 километра.
Лягушка травяная- Видят только движущиеся предметы.
Ящерица- Некоторые ящерицы умеют стрелять кровью – она вылетает из уголков глаз при приближении врага.
Беркут- Беркут может даже поймать лису или куницу.
Перепел- «Космическая птица» -они являются первым видом птиц введенным в программы исследования космоса.
Чекан луговой- После того как добыча выслежена и поймана на земле или в воздухе, птица возвращается на прежнюю присаду или занимает новую, на которой опять замирает в ожидании.
Крот- Крот за ночь может прокопать туннель длиной 100 метров.
Коростель- Крики одной птицы удивительным образом слышатся отовсюду. Вроде поет один коростель, но, кажется, что каждый раз крик раздается с разных сторон.
Жаворонок- В небе жаворонок уязвим. Причем в гораздо большей степени, чем на земле.
Суслик- Одно из наиболее долго спящих животных. Зверьки проводят в оцепенении до девяти месяцев в году.
-На лугу также обитают очень интересные животные, точнее насекомые, которых называют санитарами.
Жук навозник- Способен передвигать тяжесть, превышающую его массу в 90 раз. Из-за отсутствия навозных жуков в фауне Австралии в конце XIX века едва не разразилась экологическая катастрофа: коровий навоз стал отравлять местную растительность.
Жук могильщик- У могильщиков очень развито обоняние. Как только труп начинает издавать характерный запах, на него отовсюду начинают слетаться эти яркие жуки.
-Давайте подведём итог. Что такое луг? Что растёт на лугу и кто там живёт?
(Дети работают с таблицей, называют по одному представителю)
-Много растений и животных можно встретить на лугу!
-А как вы думаете, какое значение имеет для человека луг?
( Луга радуют людей своей красотой, используются в сельском хозяйстве.)
-Животные и растения населяющие луг, также нуждаются в защите и охране людей. Поэтому наши друзья, обитатели луга, убедительно просят нас соблюдать определённые правила при посещении луга.
-Давайте с ними познакомимся:
Не рвите на лугу цветы.
Не ловите бабочек.
Не разоряйте гнезда шмелей.
Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву.
Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб.
-Мы с вами хорошо поработали, узнали много нового, пара и немного отдохнуть! (Видео- физминутка)
-Некоторые из ребят уже побывали на лугу. Придя домой, они сразу написали сочинение об этом. Но в нем допущены ошибки. Наша с вами задача объяснить их и исправить.
( Обсуждение в каждой команде).
-Давайте прочитаем его и исправим ошибки.
-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!
-А теперь проверим вашу сообразительность!
Загадки:
1.От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню. (колокольчик)
2.Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (одуванчик)
3.Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
4.Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (муха)
5.Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)
6.Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед. (пчела)
-Молодцы! И с загадками вы справились превосходно!
-Ну а теперь пришло время для творческой работы.
-Сейчас нам с вами предстоит написать ЭССЕ-Обращение, небольшое сочинение .1 команда напишет обращение к лугу и его обитателям к лугу от имени Человека.
2 команда напишет обращение от жителей луга к человеку.
3 команда в это время пройдет тестирование.
-Пока мы выслушаем сообщения 1 и 2 команды, 3 команда займётся самопроверкой, вы попарно меняетесь работами и проверяете их.
Тест
1.Какое утверждение верно?
А) На лугу растут только травянистые растения.
Б) На лугу живет множество крупных животных.
В)Мелкие животные на лугу не живут.
2. Какие растения растут на лугу?
А)тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник
Б) брусника, черника, ежевика, жимолость
В) полынь, ковыль, пион тонколистый, типчак
3. Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?
А) рябчик, глухарь, соболь, белка
Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
В) кобылка, перепел, сова, лебедь
4. Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?
А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи
Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки
В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды
5. Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
А) шмели, бабочки, кузнечики
Б) кобылки, пчелы, жужелицы
В) жуки-навозники, жуки-могильщики
-Молодцы! Вы хорошо справились!
6. Домашнее задание. Давайте обратимся к домашнему заданию:
Прочитать в Красной книге о растениях и животных луга.
Прочитать в учебнике стр. 71-73
Составить кроссворд «Жизнь луга»
7. Рефлексия.
-Подошло время подвести итоги.
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Что нового узнали?
-Какой самый важный урок вы взяли для себя?
-Сейчас командиры команд должны объективно оценить работу каждого ученика своей группы на уроке. А пока командиры выполняют это задание, послушайте ещё одно стихотворение:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…
Выставление оценок.
-Также в напоминание нашим гостям о сегодняшнем уроке, ребята приготовили для вас небольшие подарки своими руками. ( цветы со стихотворением Лидии Чарской «Не рви цветов не надо…)
Не рви цветов, не надо!Их нежный аромат, наполнит воздух сада,Они так красят сад! Нам жить в одной семье,Нам жить в одном строю,Лететь в одном полёте,Давайте сохраним ромашки на лугу,Кувшинки на реке,Фиалки, ландыши для насВесёлый май в садах припас.Но мы их рвать не будем.Пуской цветут на радость людям!Дерево, цветок, трава и птица,Не всегда умеют защититься,Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,Опустеют все поляны и не будет красоты!
- ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. БЕРЕГИТЕ ЛУГА!
-Спасибо за внимание! Наш урок на этом закончен!
8. Резерв.
-У нас с вами осталось время и я хотела бы вам поведать очень интересную историю! Эта история называется «Урок Бабочки»:
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой.
Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял
перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла.
Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.
Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
- А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы сила из тела перешла в крылья и бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку,
чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с
трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
- Наш урок закончен! Удачного дня!