Урок русского языка в 6 классе на тему Мой край, задумчивый и нежный… Стихотворения С.А. Есенина о родине и о родной природе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ П.В. КИРЕЕВСКОГО»
ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
302501, Российская Федерация, Орловская область, Орловский район,
п. Биофабрика, ул. Киреевского, д. 17. Телефоны: +7 (4862) 40-94-49, 40-94-99
_____________________________________________________________________________
Урок русского языка в 6 классе
«Мой край, задумчивый и нежный»
Стихотворения С.А.Есенина о родине и о родной природе.
Цели:
Рассказать о красоте родной природы на примере стихотворений С.А.Есенина.
Показать, что человек и природа – это одно целое.
Закрепить полученные знания посредством анализа стихотворений С.А.Есенина.
Задачи:
Подготовить учащихся к восприятию пейзажной лирики.
Повторить и расширить понятие «пейзаж», «художественные средства».
Произвести анализ стихотворений поэта; найти изобразительно-выразительные средства.
Сделать выводы о своеобразии поэтического восприятия мира поэтом, его восхищении красотой русской природы.
Оборудование:
Портрет С.А.Есенина.
Тексты стихотворений.
Иллюстрации к стихотворениям.
Средства мультимедиа.
Пейзажная видеозарисовка.
Фрагмент из фильма «Есенин».
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Это стихотворение принадлежит замечательному русскому поэту XX века С.А.Есенину. Сегодня на уроке мы поговорим о красоте родной природы, о том, какой увидел её и как рассказал о ней в стихотворениях поэт. Природа во все времена вдохновляет человека на создание изумительных произведений искусства: художники пишут восхитительные картины, композиторы создают музыкальные произведения, фотографы готовы долгие часы провести на лоне природы ради одного только снимка. Зато сколько чувств, мыслей пробуждается у тех, кто видит и слышит потом эти произведения искусства! Посмотрите, пожалуйста, на экран. (На экране – пейзажная видеозарисовка под музыку Шопена и Листа).
Писатели и поэты выражают свои мысли и чувства от увиденных картин природы в прозе и стихах. Красота русских полей и лесов в разные времена года, свежесть летнего утра и таинственность вечера, величие гор и вольные разливы рек В стихах Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Тютчева, Фета и других есть и пластичные живописные картины, и прекрасные зрительно-слуховые образы внешнего мира. Но это ещё и способ воссоздания тончайших движений человеческой души. Здесь не бывает бесстрастных пейзажей, не бывает и случайных деталей. Поэт-художник видит явления внешнего мира по-своему, его восприятие природы всегда индивидуально, образы неповторимы. Предлагая своё видение природы, поэт высвечивает сущность изображаемого и, вместе с тем, оставляет простор для читательского воображения.
Итак, Сергей Есенин. Посмотрите на доску. (Створки доски закрыты. Учитель открывает их: на доске – портрет Есенина, тема урока и эпиграф). Тема нашего урока – «Мой край, задумчивый и нежный» Стихотворения С.А.Есенина о родине и о родной природе.
Работа с классом.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему Сергей Есенин так сказал о своём крае: «задумчивый и нежный»? Что, по-вашему, он хотел вложить в эти слова? (В этих словах проявляется любовь поэта к своей родине, желание показать всю красоту родной земли. Задумчивый, потому что много мыслей возникает в воображении поэта от прекрасных пейзажей, открывающихся взору; нежный, потому что многое в природе иначе не назовёшь: лепестки цветов, тополиный пух, лёгкий ветерок на рассвете, шёпот дождя и шелест листвы).
Сегодня на уроке несколько раз прозвучало слово «пейзаж». Давайте вспомним, что оно означает. (Это вид какой-нибудь местности; рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении).
Молодцы! Художник, для того чтобы передать красоту природы, подбирает краски, смешивает их, экспериментирует. Композитор выражает свои чувства посредством звуков, которые с помощью музыкальных инструментов превращаются в чудесную мелодию. В поэзии используются свои средства создания пейзажа. Вспомните их, пожалуйста. (Это, прежде всего, эпитет – красочное определение, метафора – употребление слова в переносном смысле на основе сходства, олицетворения – наделение неживого предмета свойствами живого существа, и сравнения).
Учитель: Природа может тревожить человека до глубины души, открывать в нём трепетное, сокровенное, «несказанное, синее, нежное». Всё это мы найдем в удивительных стихах С. А. Есенина. Он был истинным певцом родной природы, ее ласковым сыном. Поэт родился на Рязанщине, в привольно раскинувшемся среди широких полей на крутом берегу Оки селе Константиново. Память детства – «Родился я с песнями в травном одеяле» – питала корни его поэзии и самой жизни. Природа для него – средоточие красоты. И трудно назвать другого поэта, художественное восприятие которого было бы так непосредственно и глубоко связано с миром родной природы. Давайте обратимся к стихотворению «Мелколесье. Степь и дали».
Чтение стихотворения С.А.Есенина «Мелколесье. Степь и дали».
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень
Учитель: Какие чувства вызывает у вас изображенный в стихотворении пейзаж?
Стихотворение начинается очень просто, скупыми односоставными предложениями: «Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы». Способны ли они передать какие-то эмоции? (Поэт использует их для того, чтобы подчеркнуть определённые детали пейзажа: мелколесье, степь, дали, свет луны. Несмотря на свою простоту, они способны передать эмоции: восхищение простором, тишиной, красотой родного края, даже некоторую зачарованность открывшимся взору пейзажем).
Учитель: Найдите в тексте эпитеты, дающие характеристику родных мест. (Неприглядная дорога, любимая дорога, мёрзлые звоны, чахленькая местность).
Учитель: Каково же отношение лирического героя к родному краю? Прочитайте нужные строки.
Учащийся:
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Учитель: Что же является самым важным для героя – слава, звание поэта или что-то другое? (Для героя важным является то, что он родился в такой замечательной стране с восхитительной природой. Ему не нужна ни слава, ни звание поэта – всё это отступает, уходит на второй план, когда он видит «любимую дорогу»).
Учитель: Ребята, в этом стихотворении вам встретились загадочные слова «гладь», «стынь», «звень»? Попробуйте объяснить их значение. (Слово «гладь», скорее всего, означает что-то гладкое, ровное, герой стихотворения восхищается просторами родной земли; «стынь» – это нечто застывшее, запечатлённое в природе, а «звень» уже рассказывает о звуках).
Как вы думаете, ребята, какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные, все они отвечают на вопрос «что?»).
Учитель: В пятой строфе Есенин использует метафору – употребление слова в переносном смысле на основе сходства. Давайте найдём эти строки и зачитаем. Какие чувства она выражает? (Поэт одухотворяет природу, видит в каждом растении живое существо, а потому сравнивает её то с девушкой, то с задумавшейся старушкой).
Учитель: Как бы вы определили основную мысль этого стихотворения. (Восхищение, любование красотой родной природы. Любуясь картинами природы, Есенин стремится не просто донести свою радость от их видения, а передать, заразить читателя ощущением полноты и красоты жизни).
Природа в лирике Есенина действительно живая, наделённая разумом и чувством, способная откликнуться на боли и радости человека. Природа пробуждает человеческую душу. В, казалось бы, знакомом пейзаже поэт открывает сказку.
Чтение стихотворения С.А.Есенина «Пороша».
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Учитель: Какие картины рисует вам воображение? Найдите основные изобразительные средства, создающие зимний пейзаж. (Эпитеты: серые вороны, белая косынка, бесконечная дорога, сказка сна; сравнения: словно белою косынкой подвязалася сосна, понагнулась, как старушка; олицетворения: дремлет лес, сосна оперлася на клюку, снег стелет шаль, дорога убегает; метафоры: дорога убегает лентой, слышны звоны под копытом на снегу, валит снег и стелет шаль).
Учитель: Давайте подумаем, почему стихотворение заканчивается образом дороги. (Не случайно поэт использует эпитет «бесконечная дорога». Этим он хочет подчеркнуть: то великолепие родной природы, которым лирический герой восхищается в стихотворении, является таким же бесконечным, вечным; взор русского человека никогда не устанет от картин родной природы. Дорога – это и время, которое неумолимо бежит вперёд; поэтому важно для человека не пройти мимо той красоты, которая его окружает, суметь вовремя заметить и оценить её. Посредством природы человек может почувствовать гармонию с миром, ощутить себя частицей мироздания).
Давайте и мы попробуем сейчас почувствовать эту гармонию с природой, миром. Закройте глаза и попробуйте представить себе то, о чём сейчас услышите. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздаётся «белый перезвон» берёз, вызванивают ивы, заливаются бубенцы, шумят тростники, играет гармошка. Кругом мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небо, пахнет черёмухой. Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Заключение.
Учитель: Какие же можно сделать выводы об особенностях стихотворений Есенина?
Напевность, лиризм.
Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой, чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.
Мир природы необыкновенно красочен.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Есенин», который связан и с красотой русской природы, и с удивительной лиричностью есенинских стихотворений, и с темой дороги. (На экране – фрагмент из фильма «Есенин»).
Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной в том, что режиссёр-постановщик Игорь Зайцев и актёр Сергей Безруков, исполняющий роль Сергея Есенина, сумели донести до зрителя безграничную любовь поэта к своей родине. А сам он писал: «Вся моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворений С.А.Есенина наизусть (по выбору).
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
15