ПО СТРАНИЦАМ «ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ» (УРОК-АУКЦИОН ПО РОМАНУ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 с углублённым изучением
отдельных предметов имени Героя Советского
Союза И.И. Тенищева»
Черепова Ольга Андреевна

ПО СТРАНИЦАМ «ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ» (УРОК-АУКЦИОН ПО РОМАНУ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)
Цель урока: воспитывать уважительное отношение к знаниям как к непреходящим ценностям через обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задачи:
образовательная:
- формировать умение строить полный ответ на основе художественной детали и прослеживать логику ответов в ситуации игры, соревнования; обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы романа;
развивающая:
- развивать ассоциативное мышление учащихся;
- развивать умение анализа и синтеза;
- развивать умение аргументировать и отстаивать своё мнение;
- развивать творческие способности.
воспитательная:
- воспитывать любовь к вдумчивому чтению произведений русской литературы;
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- воспитывать патриотическое отношение к истории и культуре своего народа на лучших произведениях русской литературы.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
- быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов.
Метапредметные:
- общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
- владеть приёмами публичного выступления;
- уметь презентовать интеллектуальный продукт, формулировать выводы.
Предметные:
- понимать связь литературного произведения с эпохой написания, выделять заложенные в нём вневременные ценности;
- читать выразительно выборочно, с комментариями;
- производить фрагментарный анализ художественного произведения.
Оборудование: волчок, стол-«рулетка» (ватман, поделенный на сектора),
предметы для аукциона, молоток аукционера, жетоны, выставка
книг Л.Н.Толстого, портрет писателя, экран, проектор,
компьютер.
Знание - сокровище, которое повсюду
следует за тем, кто им обладает.
Китайская пословица
Ход урока
Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя.
Ребята, роман великого русского писателя Л. Н. Толстого прочитан, проанализированы его эпизоды, главы. На сегодняшнем уроке мы завершаем
разговор об эпопее «Война и мир», и я предлагаю вам провести его в довольно
необычной форме урок-аукцион. Но сначала проверим, насколько внимательно вы читали произведения Л. Толстого и знаете ли вы интересные факты биографии писателя.
II. Викторина по жизни и творчеству Л. Н. Толстого ( презентация)
Слайд №1
I. 1.Кого из знаменитых партизан Отечественной войны 1812 года нарисовал Л. Толстой в образе Василия Денисова?
(Дениса Давыдова)
Слайд №2
Каким видами спорта увлекался Толстой?
(В 70 лет - коньки, в 75 лет - велосипедный спорт, в 82 года - конный спорт)
Слайд №3
Кто из героев романа «Война и мир» упросил своих родителей при отступлении населения из Москвы в период Отечественной войны 1812 года оставить вещи и взять раненых?
(Наташа Ростова)
Слайд №4
Какой роман Л. Толстого назван именем женщины?
(«Анна Каренина»)
Слайд №5
Кого считает Толстой основным героем своих «Севастопольских рассказов»?
(Правду)
Слайд №6
Какая повесть Л.Толстого названа именем горца?
(«Хаджи - Мурат»)
Слайд №7
Салон какой светской дамы Л.Толстой сравнивает с прядильной машиной?
(Салон Шерер)
Слайд №8
Портрет какого писателя Л.Толстого носил на груди вместо нательного креста?
(Жан-Жака Руссо)
Слайд №9
Что подарили рабочие Мальцевского завода Л.Толстому и что написали при этом?
(Глыбу зеленого стекла и надпись на ней: «Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века Русские люди всегда будут гордиться, считая Вас своим великим, дорогим, любимым.»)
Слайд №10
10.Где умер Л.Толстого? Где находится могила его?
(Умер на станции Астапово Рязано-Уральской ж.д.. Похоронен на краю оврага в яснополянском лесу Старый Заказ, где якобы была зарыта зеленая палочка)
Слайд №11
II. Кто из героев романа «Война и мир»
1... стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне?
(Князь Василий Курагин)
Слайд №12
2.... ездил в лагерь своих врагов с целью разведки и спокойно разговаривал с ними у костра, а потом так же спокойно уехал от них?
(Долохов с Петей Ростовым)
Слайд №13
3.... приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин?
(Князь Болконский -старый)
Слайд №14
4... упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать в настоящем деле, а на следующий день героически погиб при столкновении с французами?
(Петя Ростов)
Слайд №15
5... верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью?
(Царский министр Аракчеев)
Слайд №16
6... командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?
(Капитан Тушин)
Слайд №17
7...думал завоевать себе военную славу, но не получением наград при штабе, а в бою, своею храбростью?
(Князь А. Болконский)
Слайд №18
8... был «маленький человек» с неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью, «круглым животиком и жирными ляжками коротеньких ног», самовлюбленный и самонадеянный властитель, упоенный успехом и ослепленной славой?
(Наполеон)
Слайд №19
9. безропотно переносила деспотизм своего старика отца, была покорна, религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не ждала?
(Мария Болконская)
Слайд №20
создавал впечатление «ласки и простоты», « чего -то приятного, успокоительного, круглого»?
(Платон Каратаев)
Слайд №21
в партизанском отряде Дениса Давыдова «был самым полезным и храбрым человеком»?
(Партизан Тихон Щербатый)
Слайд №22
...знал, что решает участь сражения « та неуловимая сила, называемая духом войска, и ...следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти»
(Полководец Кутузов)
Слайд №23
После проведения викторины благодарю ребят за работу (слайд №24), подвожу итоги, называю учащихся, получивших наибольшее количество жетонов за правильный ответы и выставляю отметки.
Целеполагание.
Учитель: Итак, вопросы викторины были сложны, но вы неплохо справились с трудным заданием и готовы к следующему этапу урока - аукциону.
Давайте вспомним, что такое аукцион?
Аукцион - публичная продажа какого- либо имущества, вещей, при которой продаваемая вещь, приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую цену.
Слайд 25
- Ребята, что вы знаете об аукционе?
- Что мы будем продавать на уроке литературы?
- Какова стоимость предметов на нашем аукционе? (Знания)
- Как вы думаете, что даст нам форма проведения урока – аукцион?
Учитель: Правильно, это и есть цель нашего урока - осознать непреходящую ценность знаний. Как вы понимаете, наш аукцион связан с судьбой Л. Н. Толстого. «Продаваться» будут вещи, связанные с жизнью писателя и с его романом « Война и мир ». Вести аукцион будет аукционер и его помощники - ваши одноклассники.
Разрешите напомнить правила аукциона.
Слайд №26
Порядок продажи вещей определяет волчок.
Покупает вещь тот, кто предложит самую высокую цену - полное, глубокое объяснение связи вещи с личностью Л.Толстого, содержанием романа «Война и мир». Приветствуется сопровождение ответов выразительным чтением эпизодов романа ( в том числе наизусть).
Если за вещь будет предложена «низкая цена» (неверный или слабый ответ), она снимается с «продажи» и о ней рассказывает помощник аукционера.
Во время проведения аукциона соблюдать порядок и дисциплину, желающие «купить» вещь поднимают руку.
IV. Аукцион
Предметы для продажи (разложены на секторах «рулетки»)
1.Портрет Л.Н.Толстого художника И.Н. Крамского (1873 г). Слайд 27
Цена: сказать, что это первый портрет писателя, и рассказать об истории его создания.
2.Топор
Цена: рассказать о Тихоне Щербатом.
3.Зеленая палочка
Цена: рассказать о детской игре Л.Толстого и о его мечте о счастье для всех людей.
4.Кукла
Цена: рассказать о Наташе Ростовой, её первом появлении в романе, её кукле Мими.
5.Дубина
Цена: рассказать о партизанской войне на страницах романа, прочитать отрывок «Дубина народной войны» и объяснить значение метафоры.
6.Вышивка
Цена: рассказать о Лизе Болконской в салоне А.П.Шерер
7. Брошь или колье
Цена: рассказать об Элен Безуховой, её ослепительной красоте, о фальшивом блеске светского общества.
8.Перстень
Цена: рассказать о масоне Баздееве, о масонстве и Пьере Безухове в период увлечения его идеями.
Иллюстрации к роману
- Художник Д. Шмаринов. «Наташа в Отрадном», слайд 28
- Художник М.С.Родионов. Князь Андрей по дороге в Отрадное», слайд 29
- Художник А. Николаев. «Встреча Андрея Болконского с дубом», слайд 30
- Художник Л.О.Пастернак «Первый бал Наташи Ростовой», слайд 31
- Художник А. Николаев. « Князь Андрей на Праценской горе», слайд 32
- Художник А. Николаев. « Разговор Пьера с Андреем на пароме», слайд 33
Подведение итогов. Учитель награждает самых активных «покупателей» книгами, объявляет оценки.
Заключительное слово учителя.
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией человека и жизни". Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Читая этот роман, мы видим, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, русская отвага. Роман Толстого стал величайшим памятником героям событий 1812 года.
Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих любимых героев прекрасной душой и смог показать это с необыкновенной силой и убедительностью.
В начале XX века поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках литературы XIX века, чтобы показать величие гения Л.Н. Толстого,
К. Бальмонт начал свою лекцию о нем в абсолютно темном зале. Затем зажег одну лампу со словами: «Это загорелась звезда Пушкина Затем включил вторую: «А это звезда Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдернул штору – и в зал хлынул солнечный свет, который заполнил все пространство: « А вот это Толстой!» Сегодня мы еще раз прикоснулись к творчеству гения, величайшего таланта, мощь которого не по силам осознать каждому.
Я полагаю, что в дальнейшем вы еще не один раз вернетесь к произведениям Л.Н.Толстого, чтобы открыть что-то важное, и что это был для вас не просто урок литературы, но и урок жизни. Спасибо вам за прекрасную работу, глубокое знание текста, за умение мыслить и рассуждать, за то, что вы полюбили героев Толстого, сопереживали им. И я надеюсь, что форма урока – аукцион – дала возможность вам осознать, что знание дороже денег, потому что деньги подвергаются инфляции, а знания никогда не обесценятся. «Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает», - гласит китайская пословица. (Слайд №34)
Рефлексия
- Какие непреходящие ценности вы обрели, познакомившись с Л.Н.Толстым и его романом «Война и мир»?
(Прочитав и осознав роман Л.Н.Толстого «Война и мир», мы обрели настоящее сокровище – знания о настоящей дружбе, любви, долге человека перед Отечеством, знания о том, что значит быть настоящим Человеком.)
- Как вы оцениваете своё участие в уроке?
VI.Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по роману Л.Толстого.










Заголовок 215