Мастер-класс Мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение работы с одарёнными и высокомотивированными детьми»


РМО педагогов-психологов
Мастер-класс
«Психолого-педагогическое сопровождение работы
с одарёнными и высокомотивированными детьми»
Подготовила: Хромова С.С.,
педагог-психолог МБОУ СОШ №38,
высшая квалификационная категория
2016 год 
Слайд 2. Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский 
Слайд 3. В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
А раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и высокомотивированных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Слайд 4. Упражнение «Круг»
Оборудование: листы бумаги, ручки (или карандаши).
            Прошу Вас, письменно, на листах бумаги ответить на вопрос: «Кто я?» Обратить внимание не только на социальные роли, но и свои умения и способности.
 Инструкция. На листе бумаги нарисуйте круг, на нём изобразите столько сегментов, сколько у вас ответов на вопрос. После этого оцените себя по шкале от 1 до 10 баллов и поставьте точки на соответствующих радиусах. Затем соедините точки. После окончания выполнения задания ответьте на вопрос.
Рефлексия.
- Получился ли у вас идеальный круг?
- Почему?
(Выполняя данное упражнение, вы видите, какие социальные роли, умения или способности вы реализовали на большее количество баллов).
            Кроме этого мы понимаем, что нужно много работать, чтобы достичь идеального круга. Это относится не только к взрослым, но и к детям. Причём учащимся необходимо ещё больше трудиться.
Слайд 5. Типологические группы детей
   По уровню умственного развития определяют такие типологические группы детей:
            - одарённые (2-3 %)
            - способные (15-18%)
            - дети с удовлетворительным развитием (50-55%)
            - дети со слабым развитием (10-15%)
            Как свидетельствуют наблюдения и опыт популярная фраза «Талант себя проявит» не отвечает действительности. Дети раннего возраста могут часто скрывать свои способности, если взрослые вовремя не оценивают их. Они быстро приучаются вести себя как все, «как нужно». Хотя уже с 3 лет можно заметить способного ребенка. Чем больше вопросов «Почему?», тем выше творческий потенциал ребенка.
(Музыкальная одарённость В.А. Моцарт – в 3 года, Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, Ф. Шуберт - в 11 лет, К.М. Вебер – в 12 лет. Математическая одарённость: в 20 лет Б.Паскаль, Г.В.Лейбниц, И.Ньютон).Рассматривая вопрос психологического сопровождения одарённых и высокомотивированных детей, невозможно обойтись без таких понятий: Слайд 6.
- задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности, которые являются основой развития на их базе способностей;
- способности – индивидуальные особенности личности, которые дают возможность в равных условиях успешно овладеть определенной деятельностью, знаниями, умениями (общие, специальные, творческие);
- одарённость – специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, которое дает возможность выполнять определенную деятельность на высоком уровне; качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности;
- талант – набор черт, качеств, которые дают возможность личности достигать значимых успехов, в оригинальном выполнении творческой деятельности.
  Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Слайд 7. У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определённому виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка. (В.А. Сухомлинский)
Слайд 8. Основные составные одаренности:
 - анатомо-физиологические задатки;
(Психофизиологическая основа одарённости Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и правополушарные учащиеся). Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической).  - сенсорно-перцептивные блоки, характеризующиеся повышенной чувствительностью;
 - интеллектуальные и умственные возможности;
 - эмоционально-волевая структура;
 - высокий уровень воспроизведения новых образов, фантазия, воображение.
 Слайд 9. Выделяют несколько типов одарённости, которые сразу замечает учитель:
Интеллектуальный тип – умные, сообразительные, «надежда школы». Дети имеют глубокие знания, самостоятельно их добывают. Учащиеся этого типа точно и глубоко анализируют учебный материал, у них высокий интеллект.
Академический тип одаренности – высокий интеллект, на первый план выходят способности к обучению. Это, как правило, медалисты, гордость школы.
Художественный тип – высокие достижения в художественной деятельности: музыка, танцы, живопись, скульптура.
Креативный тип – нестандартность мышления, особый взгляд на мир. Трудно выявить в школе из-за стандартизации обучения.
Лидерская одаренность – организаторские способности.
Психомоторная или спортивная одаренность.
Слайд 10. Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»
Цель: знакомство с техникой генерирования новых идей, активизация правополушарного мышления.
Большинство людей уверенны в том, что они не умеют рисовать, но на самом деле это не так. Просто мы стараемся рисовать левым полушарием, а нужно позвать на помощь правое полушарие!
Звучит музыка.
Закрываем глаза и под музыку,  используя технику Леонардо да Винчи, начинаем рисовать. Представьте себя гениальным художником, который делает эскиз к картине. Не направляйте карандаш – пусть он просто ползет. А теперь посмотрите на созданное вами изображение.
Рефлексия.
- Что вы создали?
- Обведите найденные образы.
Слайд 11. Четыре этапа развития способностей
Первый этап — игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет со своими способностями» примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.
Поэтому девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
Второй этап — индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этого этапа характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
Третий — этап роста.
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
Четвертый — этап  мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.
Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Вывод: на первом этапе ребенок тянется за родителями; на втором этапе преподаватель начинает все более заметную роль в развитии способностей ребенка на третьем этапе родители имеют дело с состоявшейся личностью.
Слайд 12. Рекомендации учителям
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…
Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад.
Материал для практической деятельности
В начале нашей с вами работы я предлагаю отметить личностные и деловые качества учеников. Знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. 
Каких «+» у Вас больше чётных или нечётных? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. Если же вы не попали в эту категорию не расстраивайтесь, психолог всегда рад прийти Вам на помощь. 
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
2. Неровно успевающий. 4.Выбивающийся из общего темпа. 6. Странный в поведении, непонятный. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 10.Занятый своими делами (индивидуалист). 12.Не умеющий общаться, конфликтный. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Эти качества в большей мере относятся к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей. 
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. 
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. 
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.