Тема урока: Отражение славянских мифов в русской поэзии 19-20 вв.
Школа-лицей №5 им. И.В. Панфилова
Тема: "Отражение славянских мифов
в русской поэзии 19-20 вв."
Предмет: Русская словесность
Класс: 6 класс
Учитель: Избасова А.Б.
г. Кызылорда2014 - 2015 уч. г.
Цель:
Познакомить учащихся с отражением образов низшей мифологии славян в произведениях русских поэтов XIX-XX веков.
Развивать память, речь, аналитическое и образное мышление, эстетическое чувство.
Воспитывать любовь к поэтическому творчеству, культуру чтения, любовь к литературе.
Тип урока: урок обобщения изученного материала
Методы обучения: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, рисунки детей и иллюстрации славянских мифических существ.
Виды работы учащихся на уроке:
словарная работа;
устное словесное рисование (описание внешнего облика мифологических существ);
иллюстрирование;
аналитическая беседа;
выразительное чтение и интерпретирование произведений фольклора и литературы.
Формы работы:
коллективная;
групповая (* распределение по группам проводится при подготовке к занятию с учетом интересов учащихся).
Ход занятия
I. Слово учителя (5 мин).
Мифология древних славян тесно связана с образом их жизни, отражает земледельческо-пастушеский уклад, соотносится с годовым природным циклом и отражает представления пращуров о жизни окружающего мира в целом. Значительные остатки языческой древности, сохранившиеся в бытовых поверьях народа, обрядах, в жанрах фольклора – это обширная область мифологии.
Наши предки почитали природные стихии, землю, растения и деревья, животных, птиц, неодушевленные предметы, олицетворяя их, и верили в возможность магического воздействия на природу и окружающий мир, т.е. были язычниками.
Мифологическое мышление древних сложно и многосоставно. Круг древнейших мифологических понятий о мире включает в себя четыре основных пласта:
О классификации славянских богов по месту обитания
(по кн. Г. Глинки «Древняя религия славян»):
Небесные – Перун, Световид, Белбог, Даждьбог, Лада; их дети
Подземные – Ний (Вий), Чернобог, Кащей, Баба Яга, Кикимора
Земные – Триглав, Велес, Макошь, Чура, Зимерзл (Зима), Зимстерл (Весна)
Водные – Царь Морской, Чудо Морское, русалки, водяные черти
II. Постановка учебной задачи (3 мин):
Сегодня на уроке мы обратимся к сверхъестественным существам славянской мифологии и проследим отражение языческого сознания в русской поэзии 19 - 20 веков. Чтобы наша работа была успешной и плодотворной, вы разделились на группы, которые мы назвали "Этнографы", "Лингвисты", "Фольклористы", "Классики". Каждой группе было дано домашнее задание, которое мы сейчас послушаем. Информация, которой поделятся группы, будет нам нужна для дальнейшей работы.
III. Проверка домашнего задания (12 мин):
Этнографы:
1) Как устроено славянское жилище?
(Этнографы дают развернутый ответ, сопровождаемый рисунками, фотографиями)
Почему древние славяне олицетворяли дом? Какие обряды сопровождали строительство и вход (влазины) в новое жилище?
Примерный вариант ответа (группа фольклористов). Наши предки так выражали своё предельное уважение к Дому. Он был для человека больше, чем просто место обитания. С ним связана история рода, здесь рождались и умирали члены семьи, здесь формировалась бытовая и духовная жизнь тесного круга кровных родственников. Дом был в некотором смысле центром мира, защитой, крепостью.
Лингвисты:
2) Какие мифологические существа населяли дом и подворье? Как они наименовывались? (презентация)
Примерный вариант ответа: в доме обычно жили домовые (их опасались называть этим именем, поэтому звали дедом, дедушкой, жировиком, доможилом, хозяином). Домового наделяли не только именем, выражая почтение к нему, ему придавали человеческую судьбу, жену (Доманю) и детей (домашек). В избе часто жили кикиморы (мары).
На подворье, в овине обитал овинник (овинный, гуменщик, гуменный, сарайник, дворовой, хлевник, клетник). В бане селились навья, банные (банники).
Фольклористы:
3) Как выглядел домовой? Рассмотрим и прокомментируем ваши иллюстрации.
Примерный вариант ответа:
Встреча с домовым была для человека опасна, он чаще оставался невидимым. Люди представляли его то клочком сена, то котом с выгнутой спиной, то неизвестным мохнатым зверьком, то низеньким старичком в длинной рубахе. Существовало поверье в сёлах Новгородской области, гласившее, что в ночь перед Пасхой в хлеву можно увидеть домового, если надеть хомут и, укрывшись среди лошадей, спрятаться под бороной зубьями вверх. Но любопытных домовой жестоко наказывал: напуганные домовым кони могли насмерть забить человека копытами.
Классики:
4) Какими чертами характера люди наделяли домового, какие свойства ему приписывали? Как складывались отношения человека с ним?
Примерный вариант ответа: отношения с домовым начинались задолго до новоселья. С момента закладки первого венца сруба хозяева старались задобрить домового, сытно угощая плотников. Строительство сопровождалось целой системой обрядов, призванных охранить жилище от темных сил, обезопасить его, наделить его жизненной силой. Известен такой обряд: хозяйка недостроенного еще дома ночью, простоволосая и нагая, трижды обегала вокруг дома, передавая ему свою женскую силу. А в воротах женщина трижды кувыркалась через голову, заграждая вход на подворье всякой нечисти.
Формативное оценивание учащимися.
IV. Задания группам (5 мин):
Внимательно прочитайте по учебнику стихотворение А.С. Пушкина «Домовому» (1819г.) и выполните следующие задания:
Этнографы:
1) Определите идейно-тематический уровень стихотворения.
Лингвисты:
2) Выделите изобразительно-выразительные средства стихотворения.
Фольклористы:
3) Определите размер и типы рифмовки стихотворения.
Классики:
4) Выделите образы и звуковую организацию стихотворения.
Формативное оценивание учителем.
V. Задания группам (15 мин):
Рассмотрим отражение славянских мифических существ в русской поэзии 19-20 веков на примере стихотворений, предложенных в учебнике.
Этнографы:
Проанализируйте стихотворение А. Пушкина "Бесы" по вопросам и составьте презентацию:
- Кто такие бесы?
- О чем рассказано в стихотворении?
- Почему оно называется «Бесы»?
- Какие переживания и ассоциации возникают у путника, застигнутого в чистом поле непогодой?
- Определите стихотворный размер и способы рифмовки.
Лингвисты:
Проанализируйте стихотворение М. Лермонтова "Морская царевна" по вопросам и составьте презентацию:
- Кем оказалась морская царевна?
- Что произошло с ней?
- Как вы думаете, что ожидало царевича, если бы он не справился с Морской царевной?
- Определите стихотворный размер и способы рифмовки.
- Какие эпитеты использовал автор? Какова их роль в создании художественного образа?
Фольклористы:
Проанализируйте стихотворение К. Бальмонта "Русалка" по вопросам и составьте презентацию:
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Как автор изображает русалку?
- Похожа ли она на Морскую царевну?
- Кажется ли вам эта русалка злой, опасной?
- Какие эпитеты использует К. Бальмонт?
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Определите стихотворный размер.
Классики:
Проанализируйте стихотворение А. Блока "Старушка и чертенята" по вопросам и составьте презентацию:
- Понравилось ли вам это стихотворение? Все ли вам понятно в нем?
- Кто такие чертенята? Злые они или добрые? Почему А. Блок использует уменьшительно-ласкательную форму слова?
Это какие-то мелкие существа из низшей мифологии древних славян, они добрые, не причиняют зла. Блок называет их так, словно они дети малые - жизнерадостные, веселые, но, с точки зрения взрослого человека, еще не совсем разумные. Этим подчеркивается невинность их шалостей.
- Видит ли их старушка?
Нет, старушка погружена в свои мысли.
- Как Блок описывает старушку? Почему он называет ее святой?
Он называет ее святой, потому что она поклоняется святыням, верит в них, много трудилась в жизни. Она ходила поклониться святым местам, хотя ей это очень трудно сделать (костыль, усталые ноги).
- Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Старушка и чертенята»?
- Определите стихотворный размер.
Выступление групп. Взаимооценивание.
VI. Этап информации о домашнем задании (2 мин).
Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (по выбору).
VII. Этап рефлексии (3 мин).