Урок по русской литературе 7 класс Образ леса в поэзии и прозе
Урок русской литературы в 7 классе
Тема: «Образ леса в русской поэзии и прозе».
Учебно-воспитательные задачи:
Обучающая: -закрепление умений отличать жанры художественного произведения;
находить поэтические средства образности;
определять их значение в идейно- художественном своеобразии поэтического и
прозаического произведения;
Развивающая: - развивать навыки самостоятельного постижения поэтического и прозаического
произведения;
- развивать воображение и расширять эмоциональную сферу учащихся;
Воспитательная: - воспитание бережного и сознательного отношения к природе, понимания её ценности для мировой цивилизации и отдельного человека.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: учебник «Русская словесность»- 7 класс для школ с русским языком обучения, распечатанные тексты И.Тургенев «Лес и степь» (отрывок); И.Бунин «Псковский бор»; схема «Макрообраз леса»Ход урока:
Организациооно-ориентирующий этап:
А) Взаимное приветствие учителя и учащихся;
Б) Подготовка учащихся к работе;
В) Постановка цели урока.
Актуализация знаний.
Опрос:
- Что такое пейзаж в художественном произведении?
- Нужны ли описания природы в произведении?
- Чем пейзаж в поэтическом произведении отличается от пейзажа в прозаическом художественном произведении?
- Пейзажи из каких художественных произведений произвели на вас наиболее сильное
впечатление? Почему?
-Какие макрообразы вам знакомы? Приведите примеры?
- Чем макрообраз отличается от микрообраза?
-Как воспринимает лес человек? Можно ли назвать лес «чужим» или «родным» пространством для человека?
Слово учителя:
Образ леса в искусстве- это, прежде всего, динамическая пространственная картина жизни природы, вбирающая в себя образы растительного царства, образы многоих живых существ (насекомых, грызунов, птиц, зверей), образы-звуки, образы- запахи, цвета, краски, игру света и тени. Единый собирательный образ леса складывается из многочисленных его состояний во времени суточного и природного цикла: лес утром, днем и вечером; лес весной, летом, осенью и зимой; лес в дождь, в грозу, в метель, в ветреную погоду. Именно поэтому можем сказать, что лес- это макрообраз.
(кратко записываем данное определение в рабочие тетради)
Работаем со схемой «Макрообраз леса».
ОБРАЗ ОБРАЗ
ФЛОРЫ ФАУНЫ
МАКРООБРАЗ
ЛЕСА
ОБРАЗЫ- ОБРАЗЫ- ОБРАЗЫ-
ЗАПАХИ ЗВУКИ КРАСКИ
Работа с текстами художественных произведений:
1) Учитель:
Многие русские писатели и поэты обращались к образу леса. Здесь уже звучали имена И.С. Тургенева, И.А. Бунина, И.Северянина…
Образ леса предстаёт и в произведениях казахстанских поэтов и прозаиков- Т.Мадзигон, Е. Курдакова.
Каким же видят лес русские художники слова?
2) Индивидуальное задание:
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа «Лес и степь» со слов «Вот и лес…» до слов «… помчится вслед».
Вопросы на восприятие:
- Ребята, давайте пристально вглядимся в текст.
В какое время предстает лес в этом отрывке?
Назовите образы, составляющие в тургеневском описании макрообраз леса.
(Самостоятельная работа учащихся и последующая беседа проходят под приглушенную запись «Голоса леса», о чем учитель предварительно сообщает ребятам)
Образ леса в рассказе И.С. Тургенева «Лес и степь»
Время года Образы флоры Образы фауны Образы-запахи Образы-звуки Образы -краски
Начало лета Статные осины.Берёзы,
Могучий дуб, липа, ландыши, высокие травы, грибы. Желтые мухи, мошки, птицы, малиновка, заяц-беляк. Запах ландышей Тишина. Золотой голосок малиновки, шум верхушек деревьев. Тень, золотистый воздух, прошлогодняя листва, бурая листва, зелёная дорожка
Художественные средства и настроение
Эпитеты Олицетворение Метафоры гиперболы умолчание Сравнение
«Статные осины», «золотистый воздух», «золотой голос малиновки» Осины «лепечут», «лес глохнет», «Ветер набежал» «далее, далее, глубже в лес», «лес глохнет» Дуб «как боец», «золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью», «зашумели верхушки деревьев, словно падающие волны».
Слово учителя:
-Мы познакомились с образцом прозаического художественного описания леса. А теперь послушайте, как изображён лес в лирическом стихотворении И.А. Бунина «Псковский бор».
- В этом произведении как бы два плана, два течения. Одно- реальное, «лесное», с конкретными деталями; второе- несколько сказочное, эмоционально- нравственное. Как они совмещаются и зачем- попробуем понять. Будьте внимательны «по дороге».
(Стихотворение читает учитель. Текст стихотворения лежит на каждом рабочем столе)Фронтальная беседа:
- Обратите внимание, как точен поэт: он называет свое стихотворение не «Псковский лес», а «Псковский бор», ведь речь в нём идёт не просто о лесе, а о каком лесе? (О хвойном, сосновом- отсюда и «бор», а не лес)
- Какое время года изображено в стихотворении? (Осень)
- Какие краски вы видите? Какие звуки слышите? (Пахнет сыростью, грибами. Всмотримся в чащу леса. Что там? Не Баба ли Яга- костяная нога?)
- «Тропы рысей и медведей уводят к сказочным тропам». О каких сказочных тропах говорит поэт? (Сосновый бор уводит в сказку, в далёкие времена, в историю)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
Слово учителя:
- К образу леса, его красоте, его тайнам обращались и обращаются не только писатели и поэты, но и художники. А для некоторых, как, например, для русского художника 19 века Ивана Шишкина, лес и вообще пейзаж становится единственным и самым любимым предметом изображения.
Сообщение ученика о жизни и творчестве И.Шишкина
( презентация 5 картин И.Шишкина «Лесная глушь» (1872), «Сосновый бор» (1872), «Сосны, освещённые солнцем» (1886), «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Корабельная роща» (1898))
Слово учителя:
- Какие из рассмотренных картин наиболее созвучны стихотворению Бунина «Псковский бор»?
- Вернемся еще раз к стихотворению. Как вы понимаете бунинский вопрос: «Достойны ль мы своих наследий?» Что мы унаследовали? Почему должны быть достойны наследства этого?
Обобщение:
-Сегодня перед нами предстали 3 образа леса: один-в прозе, другой- в поэзии, третий- в зримых красках. Первые два мы только воображаем, третий- видим.
Писатель и поэт создают образы при помощи слов, художник- при помощи красок.
Рефлексия:
-Что было наиболее интересным на уроке?
-Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
Задание на дом:
Выпишите из произведений А.Н. Майкова и И.А. Бунина, посвященных описанию леса, деревьев (одно стихотворение на выбор) образы- переживания и образы- мысли.
Подготовьтесь к комментированию.
А теперь, давайте представим, что мы в лесу. Посидим и послушаем голоса его обитателей.
Приложение:
Иван Бунин
«Псковский бор»
Вдали темно и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю - на пороге
В мир позабытый, но родной.
Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам,
Где зернь краснеет на калине,
Где гниль покрыта ржавым мхом
И ягоды туманно-синиНа можжевельнике сухом.