Урок русской литературы в 7 классе по теме Виды пейзажа в русской поэзии и прозе 19-20 вв.
7 класс, 34 урок
Тема: Виды пейзажей в русской поэзии и прозе 19-20 веков.
Цель:
знакомство учащихся с основными видами пейзажа в поэзии и прозе 19-20 вв: лес, горы.
Развивать устную речь учащихся, умение выражать свои мысли и чувства, выразительно читать и анализировать стихотворения; развивать творческие способности учащихся;
Воспитывать интерес к искусству слова.
Продолжить работу над выразительным чтением, над анализом прочитанного текста. Развивать творческое и логическое мышление.
Ход урока:
Организационный момент
1.Психологический настрой на урок.
Учащиеся декламируют хором:
Мир, мир ,мир везде,
Мир во мне и мир в тебе.
Свет, свет, свет везде,
Свет во мне и свет в тебе.
Добро, добро ,добро везде,
Добро во мне, добро в тебе.
Радость, радость, радость везде ,Радость во мне и радость в тебе.
Работа с новым материалом
1Сообщение темы и цели урока
2Повторение: символы горы в античной мифологии.
В мифологиях разных народов гора воспринимается как мировая ось, соединяющая небо и землю. Как правило, гора находится в центре мира и состоит из трех частей. Ее верхушка упирается в Полярную звезду и служит входом в верхний мир, а ее основание является и указывает место спуска в нижнее царство.
Основные три части горы:
А) Вершина-вход в верхний мир. Мир античных богов. Предложить учащимся перечислить античных богов, живших на Олимпе.
Ответы учащихся: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Геба, Мойры и т.д.
Б) Середина - Земля - живут люди.
Какие боги оставили след в истории человечества?
Возможные ответы: Прометей, Эрида, Пандора.
В) Основание вход в царство тьмы. Скажите, кто в античной мифологии является властелином подземелья, царства мертвых?
Ответ учащихся: Аид.
Г) Перечислите духов, живущих в подземном царстве. Возможные варианты: подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, темные эльфы.Сегодня познакомимся и с лесным пейзажем, узнаем, почему образ леса – макрообраз, что можно увидеть, услышать, почувствовать в лесу, и как это передано в произведениях русских писателей и поэтов.
В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку,
В мир прохлады, тишины и волшебства.
Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Чтобы лицезреть лесную сказку,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
- Кто из вас был в лесу? Что вы там видели, слышали, чувствовали? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
III. Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами поговорим о двух видах пейзажа – горы и лес
ΙV .Чтение учащимися в стихотворении А. С. Пушкина <<Кавказ>> и М Ю. Лермонтова <<Синие горы Кавказа >>
Затем чтение учащимися стихотворения в прозе И. С. Тургенева <<Разговор >>,, и стихотворения В. С. Высоцкого<<Здесь вам не равнина, здесь климат иной… >>
А теперь поработаем с произведениями о лесе поэтов и писателей.
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
- С чем сравнил поэт осенний лес? ( лес, точно терем расписной)
- Саму осень? ( …Осень тихою вдовой)
- Паутинки, блестящие на солнце? ( …воздушной паутины тканиблестят, как сеть из серебра)
- Белого мотылька, порхающего над паутинкой? ( …точно белый лепесток…)
- Просветы в небе? ( просветы в небо, что оконца…)
- Елочки? (как вышки, елочки темнеют…)
- Какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?
Хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Какие образы ее вызывают?
Чтение стихотворения А. Майкова «В лесу»
Чтение стихотворения Е. Курдакова «Мир полон птиц…»
Чтение фрагмента из рассказа И. Тургенева «Лес и степь».
V. Итог урока:
1.Анализ ответов учащихся.
- Что вы узнали нового по теме?
- Что вам было интересно?
- О чем бы вы еще хотели поговорить по теме «Лес и горы»?
- Как нужно относиться к лесу и к горам?
2.Выставление оценок.
3.Домашнее задание:
Выучить одно стихотворение об одном из типов пейзажей (по выбору)