Педагогическая концепция учителя начальных классов
Педагогическая концепция
учителя начальных классов
Гарбузовой Татьяны Сергеевны
Концепция модернизации российского образования определила новую систему взглядов и понятий образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников начальной школы. В проекте ФГОС НОО второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Сегодня нашей стране нужны физически и морально здоровые с нравственными устоями граждане, которые будут успешно социализироваться. Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям, личностно – ориентированном обучении как средстве самореализации моих учеников. Ведь каждый из них - это личность со своим маршрутом достижения успеха. Цель моей педагогической концепции – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника. Исходя из данной цели, поставила перед собой задачу – помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Мои основные педагогические задачи и принципы:
Вселять в ребенка веру в себя, быть во всем примером для детей;
Радоваться успехам своих учеников;
Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
Уметь извиняться, если ты не прав, иметь авторитет среди детей;
Не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности, уметь вселять в ребенке уверенность, стимулировать к саморазвитию;
Воспитывать патриотизм учащихся;
Принципы реализации концепции:
Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех, изменение отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества).
Принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой мыслительной деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся.
Принцип культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве позволяет интегрировать знания в различных научных областях
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Принцип индивидуализации обучения, который предполагает учет уровня развития каждого ученика.
Главными же считаю личностно – ориентированные принципы:
1 Принцип адаптивности. Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.
2 Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, - а в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.
3 Принцип психологической комфортности. Школьнику должно быть комфортно и приятно на уроке, в школе, тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.
Для достижения поставленных задач использую в работе следующие технологии:
Здоровьесберегающие и здровьеразвивающие технологии на уровне не только овладения умениями и навыками, но и формирования у каждого обучающегося внутренней потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Это уроки здоровья, участие в проектах, физкультминутки на уроках, эмоциональные разгрузки, физминутки для глаз, тематические прогулки.
Работая с детьми, стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы.
Учебная проблема часто формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются учащимися, чем знания, преподнесенные учащимся в готовом виде. При таком обучении считаю результативной работу в группах, включение в урок разноуровневых и дифференцированных заданий. Это дает возможность ученикам с разным уровнем обученности активно участвовать в учебном процессе. Как говорил немецкий философ Кант «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». В соответствии с требованиями ФГОС необходимо научить детей учиться. Основная задача обучения в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, т.е. овладение системой УУД.
Игровые технологии. Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. Именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся. На уроках математики, письма, развития речи использую различные развивающие игры.
Компьютерные технологии, которые помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль.
Применение вышеперечисленных технологий способствует целостному развитию личности моих учащихся Развитие личности ребенка невозможно без развития его познавательного интереса.
Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. Тогда мои ученики работают на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для них. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
В начальной школе закладывается «фундамент» личности, позволяющий при правильном воспитании и развитии раскрыть внутренний потенциал ребенка. На учителе начальной школы лежит огромная ответственность, так как он в ответе за основы, на которых будет строиться дальнейшее будущее ребенка. Учащиеся берут пример со своего наставника, следуют его принципам, потому что в этом возрасте дети, как «губки» – они доверчиво впитывают всю информацию от находящихся рядом взрослых людей. А потому стараюсь не забывать слова Жана Жака Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя их моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьёй, не солдатом, не священником: он будет – прежде всего, человеком».