Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5 классе
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Н.С. Титова
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
на уроках русского языка в 5 классе
Новокузнецк
МАОУ ДПО ИПК
2012
Содержание
Введение..3
Коммуникативная компетенция как важнейшее условие
личностного развития учащихся 4
Коммуникативные универсальные учебные действия
как основной способ формирования коммуникативной
компетенции учащихся..5
Основные виды работы, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках
русского языка в 5 классе....6
Заключение................................................................................14
Список использованной литературы.15
Список рекомендуемой литературы..15
Введение
В условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предложено определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра. Фундаментальное ядро содержания общего образования – это нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» (УУД) связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Принято выделять следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В данной работе обращение к коммуникативным УУД определено тем, что именно они являются основополагающими при формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка. Выбор данной темы обусловлен и тем, что сегодня в учебниках по русскому языку достаточно мало заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Поэтому целью данной работы является: определение коммуникативной компетенции как важнейшего условия личностного развития учащихся; выявление основных видов работы на уроках русского языка, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса.
Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетенция начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Коммуникативная компетенция как важнейшее условие личностного развития учащихся
Изучение языка, безусловно, является личностной потребностью, которая проявляется в социальном взаимодействии, общении. Успешность общения связана с умением реализовывать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях общения. «Совокупность языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека» – это лишь часть определения коммуникативной компетенции, данное в «Учебном словаре Стилистических терминов». (Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.) Еще одна часть звучит как «совокупность личностных свойств и возможностей».
Коммуникация – смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера (Федеральный государственный образовательный стандарт).
Таким образом, вышеперечисленные формулировки позволяют говорить о том, что коммуникативная компетенция является важнейшим условием личностного развития учащихся.
Коммуникативная компетенция не возникает на пустом месте, она формируется. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. В частности, такие учебные предметы, как русский язык и литература обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, способствуют развитию коммуникативной компетенции.
В педагогической деятельности возникает проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Для решения этой проблемы педагоги используют разнообразные виды работы на уроках русского языка и литературы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
как основной способ формирования
коммуникативной компетенции учащихся
Коммуникативные УУД (грамотное и эффективное пользование русским языком с устной и письменной речи) направлены на формирование коммуникативной компетенции обучающихся:
умения различных видов устной и письменной речи;
овладение орфографией и пунктуацией (грамотной письменной речью);
понимание и анализ текстов.
В структуру основной общеобразовательной программы (ООП) по русскому языку включены три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций: коммуникативной; языковой и лингвистической (языковедческой); культуроведческой.
Первая содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
В соответствии с требованиями ФГОС в ООП по русскому языку для 5-9 классов определены следующие УУД:
1. Излагать свое мнение с аргументами и фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
2. Создавать тексты (информационные источники) разного типа, для ситуаций общения (в т.ч. с ИКТ) и соблюдая информационную безопасность - с помощью и самостоятельно.
3. Воспринимать информацию, данную в явном виде устно, в учебных и неадаптированных текстах разного типа.
4. Понимать концептуальный смысл текстов (устных и письменных) – в учебных ситуациях и жизненных.
5. Понимать позицию другого, различать в ней мнение, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, теории.
6. Учиться корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать ошибочность.
7. Ориентироваться в общении: определять намерение партнера, использовать различные речевые средства.
8. Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, вырабатывать решения).
9. Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка направлены прежде всего на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Их правильное использование на уроках обеспечивает формирование успешной модели выпускника основной (средней) общеобразовательной школы.
Основные виды работы, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5 классе
В данном разделе будут рассмотрены некоторые виды работы, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса на уроках русского языка. Именно в этом переходном звене существует возможность большого выбора видов работы, которые будут для учащихся интересными и полезными. На данном этапе возможно использование на уроках нетрадиционных педагогических методик.
Коммуникативные УУД заложены прежде всего в структуру уроков развития речи. В 5м классе учащиеся работают, в большинстве своем, над сочинениями-описаниями. Учитывая возрастные особенности, когда дети являются ориентированными на кинестетику (чувственный способ восприятия информации), важно научить ребенка описывать предмет по различным модальностям. Примером может служить такое упражнение:
Опишите карандаш: каким вы его видите, какой он на ощупь.
От описания конкретных предметов можно перейти к описанию явлений, например: "Музыка природы", "Начало осени", "В зимнем лесу"
Поэтому при написании сочинения-описания картины мы ставим вопросы, касающиеся формы: Какие цвета присутствуют на картине? Какие они: холодные или теплые? Кроме цвета, что еще может передать настроение на картине?
И только потом следует вопрос: Для чего автор использует те или иные краски или изображает своих героев в определенных позах, с теми или иными жестами и мимикой?
Поэтому, перед тем, как переходить непосредственно к написанию сочинений, целесообразно предложить ученикам нарисовать рисунки, комиксы на тему предстоящего сочинения или мысленно создать кинофильм, а потом перенести внутренние рисунки в контуры кинопленки на бумагу.
Наиболее эффективной формой работы для формирования коммуникативной компетенции считается (Степанова Л.С., Сорокопытова О.Г., Солганик Г.Я. и др. ) работа с текстом, которая служит условием развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
комплексная работа с текстом;
лингвостилистический анализ текста;
«самодиктанты»;
сочинение-рассуждение;
редактирование текста;
различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
коммуникативные и игровые ситуации.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
При изучении темы в 5 классе «Текст. Признаки текста» можно выполнить следующие задания:
1.Рассмотрите схему. На ее основе сформулируйте определение текста.
Признаки
наличие темы
наличие или возможность заголовка
смысловая связь между предложениями
определенная последовательность предложений
использование языковых средств связи между предложениями
2. Какой из отрывков – текст? Докажите.
Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи синие цветы васильков.
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
3. Восстановление деформированного текста.
Из данных предложений составьте рассказ, запишите его, а затем перескажите.
Вариант 1. Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
Вариант 2. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
4. Заполните таблицу примерами, приведенными ниже.
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
Способ связи
Пример
С помощью местоимений.
С помощью синонимов.
С помощью антонимов.
Родо-видовыми словами.
ПРИМЕРЫ:
1) В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
2) Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, к счастью, забывается.
3) Я оттолкнул веслом челнок от берега. Он плавно скользнул по воде.
4) После проливного дождя в лесу появилось много грибов. Вот желтеет сыроежка. А под елкой притаился рыжик.
5. Редактирование текста
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст, а затем перескажите его.
Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
8) Определение границ предложений.
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите. Докажите, что у вас получились предложения.
1. По реке плывёт лодка. И плот.
2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предлагаются в учебниках по русскому языку.
Например: «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите (или расскажите) получившийся текст. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Например, при изучении темы «Синонимы» в 5 классе можно выполнить задание, которое выполняется в группе: Подберите близкие по значению слова (синонимы) к словам, записанным на ваших листах. Составьте с ними 3-4 предложения, связанные между собой по смыслу.
1 вариант
Говорить
2вариант Ходить
Возможные ответы
излагать, молвить, произносить, выговаривать, сказать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, распространяться, вдаваться в подробности, ораторствовать, гласить, вещать, тараторить, лепетать, лопотать, бормотать (про себя), ворчать, шептать, мямлить, цедить сквозь зубы; галдеть; ввертывать (вклеивать) слово
ступать, шагать, шествовать, грясти, брести, двигаться, подвигаться, гулять, разгуливать, прогуливаться, прохаживаться; тащиться, тянуться, плестись, ползти, ковылять, семенить, слоняться, шататься, шляться, шлепать, маршировать
Далее представлен фрагмент урока при изучении темы «Прямое и переносное значение слова» с использованием проблемного обучения, инсценировки текста, ролевой игры, созданием монологической речи.
Запись словосочетаний на доске (выполняется с объяснением орфографии одним учеником): золотое кольцо, золотое слово
Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово «золотой» употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо - в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла. Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и золота не материал, а ценность. У слова «золотой» появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
Инсценировка текста:
Иностранец подходит к продавцу ягод.
- Что продаете?
- Черную смородину.
- А почему ж она белая?
- Потому что зеленая.
Вопрос к классу: Подумайте, в каком значении употреблено слово «зеленый»? (Недозрелый, неспелый)
Задание: Прочитайте по ролям следующие высказывания. Объясните своему собеседнику значение слова или словосочетания, употребленных в переносном значении:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
Пример домашнего задания:
Напишите небольшой рассказ с использованием слов и словосочетаний в переносном значении.
При повторении изученного материала в 5 классе на уроках возможно использовать дидактические игры, которые способствуют формированию творческих, коммуникативных способностей учащихся.
При повторении темы «Части слова. Корень», можно предложить следующую дидактическую игру, цель которой - закрепить понятие «корень» и «однокоренные слова».
От корня слова так же, как и от корня дерева, идут новые ростки -однокоренные слова. Задание: определить, чьё дерево будет ветвистее, если каждая ветвь - это слово. ( Учащиеся делятся на две команды, каждой команде предлагается свой корень: - кол -, - сып - ). На столах большие белые листы, дети работают коллективно на задание даётся пять минут.
При повторении темы «Чередование согласных звуков в корне» можно использовать игру «Мы пишем рассказ».
Задание: Давайте напишем рассказ. Он будет называться «Снег идёт». Этот рассказ не простой. В каждом предложении должно быть слово с корнем - снег -. Избегайте повторов. ( Дети работают коллективно, на задание отводится 7 минут).
При повторении темы «Правописание проверяемых согласных букв в корне слова» рекомендуются следующие игры:
Игра «Не подведи свой ряд»
Вставьте пропущенную букву, устно докажите, почему слово так пишется. С каждого ряда поочерёдно выбегают ученики к доске. Выигрывает тот ряд, который быстрее всех вставит пропущенные буквы
ска...ка бро...
кру...ка око...ки
ко...ка бере.лси
тулу... шу...ка
шала... перево... ка
Не менее эффективными в современном уроке стали задания на исключение лишнего. Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
Задание: Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее. Объясните свой выбор.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
Клен – 1 слог.
Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову. Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение
Вышеперечисленные виды работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся позволяет учителю-словеснику выполнить основную задачу: глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить активнее общаться детям друг с другом, открыто выражать свои мысли, умело отстаивать свою позицию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения в российском образовании создают необходимость воспитания личности, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихся следует проводить систематически.
Традиционная методика не направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами, школьники знают o них. Но не умеют использовать в практической деятельности. В школе на первый план выдвигается работа по формированию орфографических и пунктуационных умений, при этом развитию речи отводится второстепенная роль.
Современные методики совмещают виды работ, формирующих коммуникативные компетенции (требование анализа, сравнения явлений, обоснование, аргументирование, обобщение).
Применяемые в процессе урока, технологии достижений знаний и компетентностных результатов призваны активизировать учебную деятельность школьника. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.
Использование новых технологий на уроках русского языка показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.
Таким образом, использование инновационных методик на уроках русского языка позволяет учащимся не только получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, но и чувствовать собственную ответственность за результат.
Список использованной литературы
Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М., 1956/1993, №3. – С.31-38
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс-М: ВАКО, 2011
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. М: Просвещение, 2009
Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.
Новикова В.Г. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике. http://festival.1september.ru/articles/418598/
Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16
Перова Т.Ю. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. – Новокузнецк, 2009
Плигин А.А. Концептуальные подходы к разработке личностно-ориентированного обучения русскому языку в школе. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Смирнова Н.С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. http://rcwebroom.rusedu.net
Сорокопытова О.Г. Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся. http://www.edu.ru
Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.
Список рекомендуемой литературы
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984
Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990
Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
15