Статья на тему Коротко о нарушении письма
Коротко о нарушениях письма
Что же такое дисграфия? Немного теории
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 20% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Есть много академических учебников, где подробно изложена история вопроса таких нарушений, их этиология и патогенез. Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессом письма. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
зрительный, который подбирает соответствующую графему;
двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).
Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10 – 11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга, а вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга. И только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из речевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.
ДИСГРАФИЯ – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Возникающие при этом ошибки можно разделить на несколько категорий:
ошибки звуко-буквенной символизации (замены букв фонематически или графически близких);
ошибки графического моделирования фонематической структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв, ассимиляции, персеверации);
ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения (отсутствие точек в конце предложения, заглавных букв в начале, отсутствие пробелов между словами или создание неадекватных пробелов в середине слова).
СИСТЕМАТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА (по А.Н. Корневу)
А. Специфические нарушения письма
1. Дисграфии
1) Дисфонологические дисграфии
А)Паралалические дисграфии (косноязычие в письме)
Б)Фонематические дисграфии
2) Метаязыковые дисграфии
А)Дисграфии вследствие нарушениий языкового анализа и синтеза
Б)Диспраксические (моторные) дисграфии
2. Дизорфография
1) Морфологическая
2) Синтаксическая
Б. Неспецифические нарушения письма вследствие ЗПР, умственной отсталости, педагогической запущенности. «Ложная дисграфия».
В специальной литературе имеются и другие классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Подробнее выделим следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребёнок пишет слова так, как их произносит, т.е. отражает своё дефектное произношение на письме. Наряду со ЗП страдает фонематическое восприятие. Но не всегда искаженное ЗП приводит к этой форме нарушений письма. Иногда за счет четкой слуховой дифференциации звуков, сформированных фонема
·тических процессов проблем не возникает.
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т ,ч-щ, о-у, е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина её возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
пропуски согласных и гласных;
перестановки букв;
добавления букв;
пропуски, добавления, перестановки слогов;
недописывание слов;
застревание, персеверации, предвосхищение, антиципации и контаминации;
слитное и раздельное написание слов;
слитное написание предлогов со словами;
раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций, неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (п-н, п-и, у-и, и-ш, п-т, б-д, м-л, э-с и др.).
Аграфия может лишь условно считаться самостоятельным вариантом расстройств письменной речи. Как правило, это транзиторное состояние, переходящее со временем (через 1 – 2 года) в дисграфию. Подобная тяжесть затруднений – в невозможности в течение длительного времени овладеть даже звуко-буквенной символикой. Если не считать глубокой умственной отсталости, то наиболее частой причиной аграфии является сочетанное нарушение графической символизации и фонематического восприятия.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;
пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен;
замена согласных: тва – два, роча – роща;
перестановки букв и слогов: онко – окно;
недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках;
наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, диктанат – диктант;
искажение слова: мальни – маленький, дове – двое;
слитное написание слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов;
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром.замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.;
нарушение смягчения согласных: болшой – большой, толко – только, мач – мяч.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки, появилось трава – появилась трава;
нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
замена слов по звуковому сходству,
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш – т, д – в, д – б;
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и – ш, ц – щ;
замена букв, имеющих дополнительные элементы: и –ц, ш – щ, п – т, х – ж, л –м;
зеркальное написание букв: с, э, ю;
пропуски, лишние и неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объём учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
безударная гласная в корне слова: вада – вода, чисы – часы;
правописание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
P.S. Классификация ошибок основывается на причинах их появления.
15