Эссе учителя технологии Будь человеком, будь человечным, сердце отдай детям навечно!
Будь человеком, будь человечным, сердце детям отдай навечно!
Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок
овладеет душой.
Я.А.Каменский
Культура – это умение ткать свой узор
жизни в сочетании с узорами других людей.
В.Г. Кротов
Вы умеете готовить? Шить или вышивать? Плести бисером? Вязать спицами или крючком? Если да, полагаю, вы живёте не в мегаполисе, если находите время на такие замечательные женские занятия. Живя в стремительном, бешеном ритме, не оставляешь времени на дела, которые тоже требуют и времени, и определённых затрат энергии. И если всю свою жизнь человек занимается своим любимым делом и дело это - и его работа, и его хобби, его можно назвать счастливым.
Всю свою сознательную жизнь я – не городская девочка, жила в окружении родных и близких, которые всегда вкусно стряпали, сами чинили одежду и обувь, шили новые наряды, обвязывали детей. Ну как тут вырасти без любви к румяным пирожкам, нарядным кружевам на платье, тёплым с пёстрым орнаментом носкам, салфеткам на комодах и расшитых полотенцах и покрывалах. Всем этим настолько пропитана моя жизнь, настолько свежи в воспоминаниях мамины, чуть покрасневшие от мороза, натруженные руки со спицами в руках, что всё это стало смыслом моей жизни и моей профессией.
Кто может похвастаться тем, что знает больше десятка рецептов борщей, начиная от русского и украинского и заканчивая борщом по – царски? А связав воротничок или кружева на платье, вы навсегда сделаете его другим, отличающимся от, казалось бы, такого же платья соседки, которое покупалось в том же универмаге, что и ваше.
Переделать или подшить? Дополнить карманами? Использовать старое платье, изменив его фасон, дополнив оборкой?...Всё это не сложно, когда есть умения, время, желание. Даже подругам, коллегам помочь с переделкой доставляет, поверьте, истинное удовольствие.
Таким несложным занятиям научиться можно, важно и должно в жизни. Главное – иметь желание.
Готовить вкусно и всегда по-новому и дома и на работе для меня – не испытание, а истинное удовольствие.
Уроки технологии должны оказывать большое воспитательное воздействие на учениц, так как в будущем из маленькой девочки формируется женщина и мать. И очень важно, чтобы она сама не ленилась, не покупала полуфабрикаты в магазинах, а кормила свою семью разными «вкусняшками», украшала свой дом интересными мелочами, имела вкус и чувство меры во всём.
Как приятно растить маленьких тружениц, многократно объясняя им те или иные тонкости швейного дела, сочетания продуктов или правила вывязывания определённых петель. Здесь важны и всегда пригодятся самые различные советы. Не помешают абсолютно любые.
В кабинете технологии совсем другая атмосфера – домашняя! В кабинете уютно, часто вкусно пахнет. То что-то булькает в кастрюле или пирог уже подрумянился и девочки потирают руки – сейчас попробуем! То кроим, наживляем, то примеряем платье в предвкушении, в ожидании какого-то маленького чуда.
Каждый человек повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы проходим дорогу в считанные годы, всё равно начинать приходится с самого начала – подниматься на ноги, осваивать первые робкие шаги, учиться владеть собственными руками. Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И это стремление очень наглядно отмечено в истории костюма, который, в первую очередь, отразил все стадии развития общества. Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой иногда позволяет заглянуть в будущее. А мода обладает одним важным качеством – она почти мгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену взглядов и воззрений в духовной сфере.
Одежда может быть одновременно простой и сложной, примитивной и вычурной, удивительно прекрасной и смешной, нелепой. Словом, такой же, как наша жизнь. На своих уроках я стремлюсь донести это до каждой ученицы, потому что от нас самих во многом зависит, как мы будем жить и выглядеть. И хотя мода действительно переменчива и капризна, истина же постоянна: провожают по уму.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С. Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека. Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила и вносит свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Человек может обойтись без многого, но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.
В психологии есть такой забавный пример: человек – это дробь, числитель которой означает на сколько человек сам себя оценивает, а знаменатель – на сколько его оценивают окружающие. Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее эта цифровая конструкция и тем скорее она потеряет устойчивость, опрокинется.
Любой урок технологии оказывает большое воспитательное значение на ребёнка. Большое внимание уделяется нравственности. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он,- я избегал делать то, что делают они». Учиться благовоспитанности у невоспитанных, а не быть таковыми – вот, пожалуй, основная цель моих уроков.
Воспитывать честных и добрых детей, воспитывать «человека хорошего» в любых обстоятельствах должен человек, который сам искренне, глубоко, не сомневаясь, верит, что вся сила и весь разум мира - это доброта и честность, любовь и совесть.
Любовь и совесть правят миром. И это не напыщенные слова, в них бьётся живое сердце воспитания