Технологическая карта урока музыки на тему: Романтизм:музыкально-пейзажные зарисовки в поэтической балладе Гете (Жуковского) и музыкальной балладе Шуберта.
Тема: Романтизм:музыкально-пейзажные зарисовки в пэтической балладе Гете
(Жуковского) и музыкальной балладе Шуберта.
Раскрыть понятие нового направления в искусстве «РОМАНТИЗМ»
Задачи изучения темы:
1.Определить историческую обусловленность
идейно - художественных поисков
романтического искусства.
2. Выявить причины изменения взгляда
творцов искусства на человека и его
взаимоотношения с миром в музыке ,поэзии ,живописи .
3. Сформулировать основные отличительные
черты романтического героя .Этапы урока Их логический смысл Активизация деятельности учащихся на уроке
I.Музыкальный эпиграф: «Лесной царь» Ф. Шуберт Экспозиция.
Романтизм - принадлежность не только одногоискусства, не только одной поэзии: его истокив том, в чём источник и искусства и поэзии – в жизни.В.Г. Белинский(русский литер. критик, публицист, 1811 - 1848)
И.-В.Гете –разочарование во
Французской революции, пути осуществления гуманистических идеалов. 1.О чем эта музыка?
2. какие образы, какие ассоциации возникли у вас, когда вы её слушали?
Какова роль фортепианного сопровождения?
Возможно ли сохранить образ произведения, разъединив вокальную партию и ф-ную?
II.На экране появляются три работы разных художников:
А.Кошкин «Лесной царь», К.Коро
«Порыв ветра” , М.Воробьев
“ Дуб, рздробленный молнией» . Завязка.
Формулировка проблемы
Это новое слово в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром. Вглядитесь внимательно в эти картины. Что поражает вас в них? Чем отличаются они, чем
похожи ? Что вы можете рассказать о содержании картин ? Возможно ли сопоставить их содержание с образами баллады?
III Возникновение романтизма. Общая характеристика творчества
история данного периода.
Появление термина романтизм 1) Каковы были главные итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей на утверждение господства Разума, торжества Свободы, равенства и братства всех людей?
IV.Ф.Шуберт Баллада “Лесной царь”-особый жанр в
песенном творчестве.
И.-В.Гете Баллада “Лесной царь”-мотив датской легенды.
Раскрывается тема:
Каковы же были идейные позиции передовых творцов искусства в этих изменившихся условиях общественной жизни послереволюционной Европы? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения? Анализ музыкальногопроизведения .Удалось ли Ф.Шуберту своей музыкой донести стихотворение И.В.Гете еще в более выразительной форме?
V.Разработка проблемы.
Анализ картин
К.Коро”Порыв ветра”,
М.Воробьв “Дуб, раздробленный молнией”
Раскрывается тема:
причины появления нового героя в искусстве. Анализ картин
VI. Историческая обусловленность появления романтизма, его общие черты Кульминация.
Разрешается в итоге дискуссии. Искусство создаваемое романтиками в каждой стране имело свои особенности, но для их творчества характерны и общие черты: неприятие окружающей действительности, несправедливости в отношении к людям, трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою.
VII.
О том, как развивалось творчество романтиков, как оно было связано с творческими открытиями просветителей, что удалось им нового рассказать о человеке и об окружающем мире, к чему призывают нас творцы романтического искусства нам расскажут сами художники - созданные ими произведения и их герои.
В заключение урока звучит
Соната №8(Iч.) Людвига Ван Бетховена Сравниваем язык трех художественных произведений-музыкального – литературного,живописного.
Выявить средства выразитель-
ности каждого вида искусства,создающие единый
драматический напряженный
образ. VIII. Заключение.
Заключение дается как постановка проблемы. Что рассказало романтическое искусство о человеке?