Разработка урока по литератруре 9 класс Тема: Романтизм
Разработка урока по литератруре 9 класс Тема: Романтизм
Тип урока: комбинированный (повторение изученной темы и ознакомление с новым материалом). Образовательная цель: формирование у школьников понятий о литературных направлениях романтизм, классицизм, сентиментализм; ознакомление детей с условиями возникновения романтизма в Европе и в России. Развивающая цель: формирование у детей навыков сравнения, сопоставления через изучение литературных направлений; развитие умений отбирать и систематизировать материал по заданной теме; развитие устной и письменной речи через работу со статьей учебника, составление текстов. Воспитательная цель: - формирование патриотических чувств, уважительного отношения к поэтам, создавшим русский литературный язык. Используемая технология: информационно-компьютерная технология, стратегия «КМ через чтение и письмо». Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, слайды, учебники, тестовые задания, листы контроля знаний на каждого ребенка. Ход урока 1.Организационный этап. (1 мин.) II. Проверка домашнего задания (9 мин.). (Учащиеся повторили дома сведения о классицизме и сентиментализме). Учитель: Проверка домашнего задания будет осуществлена через работу с таблицей, которую вам необходимо заполнить. Классицизм Сентиментализм Используйте материал, записанный на интерактивной доске. (Школьники распределяют предложения, в которых даны признаки классицизма и сентиментализма, в столбики таблицы. На выполнение работы дается 5 мин.). На интерактивной доске записаны следующие признаки литературных направлений: -Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются; -произведения искусства ценили по тому, насколько оно могло растрогать человека, умилить его сердце; -допускается абсолютизация идей и идеализация героев; -стремились показать, что идеалы... извлечены из обычной жизни, облекая свои произведения в формы путевых записок, письма, дневника, написанных по следам горячих событий; -установлена строгая иерархия жанров, их деление на «высокие», «средние» и «низкие»; - с особым удовольствием описывают величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится средством воспитания чувственности, обращается к религиозному чувству; -наиболее четко были выражены правила единства времени, места и действия; - характерен «энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления. Учитель: Какие трудности вы испытывали, выполняя данное задание? Проверка осуществляется следующим образом: сканируется на экран работа одного из учеников, затем ребенок сам комментирует написанное, сначала называются признаки классицизма, затем – сентиментализма, а весь класс проверяет выполненное задание. Работы оцениваются на листе контроля. (самоконтроль). – 2 мин. - Осталось незаписанным одно предложение.) Почему вы не записали его? Классицизм Сентиментализм - Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются; -допускается абсолютизация идей и идеализация героев; -установлена строгая иерархия жанров, их деление на «высокие», «средние» и «низкие»; -наиболее четко были выражены правила единства времени, места и действия; -произведения искусства ценили по тому, насколько оно могло растрогать человека, умилить его сердце; -стремились показать, что идеалы... извлечены из обычной жизни, облекая свои произведения в формы путевых записок, письма, дневника, написанных по следам горячих событий; - с особым удовольствием описывают величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится средством воспитания чувственности, обращается к религиозному чувству; Характерен «энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления. Оно не содержит признака ни классицизма, ни сентиментализма. Действительно, данный признак характеризует другое литературное направление, которое назвается романтизмом. III. Изучение новой темы «Романтизм» . (10 мин). 1. Знакомство со стандартом темы, который проецируется на экран и озвучивается. Ученики должны знать: понятия романтизм и романтика; события, оказавшие влияние на развитие романтизма; - представителей, школы, основные лиро-эпические жанры. Ученики должны уметь: определять черты романтизма; отличать русский романтизм от общеевропейского; отличать романтизм от классицизма и сентиментализма. 2. Далее идет лекция учителя с использованием слайдов. Дается пояснение слова «романтизм», указываются время и причины его возникновения, основные признаки… (7 мин.) Слушая лекцию учителя, ученики должны ответить на вопросы: Какие общественно-политические события оказали влияние на развитие романтизма? Каковы основные признаки романтизма как литературного направления? Содержание слайдов в таблице, а также в приложениях №1. Слайд 1 Слайд 2 Романтизм – литературно- художественное направление Школы романтизма в Европе: «Иенская» школа «Озерная» школа в Германии в Англии Слайд 3 Слайд 4 «Иенская» школа в Германии Представители школы: Братья Август и Фридрих Шлегели Людвиг Тик Поэт и философ Фридрих Шеллинг Озерная школа противопоставляла цивилизации природу, простой уклад жизни, естественные человеческие отношения Слайд 5 Слайд 6Слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму. Основные предпосылки романтизма: разочарование в результатах великой французской революции и буржуазной цивилизации. Слайд 7 Слайд 8 Особую остроту у романтиков обрели: Протест против бездуховности и эгоизма, пошлости и прозаичности, общественных отношений. Романтики поддерживают: Творческую активность художника с его правом на изображение реального мира Слайд 9 Слайд 10 Романтики страстно защищают: творческую свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность в искусстве. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании мира, а о целостном разрешении всех его противоречий. Слайд 11 Слайд 12 Герой романтизма осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть понятым и принятым. Романтики открыли необычайную сложность, индивидуальность и глубину духовного мира человека, необходимость смотреть на мир сквозь «призму сердца» Романтический герой Яркая исключительная личность, не удовлетворенная окружающим миром, стремящаяся к свободе, преодолению препятствий. Учитель: - Какие общественно-политические события оказали влияние на развитие романтизма? Каковы основные признаки романтизма как литературного направления? (Ученики отвечают на данные вопросы. (3 мин.). Можно пользоваться лекцией и материалом учебника). III. Закрепление темы. (20 мин.) А сейчас мы проведем ролевую игру: Первая группа готовит презентацию «иенской» школы, его представителей, идеи. Вторая группа – «озерную» школу. Третья группа - писатели, которые представляют своего романтического героя. (Работа идет в группах в течение 5 мин. Используя статью учебника стр.167,168, 169, ученики создают связный текст, составляют схемы, таблицы. Затем проводится защита работ , дается - по 2 мин. на каждую группу. Ответы оцениваются на листе контроля.) Учитель: Продолжим работу с текстом учебника, откройте стр.168 - 171. Вам необходимо подобрать материал для заполнения следующей таблицы : Основные события, которые способствовали возникновению романтизма Представители романтизма Жанры произведений романтизма Основные признаки романтизма. (Индивидуальная работа в тетрадях в течение 6 минут. Каждый ученик заполняет таблицу.) Учитель: - Работа завершена. Прочитайте ваши записи. (Озвучивание работ. Оценивание деятельности учащихся на листах контроля. 3 минуты. Заполненная таблица проецируется на экран.) IV. Тестовый контроль. Учитель: -А сейчас вам предлагаются тесты с целью контроля знаний по теме “Романтизм”. На их выполнение дается 3 минуты. (Тесты с ключами прилагаются). (Работа в индивидуальном режиме, затем – взаимопроверка по ключу. Результаты оценивания заносятся на листы контроля). V. Рефлексия. Учитель завершает урок: Итак, мы завершаем урок по теме «Романтизм». Что нового вы узнали на уроке? Как изменилось сегодня ваше представление о литературном направлении? (Ученики дают ответы на вопросы). -Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (По контрольному листу подсчитываются баллы и переводятся в отметку. Работа в группе. Результаты озвучиваются.) V. Домашнее задание. (1 мин.) Учитель предлагает выполнить следующие задания: - Прочитать по учебнику, что такое романтика (стр.171). - Написать сочинение - размышление на тему “Романтика и романтизм”. Приложение.