Урок литературы 10 класс. М. Горький. Романтический пафос раннего творчества.


Литература 10 класс
Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Романтический пафос раннего творчества
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Горького.
Задачи урока: показать художественное своеобразие ранних романтических произведений писателя; познакомить с ранними романтическими рассказами «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На соли», «Рождение человека»;
- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;
- воспитывать гуманизм, уважение к человеческой личности; формировать эстетический вкус, культуру чтения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Беседа
- Как можно объяснить псевдоним, который взял А.М. Пешков, начав публиковать свои произведения?
- Свидетелем каких исторических событий конца XIX – начала XX века стал Горький? Каково было отношение писателя к этим событиям?
2. «Литературная кладовая». Творческая работа по повторению изученного «Лови ошибку» (навыки критического мышления при решении заданий). В вопросы по литературе вкрались ошибки, найди их.
1. Даты жизни писатели и врача А.П. Чехова 1860-1904 – Да
2. Трилогия 1898 года «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» принесла известность Леониду Андрееву – Нет, А.П. Чехову
3. Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превращается в Данко. – Нет, в Ионыча, среда заела, трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть.
4. Личность Куприна в воспоминаниях современников «Молодой, похожий на молодого Вакха, тихий, медленный, коренастый, с бычьей шеей и сильными руками, мускулистый, приятный» - Да.
5. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» - это строки из рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». – Нет, из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
6. Критик Адамович сказал о Бунине «С возрастом он стал красивее и как бы породистее. Седина ему шла. Появилось в его облике что-то величавое, римски-сенаторское. Он был на редкость умен». Да.
7. Оля Мещерская главная героиня рассказа «Темные аллеи». – Нет, «Легкое дыхание»
8. Максим Горький родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра-краснодеревщика. – Да
9. Творческий путь Л. Андреева начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». – Нет, М. Горького
10. К ранним романтическим рассказам М. Горького относятся «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Да.
11. В повести «Иуда Искариот» четко выделяются три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни и легенда о Данко. – Нет, в рассказе «Старуха Изергиль».
12. Умер в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа с глубокой тоской по родине «Нет России. Нет и творчества» Леонид Андреев. – Да.
13. В 1933 году получил Нобелевскую премию первый русский поэт А.И. Куприн. – Нет, И.А. Бунин.
14. «Сын орла и женщины. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого» Данко. – Нет, Ларра.
15. Максим Горький член Императорской академии, председатель Первого Всесоюзного съезда писателей, награжден орденом Ленина. – Да.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
3. Слово учителя
- Мы с вами знаем, что творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. В 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики.
Ранние рассказы Горького носят романтический характер.
- Вспомните, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.
Романтизм – художественный метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
В центре повествования в ранних произведениях Горького обычно романтический герой - гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. О Лойке Зобаре, например, сказано: «С таким человеком сам лучше становишься». Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы: море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. (Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова.)
Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.
В романтических рассказах воплощены мечта о красоте и наблюдения писателя за противоречиями человеческой души. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».
Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима - так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира - коренная черта этого литературного направления.
Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.
- Приведите примеры, доказывающие ваши слова.
Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море».
Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.
В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.
Именно в таком пейзаже - приморском, ночном, таинственном и прекрасном - могут реализовать себя герои Горького.
- Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?
Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе.
Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.
Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете.
Радда - высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере - любовью и гордостью - мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.
Герои легенд старухи Изергиль - Данко и Ларра - тоже воплощают собой единственную черту: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.
- Какова мотивировка характеров героев?
Данко, Радда, Зобар таковы по своей сути, таковы изначально. Ларра - сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.
Действие легенд происходит в глубокой древности - это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль, образы Радды и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.
- Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?
Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын «орла и женщины» был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож - точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара - быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Ларры воплощена античеловеческая сущность.
Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Одно желание владело им - вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».
Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом «гордое сердце», и один «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
- Чего, по-вашему, испугался «осторожный человек»?
- Обратите внимание на символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.
Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
4. Творческое задание на соответствие с целью проверки знания текста рассказа «Старуха Изергиль»
«А этот юноша, отверженный, выкинутый вон, смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его не был человеком. А этот – был человек». – Ларра«Молодой красавец. Красивые – всегда смелы. Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» - Данко
«Время согнуло её пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями» - Старуха Изергиль«Он уже стал теперь как тень. Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!...» - легенда о Ларре«Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете…» - легенда о Данко
«Старуха дремала. Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» - Старуха Изергиль«Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат увидал ее и остолбенел, сидит и смотрит, дрожа, как в огневице». – Радда«Её черные глаза были тусклы. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбивавшихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами» - Изергиль«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. С таким человеком ты и сам лучше становишься. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал.» - Лойко.
Даты жизни: 1860-1904 = А.П. Чехов
1870-1938 = А.И. Куприн
1870-1953 = И.А. Бунин
1871-1919 = Л.Н. Андреев
1868-1936 = М. Горький
5. Аналитическая беседа
Особенности композиции романтических рассказов Горького.
- Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
- Как раскрываются в композиции образы героев?
Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе.
Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.
В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.
Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический - сказочный.
Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих - покориться любимому человеку ни один не захотел.
- Какова позиция автора и как она выражена?
Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.
В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм.
Эти две легенды как бы обрамляют повествование о жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко - она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.
- Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?
Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости.
Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. «Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама старуха, сближают этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Древность старухи, ее индивидуализм, ее рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня - тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень).
Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.
6. Развернутый ответ на вопрос
Учащиеся письменно дают развернутый ответ на вопрос «Почему люди не заметили самопожертвования Данко?»
7. Творческая работа по заполнению сравнительной таблицы
Сравнительная таблица
Вопрос Образ ЛаррыОбраз Данко
Происхождение
сын орла и женщины «один из людей »
Внешность Двадцатилетний юноша, красивый и сильный.
Глаза «холодны горды, как у царя птиц». «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня»
Отношение к людям Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе» Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь»
Поступки Убийство дочери одного из старейшин, ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из уст её кровь брызнула к небу Самопожертвование: «Он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».
8. Просмотр отрывка из к/ф по рассказам «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». «Табор уходит в небо»
V. Этап информации о домашнем задании
1. История создания пьесы «На дне» (сообщения 3 человека), стр. 262-266
2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне».
3. Выписать из пьесы «На дне» крылатые выражения.
VI. Этап рефлексии