«Подготовка и запуск судомоделей»

Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»







Тема «ПОДГОТОВКА И ЗАПУСК СУДОМОДЕЛЕЙ»







Составитель Барков Евгений Александрович
педагог дополнительного образования











г. Ликино – Дулёво, 2015

После проведения предварительных работ по изготовлению корпуса модели и установки в него винтомоторной группы приступаем к практическим занятиям по запуску моделей, как изготовленных по конкретным чертежам, так и собственной конструкции.


При этом надо помнить, что ходовые качества модели во многом зависят от качества изготовленного руля.
Перед выполнением работы ставятся следующие задачи:
добиваться наибольшей эффективности рулевого устройства;
прививать навыки запуска и управления моделями;
развивать техническое мышление;
пополнять словарный запас детей;
формировать чувства коллективизма;
прививать трудовые навыки.
Корабельный руль представляет собой погруженную в воду пластину. Однако его нельзя рассматривать как отдельную деталь судна. Он является важнейшим элементом единого двигательного комплекса (корпус винт руль). От правильного сочетания этих элементов, особенно на скоростных моделях, зависит величина к.п.д. гребного винта и скорость модели.
Форма руля мало влияет на величину поворотной силы. Поэтому обычно они делаются прямоугольного или почти прямоугольного очертания. Однако форма руля часто зависит от формы кормы судна. Рули, подвешенные за транцем модели, менее эффективны, чем рули, расположенные под корпусом модели.
Форма сечения руля влияет на эффективность его работы. Так, обтекаемые рули авиационного профиля, особенно на скоростных управляемых моделях, более эффективны, чем пластинчатые, и благоприятно влияют на к.п.д. гребного винта. Толщину такого руля рекомендуется выбирать от 0,1 до 0,15 от его высоты. Эффективность руля главным образом зависит от его относительного удлинения 1/b, где 1 высота руля, а b ширина. Рули с большим удлинением обеспечивают большую эффективность. При невозможности увеличить удлинение величину последнего можно компенсировать установкой горизонтальных ребер. Установка таких ребер равносильна некоторому увеличению удлинения руля, а кроме того, эти ребра препятствуют закручиванию потока воды за гребным винтом, что, в свою очередь, также повышает к.п.д. винта. Забортную ширину ребер целесообразно делать равной примерно трем толщинам руля.
Различают простые, балансирные и полубалансирные рули. У балансирного руля обтекаемой формы 2025% его площади находится впереди оси вращения (баллера). Эти рули наиболее эффективны и требуют меньше усилий на их перекладку, чем остальные. Полубалансирные рули применяют в основном на военных кораблях.
Согласно правилам соревнований площадь руля моделей кораблей может быть увеличена в два, а диаметр гребного винта в 1,5 раза в сравнении с масштабом прототипа.
Округление углов у рулей с гидродинамической точки зрения нежелательно, так как приводит к потере поворотной силы. Верхняя часть кромки руля должна как можно ближе подходить к корпусу судна, по возможности повторяя его обводы. Нижняя кромка должна быть несколько выше килевой линии. Зазор между винтом и рулем должен быть не менее 15% диаметра винта. Близкое их расположение плохо влияет на управляемость модели вследствие того, что рулю приходится работать в относительно возмущенной среде.
Для более точной регулировки перекладки руля применяются различные приспособления, которые позволяют перекладывать руль на малые углы с последующей хорошей фиксацией положения.
На ходовых испытаниях радиоуправляемых моделей отрабатываются не только навыки управления моделями, но и умение работать в коллективе, когда одной моделью управляют сразу несколько человек.
Основную роль по управлению моделью выполняет капитан, не имея в руках передатчика, а отдавая только команды рулевому, командиру БЧ- 2, БЧ-3 и БЧ-5 в руках которых находятся передатчики.
Одной моделью управляют сразу четыре человека и от слаженной работы этой команды зависит поведение модели её умение маневрировать. Изменять ход, поражать цели противника.
По окончании ходовых испытаний модели проходят кильватерным строем. И на модели, чья команда лучше всех справилась с заданием под звуки гимна поднимаем военно - морской флаг Российской Федерации.



Запуск судомоделей на «открытой воде».








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Рисунок 6