Конспект урока в начальном классе: «Королева стеклянной страны»


«КОРОЛЕВА СТЕКЛЯННОЙ
СТРАНЫ»
Задачи:
Образовательные:
Рассказать детям о свойствах стекла (прозрачное, светлое и цветное, водонепронецаемое, гладкое и негладкое, толстое и тонкое, холодное, издает мелодичный звук); познакомить детей с процессом изготовления стекла и изделиями из него, учить детей самостоятельно анализировать результаты опытов,учить давать полный ответ, на поставленный вопрос.Активизировать словарь детей словами и словосочетанием: стеклянная посуда, стеклодув, прозрачное, водонепронецаемое, хрупкое, гладкое,
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, грамотную речь.
Воспитательные задачи:
воспитывать дисциплинированность, умение слушать. Вос-ль: Ребята, сегодня у нас гости! Давайте поприветствуем гостей.
Дети: Сәлеметсіз бе! Қайырлы таң!
Вос-ль: Дети, давайте в станем в круг
Солнце светит над землей
Разгоняет тучи
Улыбнемся мы с тобой
Миру станет лучше!
Ведь в улыбке вся краса-
Набухают почки, улыбнутся небеса
Расцветут цветочки!
Вос-ль: Сегодня к нам на занятие приехала Королева Стеклянной страны.
Королева: Здравстуйте, дети! Я Королева Стеклянной страны. Хотите узнать о моем королевстве? Но сначало отгадайте, что находиться в этом сундучке!
Игра:«Да -нет» Дети поочередно задают вопросы на которые Королева дает утвердительный или отрицательный ответ.
Дети: Это живое существо? (нет). Этот предмет находиться в доме? (да). На кухне? (да). Это посуда? (да). В ней готовят пищу? (нет). Из него пьют? (да) У него есть ручка? (нет). Это стакан? (да). Достает из сундука стеклянные стаканы разного размера и цвета ставит на стол ,на котором находиться другая стеклянная посуда.
Королева: Дети! Из чего сделаны эти предметы? (Из стека). Стекло-это мой самый любимый материал. Моя страна славиться тем, что в ней все стеклянное!

Дети читают стихотворение:
Стекляндия, стекляндия,
Стеклянная страна
Дома, деревья,улицыИз яркого стекла!
Стеклянные игрушки,
Стеклянные цветы,
Стеклянные машины,
Стеклянная и ты!
Вос-ль: Я загадаю вам загадки и узнаю какие предметы из стекла вы знаете!
1. И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет,
Как все есть, тебе покажет!
(Зеркало - айна)
2. А внутри - то посмотри:
Сладость белая внутри!
(Сахарница- қант саунт)
3. На носу сидим,
На мир глядим,
За уши держимся!
(Очки - көзілдірік)
4. Покажет человек ртутный
Во что быть одетым
Во что быть обутым!
(Термометр).
Что можно сказать об этих предметах?
(Прозрачные, тонкие, хрупкие, разноцветные, легко бьются, разной формы и размеров)Вос-ль: Давайте проверим, какими свойствами обладает стекло. (Дети садяться за столы)
Опыт №1.(Стаканы, цветные полоски)
Ход опыта:
Опустим в стакан полоску.Какого цвета полосочка?
Что можно сказать о стекле? Какое оно?
Вывод: стекло прозрачное, так как через него все видно.
Опыт №2.(Набор посуды разной формы и структуры)
Ход опыта:
На столе у детей стоят разные виды стеклянных предметов по форме и структуре. На ощупьопределить, какие предметы гладкие, а какие негладкие. Проверить твердое стекло или мягкое, сравнить стекло с бумагой. Назвать какой формы предметы из стекла.
Вывод: cте-е предметы бывают глад и не глад,бывают разной формы
Вос -ль: Ребята , поставим следующую цель –узнаем ,правда ли, что стекло хрупкое, легко бьется?
Опыт №3.Полиэтиленовый мешочек,2 кусочка стекла, молоток.
Ход опыта: положим стекло в мешочек и ударим молотком. Что стало со стеклом? Почему стекло разбилось? Какое оно?
Вывод: стекло разной толщины легко бьется, оно хрупкое.
Королева: Ребята, а вы знаете, как у нас в Стекляндии проверяют и выбирают стекло? Его заставляют петь(показывает, ударяя по бокалам палочкой) Чем стекло тоньше, тем звук выше и звонче, чем стекло толще, тем звук глуше. Сейчас мы узнаем, как звучит ваше стекло.
Опыт №4.Стаканы тонкий и граненый, бутылка, банка деревянная палочка или карандаш.
Ход опыта: Тихонько ударить по тонкому стакану, послушать звон. Ударить по граненому стакану. Установить, есть ли различие в звучании.
Вывод: стекло издает мелодичный звук.
Физминутка: Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник!
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот стеклянные блюдца
Только стукни- разобьются!
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес!
Королева: Я расскажу вам, как делают стекло. Для того чтобы сделать стекло, мастер смешивает в горшке белый песок и соду, а затем в специальной печи при очень высокой температуре нагревает их. Порошок превращается в вязкую, тягучую массу. Поэтому и говорят, что стекло «варят». Затем мастер стеклодув набирает на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла и выдувает из него пузырь, а затем придает ему нужную форму. Выдувание стекла напоминает нам выдувание мыльных пузырей. Труд стеклодува очень тяжел. Печь опаляет лицо мастера своим жаром, из стеклянной капли сложно выдуть изделие.
Вос-ль: Теперь дети, вы попробуете стать стеклодувами.
Опыт №5. Емкость с раствором жидкого мыла, трубочки для коктеля, цветной растворитель.
Ход опыта: Дети пускают мыльные пузыри разных форм и размеров, добавить в мыльный раствор краситель, перемешали, получили цветную смесь. Также получают цветное стекло.
Вывод: стекло при «варке» можно окрасить в любой цвет.
Королева: Как красиво! Жаль, что мыльные пузыри в отличие от стеклянных такие не прочные. Посуда из стекла прочная, из нее пьют, ставят в нее цветы, варят еду. Она прочная и надежная!
Вос-ль: Наша следующая цель- проверить, пропускает ли стекло воду.
Опыт № 6. Стеклянный сосуд или стакан, стакан из бумаги, леечка с водой.
Ход опыта: Дети по очереди наливают в стаканы воду и видят, что стекло не пропускает воду, а из бумажного стакана вода вытекает.
Вывод: Стекло не пропускает воду, значит оно водонепронецаемо.
Вос-ль: Ребята, сегодня на занятии мы с вами
подтвердили некоторые свойства стекла, мы узнали, как изготавливают стекло, как называют людей, которые делают красивые стеклянные изделия. Вы побывали стеклодувами.
Королева: Я хочу узнать ваше мнение о нашей встречи и предлагаю вам взять стеклянную капельку и опустить ее в стеклянную вазу и сказать, чем понравилось занятие.
Вос-ль: Дети, давайте поблагодарим нашу гостью, Королеву Стекляндии, за интересный рассказ о стекле.
Дети: Рақмет!
Стеклянным веником
Метут стеклянные осколки
Стеклянным мелом по стеклу
Учитель пишет в школе.
Стекло едят, его и пьют
Стеклянные стеклята.
Стеклянные деревья,
Стеклянные дома,
Не может быть секретов
В стеклянных городах.
У стеклоптиц с стеклятамиИ голоса хрустальные.
И звон по всей СтекляндииЗвучит, как чистый смех!
Вос- ль: На этом, наше занятие подошло к концу, спасибо всем за хорошую работу, а наша гостья отправляется к другим детям рассказывать о своей стране Стекляндии!