Конспект урока по трудовому обучению Украшения в культуре народов мира. Изготовление изделий по образцам и инструкции. Цепочки из бисера
К У «Специализированная школа 1 ступени № 9 г. Енакиево»
Урок трудового обучения в 4 классе:
«Украшения в культуре народов мира. Изготовление изделий по образцам и инструкции. Цепочки из бисера»
Подготовила:
Мендерова Т. Ю.
Тема: Украшения в культуре народов мира. Изготовление изделий по образцам и инструкции. Цепочки из бисера.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Предметное содержание и задачи урока: Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.
Расширение культурного кругозора: ознакомление с историческими традициями изготовления украшений и их ролью в культуре народов мира.
Формирование представлений о ритме и симметрии в узорах украшений и их значении в орнаментах народных изделий.
Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления.
Развитие художественного вкуса, воображения.
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе.
Характеристика учебной деятельности учащихся: Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки».
Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».
Материалы, инструменты, оборудование:
У учителя: образцы цепочек из бисера;
У учащихся: нитка или тонкая леска, бисер
Ход урока
Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки и пожелайте удачной работы.
2. Сообщение темы урока и постановка учебных задач перед учащимися.
- Сегодня мы с вами продолжим изучение ремёсел, которые дошли до наших дней из древности. Мы познакомимся с искусством изготовления украшений из бисера. На уроке вы не только освоите приёмы работы, но и узнаете много интересного о том., какую роль играли и играют украшения в жизни разных народов. Работа на сегодняшнем уроке потребует от вас терпения, внимания, аккуратности и, конечно же, творчества.
3. Беседа по теме урока и работа с презентацией.
- Как вы думаете, для чего человек создавал и использовал в соей жизни украшения? ( для красоты, для демонстрации своего положения в обществе, в качестве амулетов и талисманов)
Просмотр презентации
- Как по-вашему, для чего служат украшения в наши дни?
В изготовлении украшений как в древности, так и в наши дни соблюдалось правило: украшения делаются тщательно, узор строится с соблюдением ритма и симметрии элементов.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Анализ способа работы и принцип построения узора.
Демонстрация учителем принципа построения цепочки узором «колечки» из отдельных бусин. Сопоставление со схемой на доске.
Одной из самых простых техник плетения бисером является цепочка «колечки». Узор действительно состоит из колечек, каждое из которых имеет со следующим две общие бусинки. Для выполнения цепочки потребуется одна иголка и одна рабочая нитка или леска длиной 1,5 м, бисер разного цвета. После того как все необходимые приготовления сделаны, можно приступать к плетению. 1. На нить нанизать 8 бисерин с самыми большими отверстиями. Это необходимо для того, чтобы при повторном, закрепительном прохождении нити иголка не застревала в дырочках. 2. После того как набраны 8 бисерин, через бисерину 1 справа налево продеть нитку и притянуть так, чтобы получилось колечко. При этом необходимо оставить от начала нитки хвостик длиной 15 см – он понадобится для закрепления цепочки. 3. Через бисерины 2, 3, 4, 5, 6 повторно продеть нить и как следует притянуть её. Первое колечко готово. 4. Нанизать следующие 6 бисерин – 9, 10, 11, 12, 13, 14. 5. Иголку продеть через бисерины 5, 6 и притянуть только что нанизанные бисеринки к предыдущему колечку. Получится второе колечко. 6. Через бисерины 9, 10, 11, 12 продеть нитку повторно так, чтобы она оказалась в исходном положении, из которого можно будет набирать следующее колечко. Так плетётся цепочка «колечки». Выполняя её, важно не забывать как следует притягивать нитку – тогда натяжение во всех участках цепочки будет одинаковым и изделие не будет провисать.
- Ребята, обратите внимание, что одно и тоже расположение бусин в цепочке позволяет создавать разнообразные варианты узора за счёт различных чередований элементов по цвету.
6. Практическая работа учащихся.
7. Просмотр и обсуждение изделий.
8. Итог урока.
- С чем может быть связано то обстоятельство, что украшения обнаруживаются почти во всех раскопках древних поселений человека, даже первобытных?
- Изготавливались ли украшения по каким-то правилам или каждый мастер мог придумывать их по своему усмотрению?
9. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…..
Сегодня на уроке я научился….
- Кто доволен свей работой, у кого всё получилось – поапплодируйте себе. Кто не очень доволен собой, кто чувствовал дискомфорт на уроке. – кивните головой.