Особенности обучения детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ»
«Особенности обучения детей
с задержкой психического развития
в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ»
В современном значении под термином “задержка психического развития” понимается нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В зависимости от причин и симптомов выделяют следующие виды задержки психического развития:
- задержка психического развития конституционального происхождения;- задержка психического развития соматогенного происхождения;- задержка психического развития психогенного происхождения;
- задержка психического развития церебрально-органического генеза
При задержки психического развития конституционного происхождения у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.
ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: • хроническими инфекциями; • аллергическими состояниями; • врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца); • детскими неврозами; • астенией. Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети - "домашние", в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения у детей имеется органическое поражение центральной нервной системы, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности . Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.
Каковы же причины задержки психического развития?
Причинами задержки психического развития у детей могут выступать как биологические и социальные факторы
Биологические:
- асфиксия и травмы при родах;
- патология беременности;
- недоношенность;
- генетическая обусловленность;
- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития.
Социальные:
- длительное ограничение жизнедеятельности ребенка
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка
- сочетание нескольких факторов различного происхождения
Характерными особенностями детей с ЗПР являются:
- снижение работоспособности
- повышенная истощаемость
- неустойчивое внимание
- недостаточность произвольной памяти
- отставание в развитии мышления
- дефекты звукопроизношения
- бедный словарный запас
- низкий навык самоконтроля
- незрелость эмоционально-волевой сферы
- ограниченный запас общих сведений и представлений
- слабая техника чтения
- трудности в счёте и решении задач по математике.
Вместе с учителем с детьми обязательно работают родители. В классах проводятся коррекционные занятия: «Развитие речи», «Коррекция развития», «Фонетическая ритмика», на которых корректируются все психические процессы детей. Дети параллельно со школьными уроками посещают занятия у логопеда и психолога (если они рекомендованы ПМПК). Все учащиеся с ЗПР наблюдаются у детского психиатра.
Для работы с детьми с ЗПР на основе ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ разработана «Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
(АООП НОО)»
Учителя классов коррекции разрабатывают свои рабочие программы с основой на данную программу. Отличительной особенностью программы является то, что продумывается коррекционная работа с учащимися, которая прописывается в отдельных графах. А также при поурочном планировании постоянно ставятся коррекционные задачи.
Особенности организации работы с детьми с ЗПР:
- малая наполняемость класса
- пролонгированные сроки обучения
- общая коррекционная направленность процесса обучения
- увеличение количества часов на трудные разделы программы
- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом
- внеурочная деятельность коррекционно-развивающего направления
- сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
Принципы обучения учащихся с задержкой психического развития, на которые должен опираться учитель, работая в классах коррекции:
- коррекционная направленность обучения
- воспитывающее и развивающее обучение
- научность и доступность обучения
- связь обучения с жизнь
- наглядность в обучении
- сознательность и активность учащихся
- прочность усвоения знаний умений и навыков
- систематичность и коммуникативная направленность
- индивидуальный и дифференцированный подход
- предложение детям алгоритмов выполнения упражнений
- регулярное и системное повторение пройденного материала
- регулярная пропедевтическая работа
- межпредметная связь при изучении тем
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения в классах для детей с ЗПР- это:
- активизация познавательной деятельности учащихся
- повышение уровня их умственного развития
- нормализация учебной деятельности
- коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
- обогащение детей разнообразными знаниями об окружающем мире
- развитие у учащихся наблюдательности и опыта практического обобщения
- формирование умения самостоятельно
- добывать знания и пользоваться ими
- социально-трудовая адаптация
Формула успеха при работе с детьми с задержкой психического развития опирается на:
- создание положительной атмосферы на уроке
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения
опора на игру
- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.