Статья особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в общеобразовательном учреждении
Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в образовательном учреждении.
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 15 ст. ПереясловскойА.Н.ЛюбченкоЗадержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности. Данные, полученные учеными-медиками, указывают на наличие у них легких органических поражений коры головного мозга. Остановимся на особенностях психического развития этих ребят.
У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами), и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто смешивают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста. Большинство высших психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и в значительной мере изменено, происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, и соответствующая психическая функция складывается не так, как при нормальном развитии.
Программа обучения в первом классе предполагает, что ребенок владеет значительным числом житейских понятий, у него сформированы определенные умения и навыки. У детей с задержкой психического развития запас конкретных знаний гораздо беднее, чем у нормально развивающихся ребят того же возраста. Значительные отличия обнаруживаются и в области практических обобщений. Нормальный ребенок приобретает их достаточно еще в дошкольном возрасте. У школьников с задержкой психического развития преобладают не обобщенные, а разрозненные знания, связанные в основном, с конкретной ситуацией. Вместе с тем понятия, которыми пользуются эти дети, очень бедны по содержанию, неадекватно осмысливаются. Таким образом, по уровню своих знаний дети с задержкой психического развития не готовы к овладению школьной программой. Говоря о готовности к школьному учению, мы имеем в виду в первую очередь определенный: уровень сформированности всех психических процессов, позволяющий ребенку полноценно овладевать программным материалом. Дети с задержкой психического развития отличаются сниженной умственной работоспособностью. Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, неполноценность них форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения. Память у таких детей снижена. Особенно страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное, запоминание). Снижены и наиболее элементарные виды памяти. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется поверхностностью,
Дети испытывают большие трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.
Остановимся подробнее на особенностях познавательной активности этих ребят, так как в ней проявляется сложное единство интеллектуальных и мотивационных сторон психики. У всех детей с задержкой психического развития наблюдается снижение умственной активности. Они не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до момента решения задачи, что свидетельствует о недостаточности интеллектуальной инициативы.
При запоминании снижение познавательной активности проявляется в недостаточной эффективности использования Времени, предназначенного для первоначальной ориентировки в задании, в необходимости постоянного побуждения извне к припоминанию, неумении применить приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном уровне самоконтроля. (Серьезные затруднения вызывает необходимость распознать в повторно предъявляемом материале те слова, которые не были воспроизведены первоначально.) В мышлении снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности ребят от поставленной цели, подмене цели более "простой и знакомой, ошибочных решениях задач при небольшом изменении условия, затруднениях в поисках общего способа решения целого ряда задач, когда требуется осуществить широкий перенос.
Познавательная активность детей данной категории направлена по одной узкой линии только в область, связанную с овладением школьной программой. Низкая познавательная активность их особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне учебной ситуации. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются преимущественно из таких источников, как телевидение, радио, кино, книги, а также путем общения со взрослыми.
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития также имеет ряд особенностей:
бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
нарушения в формировании монологической речи.
Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении детей чтению и письму. Они допускают ошибки при последовательном выделении звуков, обнаруживают неподготовленность к языковым наблюдениям, не умеют выделить предложение из текста. В результате очень часто пишут каждое предложение с новой строки, точку ставят только в конце диктанта и т. д. Большие затрут нения испытывают в овладении грамматическими понятиями и при их дифференцировании (буква — звук, слово — слог, слог — слово — предложение). Поэтому без применения специально разработанных коррекционных приемов практически невозможно обучить этих ребят родному языку и чтению.
Изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных посылок ведущей деятельности, динамические нарушения всех видах деятельности, в том числе познавательной, речевой и т. д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в' значительной мере обусловлено перечисленными факторами.К началу школьного обучения у таких ребят не сформированы мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение/обобщение). Эти операции составляют основной фонд интеллектуальной деятельности, их состояние определяет еесодержательную характеристику. Отставание в развитии ведет к тому, что большинство интеллектуальных функций также формируется позднее и часто искажено. Поэтому мы можем говорить об отличиях интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся, о больших потенциальных возможностях их развития и более высоком уровне обучаемости по сравнению с умственно отсталыми, а не о сохранном интеллекте.
Обобщая описанные результаты, можно сделать следующие выводы:
- при задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических процессов происходит не только замедленно, но и искаженно;
- для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;
Наиболее нарушенными оказываются общие характеристики деятельности (целенаправленность, контроль, совмещение речевой и предметной деятельности и др.), эмоционально-личностная сфера, работоспособность, в сравнении с относительно высокими показателями мышления и памяти; в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядно-действенного и наглядно-образного, причем с возрастом разрыв между развитием наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, с одной стороны, и словесно-логического - с другой, увеличивается; наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей;
наблюдается очень низкая познавательная активность, особенно ненаправляемая, спонтанная;
дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью учителя выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.
Эффективная помощь может быт оказана только в условиях специальных школ или классов, где созданы все необходимые предпосылки для коррекции недостатков развития, усвоения программы массовой школы
Литература.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: АРКТИ 2001.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001.
Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии, М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. Издательский центр "Академия", 2001.
Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.