Доклад на курсах повышения квалификации (2014-2015 учебный год) на тему Возможности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Доклад на курсах повышения квалификации 2014 -2015 учебный год.
Тема: «Возможности инклюзивного образования детей с задержкой
психического развития (ЗПР)».
Кедерова наталья Николаевна, учитель-логопед КГУ « Начальная школа № 1 города Зыряновска».
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой.
, «Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
Проблема интегрированного обучения в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.[1 ]
Образовательная интеграция может быть эффективной для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют или близки к возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению с нормально развивающимися детьми. Данные рекомендации подготовлены для педагогов общеобразовательных школ, работающих в условиях интегрированного обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в среде нормально развивающихся сверстников.
Тенденции развития ребёнка с задержкой психического развития те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены ( Стребелева, Венгер 2002г).[1]
В связи с особенностями развития дети с ЗПР в ещё большей мере , чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Поэтому педагогам предлагается внести изменения в планировании уроков.
Продуктивность образовательной интеграции непосредственно зависит от квалификации кадров общеобразовательных учреждений, их готовности работать с интегрированным ребенком. Школьные учителя должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу.[ 2]
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы по материалам Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО» [2]:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Работа с детьми с ограниченными возможностями в учреждениях образования Зыряновского района осуществляется в соответствии с:
пунктом 4 статьи 6 закона РК «Об образовании»;
постановления Правительства РК 2002 « О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;
приказа Министерства образования, культуры и здравоохранения РК №463 от 4.12.1997 года « О повышении ответственности руководителей органов образования и общеобразовательных школ за осуществление всеобщего обязательного среднего образования»;
постановления Правительства РК от 05.02.2007 года №81 « Об утверждения плана мероприятий по социально-медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями в развитии на 2007-2008 годы»;
приказа Министерства образования и науки от 04.10.07 года №470 « О введении централизованного учета детей с ограниченными возможностями в развитии».
Декларация о правах инвалида ООН,1975г.
Одними из основных положений правовых документов являются: общество обязано предоставить ребенку с ограниченными возможностями все необходимые условия для успешной реабилитации, исходя из его индивидуальных потребностей, поэтому школы обязаны принимать всех детей, несмотря на их интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности и изыскивать пути успешного обучения детей.
В русле инклюзивного образования мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей с ОВР:
Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.
Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).
Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование, а неудобствам администрации.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.
При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.
Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде ( домашний быт, профессиональное обслуживание, транспорт и т.п. ).
Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированным окружении.
Программа развития образования сообщает, что к 2020 году будет разработана и внедрена система инклюзивного образования в республике. В настоящее время увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от общего количества с 10% до 70%.
Ежегодно увеличивается количество детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, имеющих задержку психического развития.
Тенденции развития ребёнка с ЗПР те же, что и нормально развивающегося. некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов- в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно- педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены ( Стребелева, Катаева ,2002г) [1].
На учете в Зыряновском районе состоит 943 ребенка с ограниченными возможностями в развитии, из них с задержкой психического развития – 505.
Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями . Временный характер состояния задержки психического развития позволяет прогнозировать выравнивание темпа развития этой категории учащихся через 1 – 2 года и их успешное обучение. Поэтому педагоги должны владеть специальными методами и умело применять «обходные пути» обучения для решения традиционных учебных задач. Это вызвало необходимость целенаправленной пошаговой работы с образовательными учреждениями методкабинета отдела образования совместно с ПМПК. [3]
В русле системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в 2009 году проведена комплексная диагностика учащихся ГУ «Начальная школа №2» и определена форма специального обучения для них по программе школы для детей с задержкой психического развития: созданы 1-й класс (12 человек) и 2-й класс (12 человек) по приказу №81 от 02.09.2009года. В ходе обучения педагоги классов КРО работают над: выявлением причины трудностей в обучении детей, противоречием между уровнем развития и требованиями ГОСО РК; квалифицируют их, используя психолого-педагогические методики; определяют комплекс мер по преодолению и коррекции этих трудностей. Планируемые результаты психокоррекционной работы: активность ребенка, желание взаимодействовать; сотрудничество родителей с учителем (психологом), оптимальный уровень тревожности, реальная (адекватная) самооценка, положительные учебная мотивация и эмоциональный фон, переход к обучению по общеобразовательной программе.
Методистом-психологом разработаны вопросы контроля индивидуального коррекционно-педагогического подхода на уроке к ребенку, испытывающему трудности в усвоении учебных программ; алгоритм анализа занятий в коррекционной группе/классе КРО общеобразовательной школы и посещены уроки в коррекционных классах ГУ «Начальная школа №2» и начальных классах общеобразовательных школ с целью изучения дифференцированного подхода в обучении детей с ЗПР. На основании проведенной работы разработан методический комплекс рекомендаций педагогам, работающим с детьми, имеющим трудности в усвоении учебных программ и рекомендован для внедрения в практику учебно-воспитательного процесса.
В 2009-2010 г. в ГУ «Начальная школа №2» продолжили обучение 24 учащихся во 2-м и 3-м коррекционных классах. Проведены срезы знаний, которые дали положительный результат обученности. 3-е уч-ся переведены на обучение по общеобразовательной программе.
В школах района совместно ПМПК и отделом образования вменено обязательное ведение индивидуальных образовательных программ (ИОП) для детей с ЗПР по предложенному алгоритму (при посещении ПМПК их наличие и содержание просматривается, анализируется и даются рекомендации специалистов). Разработан и введен в практику работы «Дневник динамического наблюдения для детей, обучающихся на дому» (при посещении ПМПК их наличие и содержание просматривается, анализируется и даются рекомендации специалистов).
В 2010-2011г. в ГУ «Начальная школа №2» продолжили обучение 24 учащихся во 3-м и 4-м коррекционных классах. Проведены срезы знаний: констатируется положительная динамика учебных знаний учащихся, 2-е уч-ся переведены на обучение по общеобразовательной программе.
Важным диагностическим признаком таких учащихся является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания. Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.)
Применять на уроках индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия; направляющую помощь: эта помощь ведет детей от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов; обучающую помощь: она состоит в разъяснении детям, например: почему правильное выполнение задания требует выделения из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений. Как показала практика, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, дети отнюдь не механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.
Итак, стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, включает его в работу, уточняя суть учебного задания. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребенок утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.
Направляющая помощь ведет ребенка от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным.
Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребенка за гранью невыполнения задания, во вторых, от действия по аналогии (по прямому научению) переводит на все более сознательные и самостоятельные действия.
Коррекционно-развивающее обучение учащихся с задержкой психического развития осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей учащихся возможна разработка индивидуальных программ обучения, реализация которых осуществляется параллельно освоению другими учащимися общей программы обучения.
Обучение детей с задержкой психического развития предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть, заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся . Процесс обучения необходимо строить на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка.
Знания учащихся с задержкой психического развития оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей познавательной сферы. Политика оценки знаний, методы и процедуры экзаменов должны давать возможность детям с ограниченными возможностями продемонстрировать достижения и результаты в обучении наравне с их сверстниками. Учебные учреждения интегрированного образования должны рассмотреть возможность принятия альтернативных/гибких методов проверки знаний и экзаменов и обеспечить доступность экзаменов или презентации работ в альтернативных формах.
Аттестация учащихся с ограниченными возможностями осуществляется по установленным для обычных учащихся правилам. Выпускники общеобразовательного учреждения интегрированного обучения, независимо от состояния здоровья получают соответственно свидетельство о девятилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.
Дети являются активными участниками создания инклюзивной среды. В общеобразовательном учреждении интегрированного обучения необходимо проведение «уроков толерантности» на специальных встречах во внеучебное время, на классных часах, а также на уроках ОБЖ, с целью развития понимания инвалидности, приобщения учащихся к культуре взаимопомощи, ответственности, уважения к человеческим различиям.
Создание инклюзивной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями оказывает положительное влияние не только на качество обучения, но и на формирование их как личности.
Обычное образование нацелено на обычных детей, Включает в себя обычных педагогов и обычные школы.
Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраивается и школа и педагоги.
Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию. И ,наконец инклюзивное образование , воспринимая ребёнка таким какой он есть , подстраивает под него систему образования.
Список используемой литературы
http://student.zoomru.ru/pedagogvn gog/131390.1028880.s1.htmloe- obrazovanie/131390.
Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
Информация о психолого-педагогическом сопровождении инклюзивного образования в образовательном пространстве Зыряновского района.