Урок биологии по теме Доказательства эволюции. Эмбриологические доказательства. Морфологические доказательства. Палеонтологические доказательства. Биогенетические доказательства эволюции
Урок №: 37 Дата: ______________ Класс: 9
Тема: Доказательства эволюции. Эмбриологические доказательства. Морфологические доказательства. Палеонтологические доказательства. Биогенетические доказательства эволюции.
Цель: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса.
Задачи: -Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.
-Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.
-Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.
Тип учебного занятия: изучение новой темы.
ХОД УРОКА
I. Фронтальный опрос по д/з (8 мин):
Беседа по вопросам:
1.Что представляет собой эволюция?
2.Как ученые смогли восстановить историю планеты Земля? Какими методами они этом пользовались?
3.На какие крупные и мелкие отрезки делят всю историю нашей планеты?
4.В какое время появилась жизнь?
5.Дайте общую характеристику жизни в каждой из пяти эр.
Задание 1: Вам предложены листы со списком животных, растений и крупнейших ароморфозов. Все они пронумерованы. Распределите их по соответствующим эрам по мере их возникновения. Выпишите цифры.
Архейская Протерозойская Палеозойская Мезозойская Кайнозойская
Появление сине-зеленых водорослей
Псилофиты
Возникновение эукариот
Появление хордовых
Появление первых млекопитающих
Стегоцефалы
Возникновение полового размножения (мейоз)
Кистеперые рыбы
Возникновение многоклеточных организмов
Трилобиты
Возникновение фотосинтеза
Динозавры
Мастадонты
Гигантские папоротники
Задание 2.“Черный ящик”
Ребятам предлагаются задания из черного ящика.
1.В черном ящике находится изображение динозавра о котором можно сказать так: “Мозгов был двойной комплект, и они занимали такие места один в голове, как у всех, другой у начала хвоста. Этот “зверь” мог сказать о себе самом, что всегда он был крепок задним умом”. О каком животном идет речь? (Стегозавр)
2.К середине мезозоя эти морские животные достигли прогресса и сейчас их находят во всех морских отложениях. (Аммониты)
3.В черном ящике лежит знаменитая фотография, сделанная в Шотландии в 1934 г. Какого динозавра назвали лохнеским чудовищем, опишите его. (Плезиозавр)
4Первой ископаемой находкой этого животного было единственное перо, обнаруженное в 1861 г. В Баварии. Полуптица, полуящер. Что это за животное? (Археоптерикс)
2. Изучение нового материала:
Направления эволюции
164592010477500биологический прогресс
Численность биологический регресс
39947851270000Ареал
Дифференцировка
Смертность
Рождаемость
Деление на группы. Работа в группах (работа с учебником и по постерам)
Гипотеза: современная наука обладает многими фактами, доказывающими существования эволюционного процесса.
1 группа: Эмбриологические доказательства стр. 154-157Доказательства единства происхождения органического мира - (Работа по постерам)2 группа: Палеонтологические доказательства стр.157-158
Биохимические доказательства стр. 160- (Работа по постерам)
3 группа: Сравнительно-анатомические (морфологические). Генетические доказательства стр. 158-160. Заполнить таблицу.
Сравнительное доказательство Примеры Определение
Образец для заполнения (для проверки)
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции органического мира
Сравнительное доказательство Примеры Определение
1.
Гомологичные форма тела: кит - рыба
иглы барбариса - боярышника
корень-корневище Органы, которые имеют сходное строение и общее происхождение, но выполняющие разные функции
2.
Аналогичные крылья птицы - бабочки
жабры рыбы - рака
конечность медведки-крота Органы, имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное происхождение
3.
Рудиментарные глаза пещерных рыб
крылья киви
аппендикс органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии
4.
Атавизмы хвост
многососковость
волосяной покров на лице появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции
5.
Переходные эвглена
утконос
ехидна формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц
Вывод: Факты сравнительной анатомии выявляют родственные связи между отдельными организмами, что доказывает эволюцию органического мира.
1 группа. Доказательства единства происхождения органического мира.
Задание: выслушать выступление и дополнительную информацию. Выпишите доказательства данной группы в тетрадь.
Доказательств единства происхождения органического мира на Земле:
1) растения, животные, грибы и бактерии имеют общий элементарный состав;2) единство живого на молекулярном уровне, выражающееся прежде всего в наличии у всех живых существ белков и нуклеиновых кислот;3) сходство способа функционирования биологических молекул (генетическое кодирование, транскрипция, трансляция, репликация ДНК, гликолиз и др.);4) всеобщность клеточного строения и сходства строения клеток организмов разных царств органического мира;5) единство функционирования клеток, проявляющееся в процессах митоза, мейоза, оплодотворения и др.
Молекулярные доказательства эволюции.
К данной группе доказательств относятся следующие:
а) Биохимические – принципиальное сходство химического состава внутриклеточной среды у разных организмов.
б) Генетические (молекулярные) – сходство количества хромосом и их генного состава у родственных форм организмов.
Все организмы на молекулярном уровне имеют ДНК и РНКСодержат белки, состоящие из 20 аминокислот.Универсальным является генетический код и репликация ДНК.Синтез белков по единой схеме: транскрипция – трансляцияВ качестве молекул– аккумуляторов большинство используют АТФ.
в) Цитологические – сходство строения клеток и их функционирования у представителей родственных групп организмов.
Эмбриологические доказательства эволюции
Эмбриология – это наука о зародышевом развитии организма.Фундамент эволюционной сравнительной эмбриологии был заложен А.О.Ковалевским и И.И.Мечниковым.Эмбриологические доказательства доказывают степень родства на основе зародышевого развития организма. К данным эмбриологии, являющимися доказательствами эволюции, относят: Закон зародышевого сходства Карла Бэра(1828 г), Биогенетический закон Геккеля—Мюллера,
Онтогенез (индивидуальное развитие организмов) есть краткое повторение филогенеза (историческое развитие организмов)
2 группа. Палеонтологические доказательства
Палеонтология – это наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам. Термин был предложен в 1822 г. А.Бленвилем. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В.О.Ковалевский. Палеонтология представляет следующие данные в пользу эволюции:
Сведения об ископаемых переходных формах, которые не дожили до наших дней и присутствуют только в виде ископаемых останков. Примерами ископаемых переходных форм являются: древние кистеперые рыбы, семенные папоротники, псилофиты, зверозубый ящер, археоптерикс и др. Существование переходных форм между различными типами и классами показывает, что постепенный характер исторического развития свойственен не только низшим систематическим категориям (видам, родам, семействам), но и высшим категориям и что они также являются закономерным результатом эволюционного развития.
Сведения о филогенетических рядах, которые не только показывают изменения в процессе эволюции, но и позволяют узнать причину эволюции отдельных групп организмов. Например: история развития лошадей в ходе приспособления к жизни в степной равниной местности. Филогенетические ряды убедительно показывают, что эволюция в целом носит приспособительный характер.
Ответьте на вопрос:
1) Укажите переходные формы:
рыбы … земноводныеспоровые папоротники … голосеменныеземноводные … пресмыкающиепресмыкающие … млекопитающиепресмыкающие … птицыодноклеточные растения … одноклеточные животные
Биохимические доказательства
3 группа Сравнительно-морфологические доказательства
Рудименты (лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — это органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии. Иными словами, рудименты — это органы, утратившие свое первоначальное значение в ходе эволюции. Наличие рудиментов, как и гомологичных органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, доказывают наземное происхождение его предков . Полностью рудиментированы конечности у змей. У двукрылых насекомых (мух, комаров) — задняя пара крыльев, превращенных в жужжальца . Рудиментарные органы известны у человека: мышцы, двигающие ушную раковину, третье веко (всего около 150).
Атавизмы (лат. atavus – предок, прародитель) — появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции. Появление атавистических признаков объясняется тем, что в процессе развития особи до некоторой степени повторяются черты организации предков (Биогенетический закон), то нарушения нормального развития могут привести к тому, что у взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, нормально появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития.
Среди тысяч однопалых животных встречаются особи, у которых развиваются трехпалые конечности. Известны случаи появления атавистических признаков у человека: развитие дополнительных пар млечных желез (многососковость) , волосяного покрова на всем теле и лице, хвоста. Возникновение атавизмов указывает на историческую взаимосвязь между вымершими и ныне существующими формами.
Переходные формы - формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Пример: эвглена зеленая (признаки растений: хлоропласты, использование СО2; признаки животных: жгутики, светочувствительный глазок .
Связь между разными классами животных свидетельствует об общности их происхождения. Яйцекладущие (утконос, ехидна) по ряду особенностей своей организации промежуточные между рептилиями и млекопитающими.
Гоацин - современная птица, некоторыми признаками сходная с археоптериксом. При помощи специфических когтей на крыльях птенцы гоацина могут карабкаться по ветвям, а в случае опасности предпочитают «отсиживаться» в воде. Археоптерикс- полуптица, полуящер. Это вымершее позвоночное позднего юрского периода, величиной с ворону, занимающее по морфологии промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами, обитавший 150—147 млн лет назад. Все находки археоптерикса относятся к окрестностям Зольнхофена на юге Германии. Долгое время (до появления других находок) использовался для реконструкции облика предполагаемого общего предка птиц.
Задание: 2. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.
1. Корень и корневище2. Конечности крота и медведки3. Крыло птицы и бабочки4. Лапы тигра и крота5. Усики гороха и винограда6. Клешни речного рака и краба7. Ловчие листья росянки и напестеса8. Жабры рака и рыбы9. Колючки боярышника и барбариса10. Крылья летучей мыши и рука человека11. Тазовые кости китов12. Трехпалость лошадей13. Волосатый человек14. Недоразвитфе глаза крота15. Отсутствие зубов у муравьеда16. Хвост у человека17. Аппендикс у человека18. Многососковостьу человека19. Крылья у не летающей киви20. Тазовые кости у змей
III. Закрепление
Решить тест:
1. Аналогичными органами у растений являются:
Корень и корневище (а);Лист и чашелистик (б);Тычинки и пестик (в).
2. К дивергенции признаков у организмов приводят:
Модификации (а);Комбинации (б);Мутации (в).
3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:
Дегенерации (а);Ароморфоза (б);Дивергенции (в).
4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:
Стегоцефалы (а);Динозавры (б);Зверозубые рептилии (в).
5. Впервые семенами стали размножаться:
Голосеменные (а);Семенные папоротники (б);Покрытосеменные (в).
6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:
Птеродактиль (а);Иностранцевия (б);Археоптерикс (в).
7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?
В.О. Ковалевский (а);А.О. Ковалевский (б);Карл Бэр (в).
IV. Подведение итогов урока, домашнее задание