Образовательный материал
Терентьева Елена Викторовна
педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти
д/с №66 «Матрёшка»
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, характеризующегося «полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, гармоничностью развития личности» (И.В. Дубровина). Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья наших детей, потому что от этого зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом.
Не вызывает сомнений тот факт, что практически все российские дети на сегодняшний день требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов (нестабильность: экономическая, политическая, ценностная, социальная; возрастающий информационный поток и др.). Соответственно объектом практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье, его психологические аспекты, позволяющие выделить собственно психологические проблемы детей в отличие от проблем медицинских.
Словосочетание психология здоровья неоднократно использовалось на протяжении всего 20-го столетия в самых разных контекстах - и в научном, как синоним медицинской психологии, и в метафорическом, чаще в описательном. Констатировать, что это самостоятельная наука - еще рано, но как направление психологии и самостоятельная область знаний психология здоровья проходит научную и практическую кристаллизацию последние четверть века.
В нашей стране заметный вклад в становление основ современной психологии здоровья, кроме В.М. Бехтерева, внесли врачи-психологи, валеологи (валеопсихология), специалисты по медицинской психологии, психогигиене, психопрофилактике, в том числе В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.Е. Личко, В.Л. Леви, А.Л. Гройсман и др. Формирование психологии здоровья как самостоятельной области знаний началось с 90-х годов (Н.Е. Водопьянова и Н.В. Ходырева (1991), Н.К. Смирнов (1997), А.Л. Гройсман (1997) и др.). В.А. Ананьев (1998) рассматривает ее как науку о психологических причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Г.С. Никифоров (2002) подчеркивает распространение сферы интересов психологии здоровья на изучение условий развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека.
Одним из основных понятий психологии здоровья является понятие психологического здоровья, которое, в отличие от психического здоровья, встречается пока нечасто. Мы считаем использование этого понятия целесообразным по следующим соображениям.
Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» - к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, социального, философского и других аспектов.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Психологическое же здоровье рассматривается (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. И, именно, психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка (его уверенность или неуверенность в себе, понимание собственных способностей, интересов, отношение к людям, окружающему миру, общественным событиям, к жизни как таковой и т.д.). Взрослые вооружают (вернее, должны вооружать) ребенка, в соответствии с его возрастом, средствами самопонимaния, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и, кончая возникновением личностных новообразований.
Проблемы в рамках психологического здоровья выражаются в повышенной тревожности, агрессивности, нарушениях в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, недостаточном развитии способности понимать себя, свои ощущения и других людей, неумением управлять своим поведением.
Одним из выходов из такой ситуации мы видим создание психологической программы «Мир внутри меня» по развитию у детей осознанного отношения к себе и своему здоровью, к самопознанию, что является отправной точкой к познанию другого, к налаживанию отношений между детьми, к развитию саморегуляции, к становлению адекватной самооценки у дошкольников. Т.е. всего того, что является базой психологического здоровья.
Основная цель программы: способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников.
Механизм формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью включает три компонента: поведенческий (взаимоотношения с людьми, коммуникативные навыки), эмоциональный (эмоциональное благополучие), когнитивный (осознание себя, своей принадлежности к социуму). Исходя из этого, были намечены следующие задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
Воспитание у детей интереса к своему здоровью.
Формирование позитивного отношения к своему «Я» и окружающим.
Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
Содействие развитию коммуникативных умений и навыков.
Условия реализации программы:
Обеспечение психической и физической безопасности личности ребёнка. Благодаря этому дети могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Безусловное принятие ребёнка со стороны взрослого. Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признаётся его ценность, значимость, уникальность.
Положительная оценка любого достижения ребёнка со сторонывзрослого.
Формы, методы и средства работы.
Задачи программы могут быть реализованы через различные формы взаимодействия в системах «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Наиболее эффективной формой является проведение групповых игровых тренингов и занятий.
Занятия строятся по принципу включённости трёх компонентов механизма формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью: эмоционального, поведенческого, когнитивного. Поэтому каждое занятие состоит из трёх вариативных блоков.
1 блок направлен на развитие эмоционально-личностной сферы психики ребёнка.
2 блок направлен на развитие коммуникативных умений и навыков.
3 блок предполагает обучение детей приёмам саморегуляции и самоконтроля.
Программа состоит из 4 разделов и включает 15 занятий. Разделы «Кто я?», «Мои чувства», «Друзья и Я», «Моё здоровье» подразделяется на темы и отражены в перспективном планировании. Все занятия обобщены одним сюжетом – путешествие по миру человека. При этом психолог обговаривает, что мы не сможем до конца узнать человека, так как в людях есть еще много не разгаданного, чего не знают еще даже ученые. По ходу занятий дети ведут дневник путешествия (карта), где выполняют задания психолога.
Занятия включают в себя психогимнастические, коммуникативные, подвижные игры и упражнения, этюды, элементы арт-терапии, релаксационные методы, ритуал приветствия, направленный на создание атмосферы радости, благоприятного эмоционального фона, снятия страха и напряжения, и ритуал прощания, закрепляющий полученный ребёнком на занятиях эмоциональный опыт.
Наполняемость групп 10-12 детей в возрасте 5-7 лет. Обычная продолжительность занятий составляет 30 минут с периодичностью 1 раз в неделю. Поскольку в одном занятии сочетаются игры и этюды разнообразной направленности, то быстрая смена видов деятельности позволяет в течение всего занятия удерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Результативность программы.
Результативность оценивается по следующим показателям:
Уровень тревожности;
Уровень эмоционального благополучия;
Уровень сформированности коммуникативных навыков;
Уровень сформированности представлений о здоровье;
Уровень самооценки (и в вопросе оценивания собственных сил по сохранению и укреплению здоровья).
В результате своей работы предполагаются следующие изменения:
повышение интереса дошкольников к своему здоровью;
овладение детьми простейшими навыками снятия псиxоэмоционального и мышечного напряжения;
снижение тревожности, агрессивности, изживание страхов;
сформированность у детей позитивного отношение к самим себе, уверенности в своих силах, повышение самооценки;
облегчение общения со сверстниками, лучшее понимание чувств других и выражение своих.
Результативность и эффективность работы с детьми выявляется путём обследования на начало и конец курса занятий. Для выявления результатов используется следующий инструментарий:
оценку детей воспитателями, родителями (путём анкетирования);
обследование детей психологом (изучение эмоционально-личностной сферы – методики: «Цветовой тест» по Э.Т. Дорофеевой, социометрия «Два домика» (авторы Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.), «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, «Лесенка» В.Г. Щура, рисуночный тест «Здоровье и болезнь» (авторы Васильева О.С., Филатов Ф.Р.));
оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения (рисуночные тесты).
ПРИМЕР КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
«Кто Я? Какой Я?»
Задачи:
Развивать у детей собственные представления о себе.
Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.
Повысить групповую сплочённость.
Обучить приёмам саморегуляции.
Материалы:
свеча в безопасном подсвечнике;
магнитофон и кассета с записью спокойной музыки;
цветные карандаши.
Ход занятия.
«Здравствуйте, ребята!
С сегодняшнего дня мы с вами отправляемся в путешествие по миру, который находится внутри каждого из нас и называется «Человек». Но так как каждый человек индивидуален и неповторим, и все мы отличаемся друг от друга, то я думаю, и наши миры непохожи друг на друга и поэтому называются только нашим именем. Например, мой мир называется «Елена». Мир Артёма – «Артём» и т.д.
Мы посетим с вами страны, находящиеся внутри нас, которые граничат друг с другом: «Я», «Мои чувства», «Друзья и Я», «Моё здоровье».
У каждого будет своя «Карта», с помощью которой он сможет путешествовать по своей стране, узнавая себя и вписывая маршрут.
Ну что же, нам пора отправляться в путь. И первую мы посетим страну «Я». В этом нам поможет моя волшебная свеча».
Упражнение «Свеча» (цель – снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу). «Сейчас мы будем передавать свечу по кругу. Но сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечу друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немного тепла, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть!».
Замечательно! Посмотрите ещё раз на пламя свечи. Оно завораживает вас, и мы переносимся в страну «Я».
Игра «Расскажи мне о себе» (цель – сплочение группы). «Вот мы и на месте. Садитесь удобнее. Расскажите нам о себе, о своей стране «Я», чтобы мы лучше узнали друг друга».
Дети по очереди рассказывают, как их зовут, что они любят, умеют, что им нравится. (Психолог начинает первым, показывая пример детям.)
«Для дальнейшего путешествия нам нужны силы. Я покажу вам как их можно восстановить».
Упражнение «Заряд бодрости» (цель - овладение приёмом саморегуляции). «Сядьте свободно. Вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей один сверху, другой снизу уха. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхните ладошки. Соберите пальцы руки в горстку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» помассируйте ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!»
Предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«Наше путешествие продолжается».
Игра «Ассоциации» (цель – развитие наблюдательности, воображения, умения жестами изобразить человека). Ребёнок жестами, мимикой изображает другого ребёнка, его особенности. Привычки так, как он их видит со стороны. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.
Релаксационная игра «Какой я?» (цель – развитие у ребёнка собственных представлений о себе). «Ложитесь на пол, устройтесь поудобнее и закройте глаза. Будем воображать. Представьте, что вы – маленький котёнок. Он так долго играл, а теперь хочет отдохнуть и помечтать о чём-то хорошем. Замечательно!
А теперь вдохни глубже и представь, что ты наблюдаешь за собой. Ты встал утром и одеваешься. Как ты выглядишь? Какого ты роста? Ты улыбаешься или хмуришь лоб? Какого цвета твои волосы? Какого цвета твои глаза? Можешь ли ты разглядеть свои уши? Как выглядит твой нос? Сколько у тебя зубов? Может, у тебя как раз недавно выпал зуб? Твои зубы большие или маленькие?
Почувствуй свои руки. Они длинные? А сильные ли они? Какие у тебя ладошки? Сколько у тебя пальцев? Посчитай их
А как ты себя чувствуешь? Что ты чувствуешь в животе? Ты сыт или голоден?
Ты сейчас лежишь на спине. Почувствуй свою спину. Почувствуй ягодицы и бёдра У тебя длинные ноги? Почувствуй свои ступни. Почувствуй, какие они подвижные. А уверенно ли ты на них стоишь? Можешь ли ты быстро бегать?Сколько у тебя пальцев на ногах? Жмёт ли тебе обувь, или ты можешь свободно двигаться?
Какая на тебе сегодня одежда? Во что тебе нравится одеваться?
Теперь представь, что художник рисует твой портрет. Где ты хочешь, чтобы тебя нарисовали? Сколько человек должно быть с тобой на картине? Ты можешь увидеть этих людей? Как они выглядят, так же, как и ты, или по-другому? Какого они роста: такие же, как ты, или выше тебя? Какого цвета у них глаза и волосы: такие же , как у тебя, или нет? Как они одеты? Нравится ли им быть на этой картине рядом с тобой? они улыбаются? А может быть, ты хочешь увидеть на этой картине кого-нибудь ещё? Любимую игрушку или любимое животное?
Сделай картину такой, какой бы ты хотел её видеть.
Когда ты будешь ею доволен, открой глаза и нарисуй картину такой, какой ты её только что представил, со всеми людьми и предметами, которые ты видел. Нарисуй также и себя. Можешь начать прямо сейчас» (игра проводится под запись спокойной, расслабляющей музыки). Дети рисуют в «Картах» на странице «Какой Я».
Вам понравилось путешествовать по своей стране? У вас хорошее настроение? Поделимся радостью друг с другом.
Упражнение «Ручеёк радости» (цель – сплочение группы, завершение занятия). «Возьмитесь за руки, закройте глаза и мысленно передайте друг другу радость. А когда откроем глаза, вновь окажемся в детском саду. До новых встреч!»
ЛИТЕРАТУРА:
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: Книголюб, 2004
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Крюкова С.В., Слободяник И.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд.. доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000
Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1 Какой Я?: Методическое руководство. – М.: Книголюб, 2005
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 2 – М.: Генезис, 1998
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2001
Заголовок 2Заголовок 315