Конспект по теме Башкирский народный эпос «Урал-батыр» и калмыцкий героический эпос «Джангар»

Урок литературы в 6-ом классе

Тема: Башкирский народный эпос «Урал-батыр» и калмыцкий героический эпос
«Джангар»
Цель:
Расширить знания о народном эпосе.
Познакомить с особенностями эпоса народов Поволжья, содержанием фрагментов башкирского эпоса «Урал – батыр», калмыцкого героического эпоса «Джангар».
Формирование умения анализировать произведения народного эпоса, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.
Развитие навыков выразительного чтения, устной связной речи учащихся.
Воспитание патриотических чувств, уважения к героям – защитникам родной земли, к своей истории.
Воспитание культуры речи.
Оборудование урока: Презентация по этой теме, цветные иллюстрации к калмыцкому эпосу
«Джангар», книжная выставка.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Опрос. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое героический эпос? (Это народные сказания о богатырях - защитниках своей земли).
- С героическим эпосом каких народов вы уже знакомы? (русские былины «Вольга и Микула
Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», киргизский эпос «Манас», абхазские
сказания о нартах, карело-финский народный эпос «Калевала»)
- Кто исполнял эпические произведения? (сказители
- Как они исполняли? (под аккомпанемент музыкальных инструментов)
- Почему у всех народов есть сказания о богатырях, защитниках земли? (испокон веков народы
боролись за свою независимость, защищали свою родину).

III. Определение цели урока по теме «Башкирский народный эпос «Урал-батыр» и
калмыцкий героический эпос «Джангар»
- Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (сегодня мы будем говорить об эпосе калмыцкого народа или башкирского народа).
- Целеполагание урока. Мы решим проблемы: «Что общего в эпосе народов, которые по условиям жизни, по религии совершенно разные?».
- Нам предстоит узнать об эпосе народов Поволжья, научиться сопоставлять героев разных народных эпосов, вы сумеете, идя вслед за автором, определять главную мысль произведения.

IV. Работа над башкирским народным эпосом «Урал-Батыр».
Показ слайда №3.
Вступительный рассказ учителя о башкирском народном эпосе «Урал-Батыр».
Башкирский народный эпос, памятник башкирской словесности. Передавался сказителями из поколения в поколение.
В 1910 году записан от двух сказителей фольклористом М. Бурангуловым. В 2007 году выпущен полный текст этого эпоса. Эпос состоит из 3 частей, которые включают 4576 поэтических строк.
Сюжет эпоса сложен и построен на описании борьбы Урал-Батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощенными в образах драконов, змей и т.д. Персонажи сказания – богатыри и простые жители земли, небесные божества, , злые силы природы, мифические существа. В эпосе изображена судьба героев 3-х поколений: старик Янбирде и старуха Янбике, их дети - Урал Шульген, внуки – Яик, Идель, Нугуш, Сакмар). Соответственно этому эпос состоит из 3-х частей.
Герой башкирского народа, могучий Урал – батыр, обладает огромной физической силой. Он воюет со страшными чудовищами, борется с несправедливостью, отправляется на поиски бессмертия.

Работа над текстом эпоса.
- Показ слайда №4. Словарная работа
Падишах – правитель, царь.
Егет – джигит.
Майдан – площадь.
Тенгри – бог. У калмыков тенгр – небо.
Кумыс – напиток из молока кобылицы.
Хаба – кожаный мешок для жидкостей. У калмыков – бортх.
Туре – повелитель.
- Чтение вступления эпоса. Выборочное чтение. Вслед за автором мы движемся по тексту произведения. Обращаясь к тексту, учащиеся ищут ответа на вопрос, подтверждая свои рассуждения текстом.

- С какой целью отправляется Урал – батыр в поход? Как он об этом сам говорит? Найдите строки
произведения. (I строфа).
- Как живется людям в стране падишаха Катилы? Подтвердите текстом.
- Расскажите, как развиваются события дальше?
- Какой образ падишаха создан народом в эпосе? На какие детали в описании сделан упор? Какие
изобразительные средства используются?
- В какой строфе показано отношение Урал-Батыра к падишаху?
- В какой строфе он рассказывает уже перед народом и падишахом о цели своих походов?
- Как на это отреагировали падишах, народ, собранный на майдане, и дочь падишаха?
- Опишите сцену сражения Урал-Батыра со свирепым быком?
- Какую роль играет в данном фрагменте сцена сражения Урал – батыра со свирепым быком?
- Как завершается фрагмент об Урал Батыре? Зачитайте отрывок.

IV. Закрепление. Аналитическая беседа по тексту.
- Проанализируйте поведение Урал – батыра по отношению к падишаху и его дочери.
- Какими качествами наградил народ своего богатыря?
- Показ слайдов №5, 6, 7, 8. Рассмотрите иллюстрации, портреты с изображением Урал-Батыра.
- Таким ли вы представляли этого богатыря?

V. Работа над калмыцким героическим эпосом «Джангар».
- Показ слайда №9 Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся ср вступлением к эпосу «Джангар» и Песнью «О трех маленьких богатырях»
Калмыцкий героический эпос «Джангар» - уникальный памятник духовной культуры калмыков. Это 26 самостоятельных сюжетов. Возник эпос в глубокой древности. Согласно гипотезе историков - во II-ой половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Сохранился благодаря феноменальной памяти джангарчи – народных сказителей. Датой основания эпоса считается
1440 год

- Показ слайда №10. Эпиграф к следующей теме о «Джангаре».
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим,
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ свою кровь отдадим до конца.

- Показ слайда №11. Рассмотрите
Страна Бумба - страна «вечной молодости и бессмертия, довольства и изобилия, где люди живут не старея и ничего не деля на твое и мое.


V. Обобщение материала урока и подведение итогов.
- Сравните героя русских былин Илью Муромца и героя башкирского эпоса Урал – батыра,
калмыцкого героического эпоса «Джангар».
- Как вы думаете, почему народ наделяет своих богатырей сходными качествами?
- Что общего в эпосе народов, которые по условиям жизни, по религии совершенно разные?

VI. Рефлексия
- Что общего у героического эпоса разных народов?
- Что сближает героев – богатырей русских былин, башкирского, калмыцкого эпосов?
- Чем привлекательны эти герои сегодня? Почему былины включены в современные учебники?
- А есть ли герои в наше время, которых можно было бы сравнить с былинными богатырями?
- Запись вопроса в тетради: «Что сближает героев – богатырей русских былин, башкирского,
эпоса? Чем они привлекательны и сегодня?»

VII. Домашнее задание (разноуровневое)
Выучить наизусть отрывок из калмыцкого эпоса «Джангар».
Выразительное чтение бащкирского эпоса «Улан-Батыр».
Всем - письменный ответ на вопрос, записанный в тетради, по материалам урока.


15