Инновационная деятельность методиста и педагога по созданию и систематизации методического фонда как одно из условий личностно — профессионального развития педагога


Инновационная деятельность методиста и педагога по созданию и систематизации методического фонда как одно из условий личностно - профессионального развития педагога
Сергеенко С.П., методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Инновация вовсе не означает изобретать каждый раз колесо;
инновация может означать совершенно новый взгляд на давно всем известное
Эсте Лаудер
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем.
Между тем опыт работы с педагогами в рамках единой методической сети свидетельствует о том, что процесс их личностно-профессионального развития носит стихийный и спонтанный характер, сводясь к отдельным креативным умениям.
Решение данной проблемы следует искать в тесном и плодотворном сотрудничестве педагогов и методической службы учреждения образования. Такое комплексное сотрудничество необходимо рассмотреть с двух позиций: предмет методической деятельности и продукт методической деятельности.
Основным предметом методической деятельности является методическое знание. Для того чтобы донести это знание до своего адресата (педагога) нам понадобиться продукт методической деятельности. Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской деятельности.
Создание такой продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и педагог, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.
Указанные выше предпосылки способствуют формированию методического фонда учреждения образования. Целью формирования такого фонда является создание условий для повышения эффективности системы методической работы с педагогическими кадрами посредством активного использования информационно-технологического образовательного пространства учреждения образования.
В рамках данной работы я не буду подробно останавливаться на каждом отдельном виде издательской продукции, однако напомню, что весь методический фонд можно разделить на 3 части: информационная продукция, прикладная и исследовательско-продуктивная.
Информационная продукция. Содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приёмов и методов, анализ опыта, описание педагогических технологий, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
Прикладная продукция. Представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отражённую в других видах методической продукции.
Исследовательско-продуктивная продукция. Предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, демонстрирует возможные приёмы и формы организации массовых мероприятий.
Итак, мы определились с тем, что относится к методическому фонду. Теперь перед нами стоит задача: как его презентовать широкой педагогической общественности. Здесь перед нами открываются большие возможности.
Можно пойти классическим путём: представить всю продукцию в печатном виде. Доля традиционных учебно-методических и учебно-практических пособий пока ещё значительна и широко используется при создании учебно-методических комплексов.
Но поскольку мы живём в век господства информационных технологий, то имеет смысл задействовать их для решения нашей задачи.
Теперь, когда мы определились с ответом на вопрос «Что входит в наш фонд»? открытым остаётся вопрос «С помощью чего его представить»? То есть, какое программное обеспечение для этого использовать? Существует большое количество платного и бесплатного программного обеспечения для решения подобного вида задач.
Достаточно часто используют программу PowerPoint, предназначенную для создания презентаций. Но в нашем учебном заведении пошли другим путём.
Каждому человеку свойственно стремление к новизне. В профессиональном плане это означает постоянное стремление к изменениям, даже если это постоянное совершенствование в одном и том же методическом приёме. Это стремление заложено в человеке биологически. И, позволяя ему развиваться, приносит удовлетворение.
Поскольку я занимаюсь созданием различных мультимедийных проектов, то для создания методического фонда своего учреждения я использовал программу AutoPlay Media Studio компании IndigoRose (рис.1). Назначение этой программы как раз и состоит в создании такого рода проектов. К ним можно отнести: электронные учебники, презентации, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобной навигацией. С её помощью был создан диск, содержащий в структурированном виде методический фонд нашего учебного заведения.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1: Логотип программы AutoPlay Media Studio
Рассмотрим структуру созданного диска. Разработка дизайна этого проекта осуществлялась с помощью программы растровой графики Photoshop, что соответствует общепринятой практике. Для поддержания единства дизайнерского решения все последующие страницы создавались путём дублирования Главной страницы. При этом осуществлялась замена элементов на новые, которые необходимы на данной конкретной странице.
На главной странице в панели навигации размещены четыре управляющих кнопки, отражающие следующие направления методического фонда: аналитико-диагностическое обеспечение, повышение педагогического мастерства, программно-методический блок, информационный блок (рис.2).
При проектировании диска использовалась комбинированная структура, сочетающая в себе линейный доступ от Главной страницы к четырём подчинённым страницам первого уровня и круговой доступ, реализованный в подчинённых страницах второго и последующих уровней (рис.3).

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2: Главная страница диска с линейным доступом к подчинённым страницам первого уровня вложенности
center96520 center96520
center92710 center88900
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3: Подчинённые страницы диска первого уровня вложенности
Подводя итог всему изложенному выше можно сделать вывод о том, что создание методического фонда в рамках единой методической сети способствует формированию современной информационной образовательной среды учреждения образования.
Если Вас заинтересовал процесс создания подобного вида методической продукции, то для консультаций связаться со мной можно, написав на адрес: serg.sergeenko36@mail.ru
Список использованной литературы
Кульневич, С.В. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей УДОД, методистов, педагогов-организаторов / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко — издательство «Учитель», 2005. — 259 с.
Буйлова, Л.Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева — издательство «Гуманитарный издательский центр «Владос»», 2001. — 150 с.