Выступление на МО Основные проблемы социализации одаренных детей

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»








«Основные проблемы социализации одаренных детей»
(сопровождается презентацией)













Подготовила воспитатель Положий Ж.Г.












Симферополь,2015


Слайд. Тема : «Основные проблемы социализации одаренных детей»


Слайд. Умная школа – это хорошо,
Добрая – великолепно,
Но ребенок должен быть подготовлен к жизни.

Повышенную значимость проблеме социализации одаренных детей придают изменения, которые происходят сегодня в стране.
Ребенок, выйдя за пределы учебного заведения, оказывается в условиях жесткой конкуренции, где стать успешным можно в случае оптимального сочетания интеллектуального потенциала с личными социальными качествами человека.
Проблема усугубляется тем, что одаренные дети чаще всего ставят перед собой нереалистические, завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они рискуют нервно - психическим здоровьем.
Социализация одаренных обучающихся предполагает, с одной стороны, максимальное профессиональное ориентирование, согласно его способностям, с другой, обогащение его социального опыта.
Выделяются три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка: деятельность, общение, самосознание.
Слайд. В педагогической и психологической практике одаренных детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации, как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами.
На этапе теоретического и практического анализа проблемы социализации одаренных детей было выявлено противоречие между тем, что с одной стороны, ведущая учебная деятельность этих обучающихся является фактором успешности их личности, с другой - основной причиной социально - психологического неблагополучия.
Слайд. Выделим несколько причин такого неблагополучия:
1. Развитый комплекс отличника. Родители одаренных детей питают неоправданно большие надежды на то, что их ребенок достигнет высоких результатов по всем предметам. В результате у ребенка развивается «комплекс отличника», при котором любое снижение отметок воспринимается как драма. Оказываемое таким образом давление со стороны родителей влияет на нервно - психическое здоровье обучающихся, занижение самооценки. Объясняется это тем, что любые результаты деятельности должны заканчиваться сравнением с ожидаемыми запросами. В том случае, если ребенок не "дотягивает" до необходимого уровня, определенного социальной средой, его самооценка стремительно снижается. Причем, причиной этому (снижение самооценки) не всегда вина родителей.
У одаренного ребенка в процессе личностного развития формируются чрезвычайно высокие личностные стандарты. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены имеющимися результатами, следствие этому – внутриличностный конфликт, заниженная самооценка и тревожность.
Возникает парадоксальная ситуация. Казалось бы, те выдающиеся достижения, которые совершаются одаренными детьми, должны формировать у ребенка чувство уверенности в своих силах, а неадекватность самооценки должна склоняться в сторону ее завышения, а не занижения. Однако,вместо позитивного самовосприятия, психологи сталкиваются с неуверенностью, тревожностью и даже отчаянием.
2. Проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, которая касается второй сферы социализации одаренных детей.
Во-первых, существует такая проблема, как ожидание со стороны одноклассников помощи - подсказки на контрольных работах и не получив ожидаемого, не все одноклассники адекватно реагируют на это. В то же время сами одаренные дети нередко с неуважением и насмешкой относятся к детям, чей интеллектуальный уровень, по их мнению, не достаточно высок. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, критикой, насмешками.
Во-вторых, успехи одаренных детей часто являются предметом зависти их сверстников. Сверстникам кажется, что этот «умник» непременно хочет выделиться на их фоне, в результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение, неприятие и даже игнорирование себя ,как личности.
В-третьих, одноклассников раздражает повышенное внимание к этим детям со стороны преподавателей.
С целью профилактики нарушений психологического здоровья и успешной социализации обучающихся, вновь поступивших в гимназию-интернат еще до начала учебных занятий проводятся вводно-адаптационный сборы.
Правила и структура образовательного процесса являются для обучающихся абсолютно новыми и непохожими на то, что они привыкли видеть в своих прежних школах.
Слайд. Специфика адаптации обучающихся вновь поступивших в гимназию определяется с одной стороны, психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, с другой – возможностями гимназии, где обучающиеся комплектуются в один класс из разных школ города, а так же новыми условиями обучения. В гимназию дети приходят из обычных массовых школ города. Сложившийся стереотип поведения ребенка подчас вступает в противоречие с новыми требованиями. И на первых этапах поступления и обучения каждой ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, так как ощущает себя в роли новичка. Адаптация обучающихся к условиям обучения в гимназии не является экстремальным психологическим режимом. Вхождение в коллектив протекает безболезненно, так как гимназическая образовательная среда является не только средством, но и целью воспитательного процесса.
Во время вводно - адаптационного сбора обучающиеся знакомятся с преподавателями, воспитателями, обишками, приобретают навыки работы в больших и малых группах, проживают чувство общности на уровне гимназической параллели. Одновременно все участники сборов приобретают навыки самопрезентации, навыки публичного выступления, лидерские качества, навыки выбора и принятия решения.
Вводно – адаптационные сборы посвящены решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сплочения и объединения, обучающихся в один сплоченный коллектив.
Проведение сборов на первых этапах обучения в гимназии позволяет свести к минимуму дезадаптацию в первые месяцы обучения в гимназии. Одновременно, умение обучающихся действовать в условиях коллективно – распределенной деятельности – характеристика степени социализации личности. Когнитивный слой этого умения заключается в понимании того, что в современной социокультурной ситуации объединенные действия (в группе, классе, коллективе) приносят большой результат, чем сумма индивидуальных. Сама группа (контактное окружение) в этих условиях выполняет роль «социального зеркала», помогающего лучше понять, оценить и принять себя.
Слайд. Одновременно лучшей социализации одаренных обучающихся способствует гимназическая комфортная образовательная среда, в которой:
1. Минимум стрессообразующих факторов;
2. Атмосфера доверия, принятия и понимания мира детства. Ибо никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении его личности;
3. Атмосфера душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Среда, где используются технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье обучающихся при их неизменно высоком уровне предметных знаний. (Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения);
4. Формируются информационная культура и медиакомпетентность как у обучающихся, так и педагогов, где педагог знает, а ребенок может научиться способам и технологиям обеспечения своей информационно-психологической безопасности;
5. Царит свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
Таким образом, проблема социализации обучающихся гимназии-интернат решается посредством создания комфортной безопасной образовательной среды и целенаправленных мероприятий, направленных на сплочение и объединение обучающихся, их родителей и педагогов в единый сплоченный коллектив.
Слайд. Социализация одаренных детей может быть успешно осуществлена, если педагоги будут предъявлять к себе следующие требования:

Нравственность.
Мотивационная готовность к работе с одаренными обучающимися
Знание психологии одаренных обучающихся
Эрудированность
Знание всех областей человеческой жизни
Любознательность
Желание работать нестандартно
Увлеченность своим делом
Поисковая активность

Слайд: К любому ребенку следует относится с надеждой и ожиданием. Одаренные дети-будущее России.
Слайд: Спасибо за внимание.











15