Статья К вопросу о социализации одаренных детей в общеобразовательном учреждении
К вопросу о социализации одаренных детей
в общеобразовательном учреждении
Сидоренко М.Т.
Фирмирование личности человека представляет собой последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становиться неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [4]. Она происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относится, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Все одаренные дети- представители мыслительного и художественного типов мышлений – помимо черт, их разделяющих, имеют одну черту, в равной мере их объединяющую, - каждый из них остается ребенком, и как ребенок он обладает только ему присущей индивидуальностью и отношение к нему должно строиться на основании данного тезиса [2]. Особенности личности высокоодаренного ребенка:
Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе.
Неуемная потребность трудиться без устали, срока и отдыха.
Особенности мышления: быстрота мыслительных процессов, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, продуктивность умственной работы.
Широкий круг познавательных интересов, выступающих постоянным стимулом мыслительной активности ребенка [5].
В совокупности все эти особенности образуют структуру умственной одаренности, которые проявляются у подавляющего большинства ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдаленности.
Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются, главным образом, в направлении интересов. Один после какого-то периода исканий погружается в математику, другой – в биологию, третий – в художественно-литературное творчество, четвертый – в историю и археологию. И дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способов.
На формирование личности, его способностей влияет три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные и задатки [3].
Воспитание рассматривается как ведущий фактор, так как это специально организованная система, воздействующая на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта и формирования способностей.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяет характер деятельности и мировоззрение людей.
Общественные отношения – не нечто внешнее для того человека, который в них включен, они – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Если сущность человека в отличии от всех других живых существ составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного индивида как личности составляет совокупность конкретных социальных отношений, в которые он оказывается включен. Эти связи вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому возможны, объективны, и вместе с тем они внутри, в нем как личности.
Задатки – особые анатомо – физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности – генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Причинами уязвимости одаренных детей является следующие факторы:
Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимаются. Они критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Нереалистичные цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к критическому отношению не только к себе, но и к своим окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение [1].
Из сказанного следует, что в процессе социализации одаренных детей заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в нем.
Литература
Мисливец Н.А. Одаренность: виды, проявления, диагностика: учебно-методическое пособие / Мисливец Н.А.; БелГУ. – Белгород: БелГУ, 1999.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Штерн В.; Пер. с нем. А.П. Болтунова; под ред. В.А. Лукова. – СПб.: Союз, 1997.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:Избранные психологические труды / Лейтес Н.С.; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолог – социальный он-т. – М.: Воррнеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1997.
Лосева А.А. Психологическая диагнеостика одаренности: Учебное пособие / Лосева А.А.; Рец.; А.М.Матюшин, Б.С. Волков. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004.
Воспитание свободной личности: история, теория, технология: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Белгорд, 30-321 марта 2004: Сборник; МО РФ, Международная академия наук педагогического образования, БелГУ; Науч.ред. Т.И. Лобачева; БелГУ.
15