Методическая разработка по ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными. По теме Лечебно- охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ. 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел 2. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медицинского персонала
МДК 04.01. Безопасная среда для пациента и персонала
Тема: Лечебно - охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело. 2 курс
(базовый уровень)
Купино
2015
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
______________________________________________
Протокол____ от___________________2015________ г.
Председатель ______________ /__________________/
Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» категория – первая. Романькова Тамара Андреевна.


Пояснительная записка
к методической разработке ПМ Выполнение работ по профессии медицинская сестра по уходу за больными по теме: Основы профилактики ВБИ при приеме в стационар Методическое пособие разработано для преподавателя. Целью данного занятия является формирование знаний по теме Основы профилактики ВБИ при приеме в стационар, в процессе теоретического занятия студенты получают основы знаний по основам профилактики внутрибольничной инфекции. Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебного модуля ПМ Выполнение работ по профессии медицинская сестра по уходу за больными, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
основы профилактики внутрибольничных инфекций;
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность;
ПК 4.8.Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;
П.К. 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение), «Физкультминутка» (приложение), «Самостоятельная работа студентов» (приложение №3).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Лечебно – охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента и персонала
Место проведения кабинет
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 04.
Цели занятия:
1. Образовательная: после изучения темы студент должен знать методику безопасности обслуживающего персонала при обращении с пациентом. Особенности безопасной транспортировки пациента на каталке. Способы перекладывания пациента на носилках, каталке. Транспортировка пациента на кресле-каталке. ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4.9, ПК 4.10, ПК 4.11
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
основы профилактики внутрибольничных инфекций;
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность;
ПК 4.8.Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения;
П.К. 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека,
Обеспечиваемые: ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебном - диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
Внутри дисциплинарные связи: Основы профилактики внутрибольничной инфекции. Лечебно- охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента.
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, ситуационные задачи для закрепления материала.
Самостоятельная работа: конспект лекции, работа с учебным текстом. Стр.371 – 372.
Перечень литературы
Основная:
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. Стр. 232-270.
Дополнительная: Л.И.Кулешова, Е.В.Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011.



Ход занятия
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 15 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-тест – контроль.
4. Изложение нового материала (приложение №2)
Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 40 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 2мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: решение ситуационных задач.
6. Самостоятельная работа студентов по (приложение №3)
Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 10 мин. Выполнение студентами заданий в рабочей тетради.
Физкультминутка
(приложение №4)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний
(приложение №5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 10 мин. Закрепление материала.
7. Подведение итогов (приложение №6)
3 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Самостоятельная работа: конспект лекции, работа с учебным текстом.
Стр. 371-372
Всего 90 мин
Приложение №1.
Изложение нового материала
ВИДЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ БОЛЬНЫХ В ЛЕЧЕБНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЦЫ
Транспортировка - перевозка и переноска больных к месту оказания медицинской помощи и лечения. Способ транспортировки больного из приёмного покоя в отделение определяет врач, проводящий осмотр. Средства передвижения (каталки, носилки) обеспечиваются простынями и одеялами. Последние необходимо менять после каждого употребления. Больные, которые передвигаются самостоятельно, из приёмного отделения поступают в палату в сопровождении младшего медицинского персонала (младшей медицинской сестры, санитарок или санитаров).
Больных, которые не могут передвигаться, транспортируют в отделение на носилках или в кресле-каталке.

 Схема выбора способа транспортировки больного
Транспортировка больного на носилках вручную
Оснащение: носилки.
• Нести больного на носилках следует без спешки и тряски, двигаясь не в ногу.
• Вниз по лестнице больного следует нести ногами вперёд, причём ножной конец носилок нужно приподнять, а головной - несколько опустить (таким образом достигается горизонтальное положение носилок). При этом идущий сзади держит ручки носилок на выпрямленных в локтях руках, идущий спереди - на плечах.
• Вверх по лестнице больного следует нести головой вперёд также в горизонтальном положении. При этом идущий впереди держит ручки носилок на выпрямленных в локтях руках, идущий сзади - на плечах.
Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать
Порядок перекладывания.
1. Поставить головной конец носилок (каталку) перпендикулярно к ножному концу кровати. Если площадь палаты небольшая, поставить носилки параллельно кровати.
2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй - под таз и верхнюю часть бёдер, третий - под середину бёдер и голени. Если транспортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй - под поясницу и колени.
3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° (если носилки поставлены параллельно - на 180°) в сторону кровати и уложить на неё больного.
4. При расположении носилок вплотную к кровати, удерживая носилки на уровне кровати, вдвоём (втроём) подтянуть больного к краю носилок на простыне, слегка приподнять его вверх и переложить больного на кровать.
Перекладывание больного с кровати на носилки (каталку)
Порядок перекладывания.
1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к ножному концу кровати.
2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй - под таз и верхнюю часть бёдер, третий - под середину бёдер и голени. Если транспортировку
осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй - под поясницу и колени.
3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.
Усаживание больного в кресло-каталку
Порядок усаживания.
1. Наклонить кресло-каталку вперёд и наступить на подножку кресла.
2. Предложить пациенту встать на подножку и усадить его, поддерживая, в кресло. Проследить, чтобы руки пациента занимали правильное положение - во избежание травмы они не должны выходить за подлокотники кресла-каталки.
3. Вернуть кресло-каталку в правильное положение.
4. Осуществить транспортировку.
Выбор способа транспортировки
Способ транспортировки и укладывания на носилки больного зависит от характера и локализации заболевания.
 Особенности транспортировки больных

Приложение№ 5
Задача 1
Пациента 40 лет в тяжелом состоянии необходимо из приёмного отделения на каталке доставить в реанимацию.
Правила перекладывание п-та на каталку.
Эталон ответов:
При перекладывании пациента на каталку должно участвовать три медработника, при этом один из них жестко фиксирует в одном положении каталку, чтобы предупредить их движения, двое других подхватывают больного за верхнюю часть спины и голову и за область таза и ноги и осторожно смещают тело больного в боковом направлении. Главное - не уронить больного. Должны участвовать физически крепкие женщины, при возможности, мужчины.
Приложение № 3
Тест контроль
Дописать.
1. При любом виде транспортировки пациент должен сопровождаться
__________________
2. Укажите алгоритм действия медсестры приёмного отделения при поступлении пациента:
А) оформить титульный лист истории болезни
Б) провести гигиеническую обработку пациента
В) транспортировать пациента в лечебное отделение
Г) вызвать дежурного врача
3.Обьем выполнения санитарной обработки определяют:
а) старшая медсестра отделения
б) дежурная м/с
в) младшая м/с
г) врач
4.Для влажной уборки помещения используется:
а) 10% раствор хлорной извести
б) 3% раствор хлорамина
в) 3% перекиси водорода
г) 0,5% раствор хлорной извести
5.Дописать.
При госпитализации в стационар санитарная обработка пациента проводится в ________________________
6.Дописать.
Медсестра приемного отделения оформляет_______________ лист истории
болезни.
7.Влажная уборка помещений приемного отделения проводится не менее:
а) 2 раза в сутки
б) 3 раза в сутки
в) 1 раз в сутки
г) через каждый час
8. Дописать.
Объем санитарной обработки определяет_____________________
9. Установите правильное соответствие между определением и его сущностью:

1.Дезенфекция А. уничтожение вредных насекомых
2.Дезинсекция Б. Борьба с грызунами
В. уничтожение патогенной флоры
10.Дописать.
Обтирание пациента относится к_____________ санитарной обработки.
Эталон ответов.
1. Медицинской сестрой;
2. г, а, б, в;
3. г;
4. г;
5. приёмном отделении;
6. титульный;
7. а;
8. врач;
9. 1 – в, 2 – а;
10. частичной.
Приложение №4
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Приложение № 1
Фронтальный опрос
1. Как устроено приёмное отделение стационара?
2. В чём заключаются функции приёмного отделения стационара?
3. Какие обязанности у сестры приёмного отделения больницы?
4. Какую документацию ведёт медицинская сестра приёмного отделения?
5. Какие виды санитарной обработки проводят в приёмном отделении?
6. Кто определяет вид санитарной обработки?
7. Какие мероприятия проводятся при выявлении педикулёза?