Комплексная программа оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЗМК»


Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Златоустовский металлургический колледж»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Методическом Совете и.о. директора
протокол № 1 от 02. 09. 2013 г. ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Златоустовский металлургический
колледж»
_____________ В.В. Ступеньков

Приказ № ______
от 02.09. 2013 г.
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский металлургический колледж»
Златоуст 2013г
Составитель: Начальник методического отдела ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский металлургический колледж» Моторина Джамиля Фирдаусовна, преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензент: Котовская Л. В., первый проректор Челябинского института развития профессионального образования, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации,член Академии профессионального образования РФ.
В настоящее время проблема оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников становится все более актуальной, поскольку за создание условий для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогических работников несут ответственность руководители образовательных учреждений. Очевидно, что решение данной проблемы невозможно без разработки инструментария оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.
С учетом этого на базе ГБОУ СПО «ЗМК» было проведено исследование с целью разработки, научного обоснования и экспериментальной проверки содержания и методики комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.
В качестве основных задач были определены:
уточнение компонентов, критериев и показателей комплексной оценки качества;
разработка и научное обоснование модели комплексной оценки качества (приложение 1);
разработка содержания и методики проведения внутренней и внешней комплексной оценки качества;
определение организационно-педагогических условий эффективного управления профессиональной деятельностью педагогических работников.
Данное исследование проводилось в течение шести месяцев в три этапа
(август - февраль) среди преподавателей, у которых подошел срок аттестации в этом году.
Первый – констатирующий – этап был посвящен изучению и теоретическому анализу научной литературы по проблеме исследования, законодательных актов, нормативных правовых документов по данным вопросам. На этом этапе были определены также предмет исследования, цели, задачи и категориальный аппарат.
Прежде чем приступить к исследованию, условились, что под качеством понимается соотношение цели и результата. Результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными партнерами, по различным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях.
Качество профессиональной деятельности следует рассматривать как динамичную категорию, меняющуюся в соответствии со временем, требованиями социальных заказчиков и потребностями педагогических работников. Под ним понимается степень удовлетворения ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.
Данный этап эксперимента выявил исходный уровень профессиональной деятельности педагогических работников, низкое качество педагогического труда, отсутствие положительной динамики, что подтверждалось снижением качества образовательного процесса. Полученные результаты доказали необходимость разработки специальных проектов (программ), направленных на повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Второй – формирующий – этап предусматривал:
создание модели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников;
разработку содержания и методики комплексной оценки качества;
внедрение в практику программы комплексной оценки качества, включающей технологию ее организации и проведения;
составление и реализацию плана корректирующих действий и мероприятий по достижению, удержанию и повышению качества профессиональной деятельности педагогических работников;
создание соответствующих организационно-педагогических условий (нормативно-документационного, научно-методического и материально-технического обеспечения, способствующего эффективному управлению профессиональной деятельностью педагогических работников).
На этом этапе была определена структура комплексной оценки качества профессиональной деятельности работников педагогических, которая включила в себя шесть компонентов: нормативно-ориентированный, содержательно-целевой, организационно-технологический, мотивационно-личностный, контрольно-диагностический и коррекционно-аналитический. Они отражают значимые деловые и личностные характеристики педагогического работника, определяют уровень его педагогического мастерства, качество профессиональной деятельности.
Теоретический анализ и обобщение изученных подходов (Е.В. Ерофеевой, Л.Г. Жиляевой, Т.П. Колодяжной, Ю.А. Конаржевского и др.) к оцениванию педагогической деятельности позволили выделить и уточнить следующие критерии комплексной оценки:
реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
соответствие содержания образовательного процесса целям среднего профессионального образования по ФГОС 3 поколения;
создание соответствующей предметно-развивающей среды;
деловые и личностные качества педагогического работника, его мотивация к педагогической деятельности;
результативность образовательного процесса;
коррекция педагогической деятельности.
Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников может стать методологической основой разработки стандартов должностных обязанностей, системы оценки премирования и стимулирования, поощрения и награждения, профессионального и карьерного роста педагогических работников с учетом уровня их педагогического образования, курсовой подготовки, квалификационных категорий, опыта работы и профессиональных достижений.
С учетом данных критериев были определены показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников (приложение 2), которыми специалисты творческой группы руководствовались в экспериментальной части исследования. Критерии и показатели оценки при правильно подобранных методах исследования позволяют определить качество профессиональной деятельности педагогических работников и уровень их профессионализма.
Исследование проводилось при помощи следующих методов: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам в педагогике, наблюдение за деятельностью педагогических работников, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественная и качественная обработка данных, статистическая обработка полученных результатов и т. д.
В ходе исследования на формирующем этапе выяснилось, что в СПО работают педагогические работники в основном среднего и пенсионного возраста. Согласно результатам опроса, наибольшую неудовлетворенность у них вызывают низкая заработная плата, недостаточное обеспечение современной учебной и материальной базой, невысокий престиж профессии педагогического работника. Большинство из них желают изменения условий труда, рассчитывают на внимание к их проблемам со стороны руководителей. Молодые педагоги проявляют готовность сменить профессию и уйти.
Таким образом, в силу внешних и внутренних причин складывается тенденция "старения" педагогических кадров, их "выгорания", преобладание работников без педагогического образования, с невысоким уровнем квалификации, что становится серьезным препятствием на пути развития, повышения качества профессиональной деятельности. Удовлетворенность работодателей деятельностью педагогических работников в основном средняя, по отдельным показателям имеет тенденцию к снижению. Оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников осуществляется эпизодично; руководители испытывают трудности с анализом результатов, поиском путей решения выявленных проблем. Все это обусловило необходимость теоретического обоснования и практической разработки содержания и методики комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников. Так, в ней были выделены три структурные части:
прогностическая (анализ профессионального развития, деловых и личностных качеств педагогических работников, образовательного процесса);
результативная (выявление результатов педагогического труда);
оценочно-уровневая (определение качества профессиональной деятельности, уровня профессионализма педагогического работника).
Исходя из этого, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников предусматривает несколько этапов. Для ее проведения были созданы экспертные группы, которые ежемесячно на протяжении второго этапа исследования обеспечивали комплексную оценку. Эксперты заполняли оценочные листы, подсчитывали результаты, оформляли экспертные листы (на каждого педагогического работника) и экспертные заключения. Председатель комиссии подводил итоги работы экспертов, составлял итоговый экспертный лист и экспертное заключение с окончательными результатами оценки качества, уровня профессионализма пи выводами. Экспертная группа выносила на обсуждение и утверждение руководителем СПО план корректирующих действий и мероприятий, направленных на достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогического работника, после чего составляла индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий для каждого педагогического работника.
Таким образом, на подготовительном этапе комплексной оценки обеспечиваются разработка нормативно-правовой базы, подготовка необходимых документов, оценочно-измерительных материалов (вопросников, анкет, тестов, схем, алгоритмов анализа и оценки), создаются материально-технические условия.
Организационный этап посвящен определению регламента работы с оценочно-измерительными материалами и нормативными документами, а также содержания и методов оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.
На исследовательском этапе проводится оценка полноты и достоверности представленных материалов и документов, методической и практической педагогической деятельности, деловых и личностных качеств, уровня профессионализма педагогических работников, организуются тестирование, анкетирование, диагностика, мониторинг и др.
На этапе обработки полученных результатов и материалов подводятся итоги оценки, составляются протоколы, справки, заключения, отчеты, планируются корректирующие действия и мероприятия по совершенствованию качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Этап принятия решения предусматривает анализ процедуры и результатов оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников. Руководитель дошкольного учреждения оформляет соответствующие справки и приказы.
В ходе третьего – аналитико-обобщающего – этапа проводились итоговая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования, разрабатывались и внедрялись в практику научно-методические рекомендации.
По результатам комплексной оценки для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогических работников были созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие:
нормативно-документационное направление (разработку и принятие локальных актов, систему стимулов повышения квалификации педагогических работников и др.);
научно-методическое направление (составление индивидуального плана корректирующих действий и мероприятий; создание Школы педагогического мастерства по обмену передовым опытом; обновление содержания планирования и методики образовательного процесса с учетом социального заказа, возможностей педагогических работников, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников);
материально-техническое направление (приоритетное оснащение рабочих мест педагогических работников современной материальной базой; создание психологически комфортных, безопасных условий труда).
Благодаря проведению комплексной проверки были разработаны методические рекомендации по совместной работе руководителей с аттестуемыми педагогическим работниками. Повысились эффективность управления педагогическим коллективом, результативность образовательного процесса, качество знаний, умений и навыков выпускников. Созданные условия труда способствуют удовлетворению индивидуальных и возрастных потребностей воспитанников, раскрытию профессиональных возможностей и творческого потенциала педагогических работников.
Разработанная методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников позволяет определить уровень профессионализма (репродуктивный, конструктивный, исследовательский) каждого педагогического работника и педагогического коллектива в целом. Систематическая внутренняя оценка, проводимая наиболее квалифицированными педагогическими, и внешняя оценка, дают возможность получить объективные данные о качестве профессиональной деятельности педагогических работников.
Реализация программы комплексной оценки также позволяет поддерживать и повышать качество педагогического труда. Создание соответствующих организационно-педагогических условий, осуществление научно-методического сопровождения образовательного процесса, оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагогического работника способствуют эффективному управлению профессиональной деятельностью педагогических работников.
Приложение 1
Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЗМК»
Цель Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки внутренняя;
внешняя
Компоненты комплексной оценки нормативно-ориентированный;
содержательно-целевой;
организационно-технологический;
мотивационно-личностный;
контрольно-диагностический;
коррекционно-аналитический
Критерии реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
соответствие содержания образовательного процесса целям профессионального образования;
создание предметно-развивающей среды;
деловые и личные качества педагогического работника, мотивация к педагогической деятельности;
результативность образовательного процесса;
коррекция педагогической деятельности
Показатели
Методы изучение документов;
анализ;
самооценка, самоанализ;
мониторинг;
тестирование;
анкетирование;
беседа;
наблюдение;
контроль;
экспертиза;
аттестация
Уровни профессионализма репродуктивный (технологический);
конструктивный (эвристический);
исследовательский (креативный)
Результаты Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса
 
Приложение 2
Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников
Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья.
Культура делопроизводства педагогических работников.
Удовлетворение образовательных потребностей студентов, работодателей, общества.
Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования профессионального образования.
Реализация образовательных стандартов ФГОС 3 поколения и методик профессионального образования.
Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения студентов.
 Использование информационных технологий.
Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития студентов.
Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям ФГОС 3 поколения.
Использование инновационных методов, средств и форм профессионального образования.
Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта.
Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам профессионального образования.
Осуществление самовоспитания и самообразования.
Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения.
Дисциплинированность и ответственность.
Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).