Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы Варламовой Розы Витальевны ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»
Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы
Варламовой Розы Витальевны
ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»
В служении делу или любви к другому
человек осуществляет сам себя.
В. ФранклОдной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности студентов, на формирование их профессиональных базовых компетентностей, общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня преподаватель приобретает иные роль и функции в учебном процессе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому студенту систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен преподаватель при активном участии своих студентов. Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у студентов умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучаемых; через привлечение студентов к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах. Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с направлениями деятельности нашего образовательного учреждения.
Цель моей педагогической работы:
средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности учащегося, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье. На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы. Поэтому, на мой взгляд, обучение в колледже русскому языку и литературе языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографическими навыками и умениями. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
Для достижения поставленной цели реализую следующие педагогические задачи:
1. совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;
2. использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии;
3. вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
4. создавать условия для интенсивного речевого развития студентов в процессе изучения родного языка и литературы;
5. раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучаемого, дать возможность проявить себя;
6. прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
7. формировать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине через аудиторную и внеаудиторную деятельность.
Таким образом, деятельность современного преподавателя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что преподаватель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своего учебного заведения, с учетом особенностей конкретной группы учащихся и каждого учащегося в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно "просеивает", отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. Мною были изучены следующие технологии: проектная, формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Принцип диалога
Принцип сотрудничества
Принцип сотворчества
На уроках русского языка и литературы я использую традиционные и современные методы работы с учащимися: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными формами работы, такими как:
дискуссии и диалоги;
творческие задания;
семинары, практикумы;
игровые задания, ребусы, викторины.
Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках учащиеся учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Внеурочные формы и методы работы также обладают широкими возможностями развития способностей учащихся. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются:
творческие конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны;
кружки;
научно- исследовательские проекты учащихся.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ учащихся расширить свои знания, но развитие процессов научного познания, методов самостоятельного мышления. Мы со студентами выполняли различные исследовательские проекты по русскому языку и литературе: «Чтобы в жизни оставить след…», заочный республиканский конкурс индивидуальных творческих проектов-презентаций по краеведению. «Исследования в области краеведения как средство формирования у подрастающего поколения позитивной гражданской идентичности, активной социальной позиции и установок взаимоотношений». 3-я Республиканская научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодежи 21-го века», работа студентки группы «Технология продукции общественного питания» Николаевой Людмилы « Здесь прописано сердце мое». Результативность данной работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности подтверждается участием в республиканских научно-практических конференциях. «Престиж моей профессии» Петров Алексей, Ермилов Максим-группа « Судовождение» Приложение 1.
Я стараюсь, чтобы мои учащиеся участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня. Дипломом 1--й степени награжден Пшеничных Валерий 102 группа за участие в литературном конкурсе «С. Есенин-поэтическое сердце России», посвященном 120-летию со дня рождения поэта, среди студентов средних профессиональных учебных заведений и учащихся старщих классов средних общеобразовательных учреждений по Чистопольскому муниципальному району. Приложение 2.
. Ежегодно со студентами участвуем в республиканском музейном конкурсе на лучшее исполнение произведений Б.Л. Пастернака.« Цель творчества-самоотдача». Приложение 3.
В колледже мы регулярно проводим различные предметные марафоны и конкурсы. С 2013 –го года я веду в колледже литературный кружок «Образ». Кружок способствует лучшему усвоению литературы, изучению культурного наследия, учит подростков чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении. В 2014-ом году участвовали в 1-ом муниципальном фестивале детских и молодежных театральных коллективов «Волшебный свет искусства»- 3-е место. Дипломы за участие в Республиканском конкурсе инсценирования стихотворений для студентов профессиональных организаций РТ, посвященного 130-летию со дня рождения поэта Г. Тукая «Пока огонь стиха живет в груди моей…» Приложение 4.
Очень важно для развития учащихся и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления. Таким образом, занятия олимпиадной подготовки способствуют развитию интеллекта учащихся, приобретению навыков решения нестандартных задач не только по филологии, но и по предметам естественнонаучного цикла. Все это обусловливает структуру заданий олимпиадной подготовки. Задания эвристического характера, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных стилей. Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.
К заданиям этой группы относятся:
составление собственного текста;
редактирование чужого текста;
комплексный анализ текста;
составление дополнительного задания к тексту
Эти и другие задания способствуют углублению знаний по русскому языку и литературе, обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё». Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности; нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения и развития.
Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы позволяют: формировать умения и навыки умения работы с информацией-находить, осмысливать, использовать нужную информацию-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки-выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.
Среди нетрадиционных уроков выделяются урок – семинар, урок-исследование, урок-практикум, урок-зачет, урок-игра. Также делается акцент на использование нестандартных, творческих элементов традиционного урока, на нетрадиционные формы домашнего задания. В группе «Парикмахерское искусство» провела открытый урок- исследование « Жизнь и творчество А.А. Фета. Приложение 5.
Третий год работаю над методической темой «Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы». Применяю на своих уроках технологию проблемного обучения, которая способствует формированию ключевых компетенций согласно требованиям ФГОС СПО:
1. Апробирование разных путей анализа произведения: композиционный («Герой нашего времени»), проблемный или проблемно - тематический («Отцы и дети»), целостный («Гроза»)- это помогает учащимся акцентировать внимание в каждом произведении на его стилистических, языковых, композиционных и жанровых особенностях.
2. Нетрадиционные формы урока: дидактическая, ролевая, деловая игра; интегрированный урок, Урок – КВН, урок - семинар, урок – концерт, урок – литературный монтаж.
3. Экскурсии в музей, на выставки.
4. Соревнования: литературная викторина, интеллектуальная игра «Что, где, когда».
5. Групповая работа, семинарские занятия.
На своих уроках использую активные формы обучения, цель которых – не просто дать знания, а помочь учащимся быть компетентными в моем предмете через самореализацию и самостоятельную работу, максимально активизирующую учащихся.
Для того, чтобы эта цель была реализована на уроках литературы и русского языка в качестве активных форм обучения я использую:
1. Обсуждение проблемной ситуации, ситуации выбора. Так, при изучении произведений у учащихся часто складываются разные точки зрения на героев, на выбор их жизненного пути. Образ Катерины из «Грозы» или Обломова, Раскольникова, Мастера вызывают много споров. При обсуждении проблемной ситуации организую работу в группах, где каждый может высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Присутствуют элементы дискуссии. Обсуждение проблемной ситуации использую и на уроках русского языка: редактирование, .
3. Творческие задания: выполнение рефератов, докладов, эссе, рисунков, кроссвордов. Формируем навыки самостоятельной работы над текстом: рецензии на прочитанный текст, просмотренный фильм, иллюстрацию. Иногда удается вывести ребят в театр или музей, потом свои впечатления они представляют в форме творческого отчета, отзыва, обсуждения увиденного. Приложение 6.
4. При данных методах формирования компетенций увеличиваю долю самостоятельной работы: индивидуальные задания (рефераты, доклады, эссе, рисунки, кроссворды), индивидуальные вопросы и темы для сочинения, самостоятельное знакомство и обработка информации из дополнительных источников литературы. Например, при изучении «Донских рассказов» М.А. Шолохова на 2 курсе для каждого учащегося был подобран рассказ для анализа.
Использование всех вышеназванных приемов, методов и технологий позволило мне добиться положительной динамики успеваемости студентов по дисциплинам. Это подтверждается мониторингом качества образования, который проводится через разнообразные формы контроля и оценки знаний: срез знаний, самостоятельные, творческие и контрольные работы. Таким образом, имею стабильные результаты освоения студентами образовательных программ по дисциплине «Русский язык и литература», показатели по колледжу и составляют общую успеваемость: 98-100%, качественную 46- 52%, средний балл- 3,5. Приложение 7.
Разработала учебно-методическое пособие по дисциплине Литература для специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство» (одобрено Методическим советом Чистопольского многопрофильного колледжа) Приложение 8.
Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогических коллективах через семинары-практикумы, научно-практические конференции
«Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства». Участие в республиканском семинаре-практикуме на тему: « Интеграция учебной и внеучебной работы как средство активизации и интенсификации деятельности обучающихся».
- выступления на заседаниях методического совета. Тема выступления «Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы.
-Организация муниципального литературного конкурса «С. Есенин-поэтическое сердце России», посвященного 120-летию со дня рождения поэта, среди студентов средних профессиональных учебных заведений и учащихся старщих классов средних общеобразовательных учреждений по Чистопольскому муниципальному району.
Свое профессиональное мастерство повышаю на курсах повышения квалификации:
ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов НПО» (лицензия серия РТ № 002069 от 29 февраля 2012) пол теме : Информационные технологии в педагогической деятельности в объеме 72 часа. №15665 14.06.2013.
ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования» по программе повышения квалификации: «Обновление содержания и методики преподавания общепрофессиональных дисциплин в условиях модернизации профессионального образования» в объеме 108 часов. № 698/16 02.06.2016 .
Имею свой персональный мини-сайт на потрале «Социальная сеть работников образования» ссылка на сайт: http://nsportal.ru/alisya2001, где размещены результаты и достижения моей педагогической деятельности.
Коллектив колледжа творческий, работоспособный, ищущий, дерзающий. Между мной и коллегами доверительно-деловые отношения, всегда присутствуют взаимопонимание и взаимопомощь. В коллективе осуществляется постоянно обмен опытом, в тесном сотрудничестве с коллегами внедряем новые технологии.
Постоянно повышаю свое профессиональное мастерство через участие в семинарах и конференциях различного уровня, комиссий, на курсах повышения квалификации, посещение занятий у коллег. Составляю поурочное планирование, рабочие программы по дисциплинам в соответствии со стандартом образования, совершенствую формы и методы проведения занятий. Постоянно слежу за новинками методической и специализированной литературы, в том числе регулярно изучаю журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе».
В процессе моей педагогической деятельности я столкнулась с такими трудностями:
1.Низкий уровень подготовки абитуриентов по русскому языку и литературе.
2.Отсутствие познавательного интереса к дисциплинам гуманитарного цикла.
3.Увеличение контингента студентов со слабыми интеллектуальными возможностями.
4.Отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.
Планирую совершенствовать педагогическое мастерство через самообразование, продолжать освоение перспективных педагогических технологий, сочетающих в себе разнообразные подходы к творческой деятельности студентов. Формировать у студентов системные знания и применять их в творческих заданиях, позволит поднять качество обучения.
Самое главное - двигаться вперед. Не останавливаться на достигнутом. Находить что-то новое, по-иному смотреть на давно известное. Постоянно учиться самой. «Учитель живет до того времени пока он учиться, как только он перестает учиться в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский.
Приложение №1
Всероссийский конкурс презентаций
среди студентов - номинация «Шаг в будущее».
Приложение №2
Литературный конкурс «С. Есенин - поэтическое сердце России» среди студентов профессиональных учебных заведений по Чистопольскому муниципальному району.
Приложение №4
1-й муниципальный фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Волшебный свет искусства».
Республиканский конкурс инсценирования стихотворений для студентов профессиональных организаций РТ, посвященного 130 –летию со дня рождения поэта Г. Тукая «Пока огонь стиха живет в груди моей…»
Приложение № 3
Республиканский музейный конкурс на лучшее исполнение произведений Б.Л. Пастернака «Цель творчества - самоотдача».
Приложение №5
Урок – исследование «Жизнь и творчество А.А. Фета»
БЛОК-СХЕМА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Литература» для студентов I курса, группы 102,
Специальность: 26.02.03 «Судовождение»
Форма занятия
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
-68389526860500Тема занятия
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АФАНАСИЯ АФАНАСЬЕВИЧА ФЕТА
Преподаватель
Варламова Роза Витальевна
Приложение №6
Ознакомление с творчеством Б.Л. Пастернака в музее города Чистополя.
Приложение №7
Динамика результатов освоения обучающимися образовательной программы по итогам мониторинга.
Учебный год Предмет Качество обучения
(% обучающихся на «4» и «5» в общей численности обучающихся ) Успеваемость (%)
2013-2014 Русский язык и литература 76,8 % 100%
2014-2015 Русский язык и литература 78,2 % 100%
2015-2016 Русский язык и литература 78,5 % 100%