Программа по русскому языку 4 класс Начальная школа 21 века
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
Базисного учебного плана;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
«Примерных программ начального общего образования»;
Авторской программы «Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Цели изучения курса:
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
обучение чтению, письму, обогащение и развитие речи учащихся;
получение знаний о языке;
системное изучение знаний, умений, навыков;
получение знаний по морфологии, синтаксису, фонетике, лексике, орфоэпии,
формирование орфографических знаний.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Объем программы: Авторская программа рассчитана на 170 учебных часов в неделю, в том числе 27 контрольных работ. В соответствии с учебным планом школы на уроки русского языка в 4 классе отведено 4 часа в неделю. Поэтому в авторскую программу внесены изменения. По рекомендации автора из программы удалены темы, не обязательные для изучения. Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). 5-ый час отведён для изучения факультативно.
4. Планируемые результаты обучения
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвертого класса.
Предметные результаты:
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
изученные части речи;
значимые части слова;
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежавшее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении)
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарем.
Блок «Правописание»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 - 80 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных
звонкие и глухие согласные в корнях
непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;
удвоенные согласные;
безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
словарные слова, определенные программой;
знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся должны решать практические и учебные задачи:
отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность:различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
слово и предложение;
многозначные слова, синонимы, антонимы;
наречие, имя числительное;
простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
выделять основную мысль текста;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание re кета;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
составлять план текста (при помощи учителя);
находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
писать изложения различных видов (обучающего характера).
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
5. Содержание курса в соответствии с ФГОС НОО.
Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи.
Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Орфография.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением ( ча — ща, чу — щу, жи — ши );
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
раздельное написание слов;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Состав слова (морфемика).
Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, основы,
окончания, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3#го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
сочетания чк — чн ;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на граниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ( ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа ( пишешь, учишь);
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: где, с кем ис какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные
высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных
текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений
(без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами
сочинения; сочинения"повествования, сочинения"описания, сочинения"рассуждения.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
Тематическое планирование.
№ Тема Кол-во час Основные виды деятельности
1 Повторение. Пишем письма. 1 Применять умения составлять текст письма
2-3 Вспоминаем изученные орфограммы. 2 Применять знания и умения анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова, разными способами проверять правописание слов (изменяя формы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии
4 Повторяем признаки имени существительного. 1 5 Повторяем правописание окончание имен существительных I склонения. 1 Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения
Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го, 3-го склонения
6 Повторяем правописание окончание имен существительных II склонения. 1 7 Повторяем правописание окончание имен существительных III склонения. 1 8 Морфологический разбор имени существительного. 1 Выполнять морфологический разбор имени существительного
9 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 1 Применять умения писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами
10 Текст. 1 11 Повторяем признаки имени прилагательного. 1 Определять род, число и падеж имен прилагательных
12 Орфограммы в окончании имен прилагательных. 1 Применять изученные правила правописания имен прилагательных
13 Морфологический разбор имени прилагательного. 1 Применять порядок морфологического разбора имени прилагательного.
14 Текст. 1 Различать тип текста, выделять основную мысль текста, подбирать заголовок
15 Повторяем орфограмму «ь на конце слов после шипящих». 1 Обобщать и систематизировать знания о правописани букв о,ё после шипящих и ц в разных частях слова.
16 Повторяем местоимения. 1 Различать местоимение как часть речи
17 Разделительный ъ и разделительный ь. Орфограммы приставок. 1 Применять правила правописания приставок Применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков
18 Изложение. 1 Анализировать, пересказывать текст, составлять план текста
19 Разбор по членам предложения. Синтаксический разбор предложения. 1 Применять изученные правила правописания словарных слов
20 Знаки препинания при однородных членах предложения. 1 Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов. Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре
21 Текст. 1 Устанавливать последовательность абзацев текста. Подбирать заголовок к тексту; обосновывать свой выбор. Составлять план текста.
22 Глагол. Глагол как часть речи. 1 Характеризовать глагол как часть речи Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида
23 Правописание приставок в глаголах. 1 Применять правила правописания приставок в глаголах
24 Правописание НЕ с глаголами. 1 Применять правила правописания не с глаголами
25 Текст. 1 Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать
26 Начальная форма глагола. Вид глагола. 1 Сравнивать вид глагола Сравнивать начальную форму глагола
27 Личные формы глагола. 1 Образовывать личные формы глаголов, определять лицо и число глаголов
28 Лицо и число глагола. 1 29,30 Ь знак после шипящих в глаголах. 2 Применять правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах
31 Текст. 1 Систематизировать знания о признаках текста-описания и текста-повествования. Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке.
32,33 Правописание тся и ться в глаголах. 2 Применять правила правописания -ться и -тся в глаголах
34 Текст. 1 Подбирать заголовок к тексту; обосновывать свой выбор. Находить в тексте образные языковые средства. Составлять план текста.
35-37 Спряжение глаголов. 3 Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Соотносить свой ответ с приведёнными в учебнике, обосновывать сделанный выбор. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола.
38 Правописание глаголов 1 Применять правила написания букв о и ё в окончаниях глаголов после шипящих
39 Текст 1 Создавать небольшой текст по заданной тематике
40-43 Правописание безударных окончаний глаголов 4 Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения).
Контролировать собственные действия при списывании. Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения.
44 Текст 1 Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах. Наблюдать за языковыми приёмами построения текста.
45-47 Правописание глаголов 3 Устанавливать наличие глаголов-исключений. Преоб-разовывать транскрипцию в буквенную запись. Определять нужную форму глагола, объяснять написание безударных личных окончаний.
48 Настоящее время глагола 1 Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
49 Прошедшее время глагола 1 Находить заданную форму глагола. Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам.
50 Изложение 1 51 Будущее время глаголов 1 Изменять глаголы по временам. Фиксировать основу слова, суффикс и окончание
52 Правописание суффиксов глаголов 1 Применять правила правописания суффиксов глаголов
53 Текст 1 Анализировать содержание и языковые особенности текста.
Выделять ключевые слова каждого абзаца.
54 Изъявительное наклонение глагола. 1 Понимать наклонение глагола, изъявительное наклонение.
55 Условное наклонение глагола. Понимать наклонение глагола, условное наклонение.
56 Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени 1 Находить слова по заданному основанию. Применять правила правописания
окончаний глаголов в прошедшем времени
57 Текст 1 Составлять подробный план текста. Составлять текст с опорой на план. Различать признаки текста
58 Повелительное наклонение глагола 1 Выявлять образование форм повелительного наклонения глагола
59 Словообразование глаголов 1 Различать способы образования глаголов
60 Текст 1 Подбирать ключевые слова текста и образные языковые выражения. Создавать небольшой текст на заданную тему.
61 Глагол в предложении 1 Определять значение глагола в предложении.
62,63 Правописание глаголов 2 Применять правила правописания глаголов.
64 Текст 1 Редактировать текст. Практически овладеть диалогической речью.
65 Морфологический разбор глагола. Повторение (Проверь себя) 1 Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, парные – непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук
66,67 Наречия 2 Различать наречие как часть речи.
68 Как образуются наречия 1 Различать способы образования наречий.
69 Правописание гласных на конце наречий 1 Применять правила правописания гласных на конце наречий.
70 Текст 1 Создавать текст (сочинение) на заданную тему. Составлять план текста, подбирать заголовки к текстам.
71 Морфологический разбор наречий 1 Характеризовать наречие как часть речи.
72 Ь после шипящих на конце наречий 1 Применять правила правописания наречий на шипящую.
73 Ь на конце слов после шипящих 1 Применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих.
74 Текст 1 Анализировать целевую установку текста. Оформлять диалог в письменном тексте.
75 Имя числительное 1 Различать имя числительное как часть речи.
76 Текст 1 Анализировать текст. Сравнивать синоними в синонимическом ряду по смысловым оттенкам.
77 Изменение имён числительных 1 Изменять имена числительные по падежам.
78 .Слитное и раздельное написание имён числительных 1 Применять правила слитного и раздельного написания числительного.
79 Правописание Ь в числительных . 1 Применять правила правописания мягкого знака в именах числительных.
80 Правописание числительных 1 Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных.
81 Текст 1 Создавать текст на заданную тему.
82 Повторяем правописание Ь в словах 1 Применять правила правописания мягкого знака в словах.
83 Связь слов в предложении. Словосочетание 1 Различать словосочетания.
84 Словосочетание 1 Различать словосочетания.
85 Слово. Словосочетание. Предложение. 1 Различать слово, словосочетание и предложение.
86 Текст 1 Создавать текст-рассуждение на заданную тему.
87 Правописание слов в словосочетаниях. 1 Применять правила правописания словосочетаний.
88 Связь слов в словосочетании. Согласование. 1 Находить словосочетания с согласованием.
89 Правописание слов в словосочетаниях 1 Применять правила правописания словосочетаний.
90 Связь слов в словосочетании. Управление. 1 Находить словосочетания с управлением.
91 Связь слов в словосочетаниях. 1 Применять правила правописания словосочетаний.
92 Текст 1 Создавать текст на заданную тему.
93 Связь слов в словосочетании. Примыкание. 1 Находить словосочетания с типом связи – примыкание.
94 Правописание слов в словосочетаниях 1 Составлять и писать словосочетания.
95 Словосочетание в предложении. 1 Выделять грамматические основы в предложении.
96 Текст 1 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
97 Сложное предложение 1 Различать сложносочинённое предложение.
98 Как связаны части сложносочинённого предложения. 1 Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
99 Знаки препинания в сложном предложении. 1 Применять правила в практической деятельности.
100 Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. 1 101 Текст 1 Создавать текст на заданную тему.
102 Как связаны части сложноподчинённого предложения. 1 Различать связь частей сложноподчинённого предложения
103 Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. 1 Различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения
104 Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. 1 Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
105 Сложное предложение 1 106 Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. 1 107 Текст 1 Создавать начало и конец к заданному тексту (истории)
108 Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. 1 Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения
109 Текст 1 Составлять коллективный текст с учётом заданных условий.
Резерв 1 четверть
1 Тест 1 Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
2 Итоговая контрольная работа 1 3 Текущий диктант 1 4 Списывание 1 5 Итоговый диктант 1 6 Самостоятельная работа 1 7 Педдиагностика 1 Резерв 2 четверть
8 Текущая контрольная работа 1 Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
9 Текущий диктант 1 10 Списывание 1 11 Текущий диктант 1 12 Текущее изложение 1 13 Комплексная итоговая контрольная работа за 1 полугодие 1 Резерв 3 четверть
14 Педдиагностика 1 Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
15 Текущая контрольная работа 1 16 Итоговая контрольная работа 1 17 Текущий диктант 1 18 Списывание 1 19 Итоговый диктант 1 20 Текущее изложение 1 Резерв 4 четверть
21 Текущая контрольная работа 1 Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
22 Текущий диктант 1 23 Списывание 1 24 Текущий диктант 1 25 Текущее изложение 1 26 Комплексная итоговая контрольная работа. 1 27 Педдиагностика 1