Конспект урока на тему Библейские мотивы в литературе (6 класс)
Титова Г.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №12
г. Липецка
Урок внеклассного чтения в 6 классе.
Тема: отражение библейских мифов в литературе и искусстве.
Цели урока:
-получить первое представление о священных книгах Библии,
-понять всю значимость литературного памятника человеческой культуры
-показать влияние Библии на развитие мирового искусства,
-обогатить эмоциональный опыт учащихся,
-пробудить интерес к дальнейшему изучению темы
Из всего многообразия мифов мы выбрали миф о Рождестве Иисуса Христа с тем, чтобы показать, какое отражение он нашел в различных видах искусства.
Новый Завет есть лучшая
книга, какую когда-либо знал
или будет знать мир.
Ч. Диккенс
Звучит музыка.
Учитель обращается к ученикам:
-Вы услышали церковное песнопение. Такая музыка возникла с распространением христианства на Руси. Русская церковная музыка богата, мелодична, красива, Бог любит людей и хочет спасти их от зла и для этого он посылает на землю своего сына- Иисуса Христа. Поэтому можно согласиться со словами английского писателя. Это действительно лучшая книга.
Она играет большую роль в нашей культуре и сегодня прозвучала как второй эпиграф к нашему уроку, на котором мы продолжаем путешествие в мир, кажущийся вам таким далеким, таким древним, а на самом деле близким нам. Мы вновь возвращаемся в мир библейских сказаний. И поговорим о том, какой отражение сюжеты Библии нашли в искусстве. Вначале несколько вопросов
-Какое событие послужило началом летоисчисления?
(Наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. О нем рассказывается в Библии)
-Что означает слово «Библия»?
(По греч. это слово означает «книга». Библия известна всему миру, потому что это религиозный и литературный памятник. Она полностью и частями переведена на 1800 языков мира)
-Что означает слово «евангелие»?
(Слово «евангелие» греческое, оно означает «радостная весть»)
-В какой стране происходили события, описанные в Евангелие?
(Эти события происходили в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями)
-Кто правил Иудеей? Какие события произошли в этой стране?
(После трехлетней гражданской войны трон захватил царь-Ирод, который больше всего боялся потерять власть, был подозрительным и жестоким)
-Кого ожидали люди этой страны?
(Люди жили в ожидании посланника Божьего)
-Как Христос пришел в мир?
(Он родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа. Об этом и рассказывается в Евангелии)
Зачитывается отрывок.
-Кто первым узнал, что родился спаситель?
(Недалеко от Вифлеема пастухи пасли стада. Они первыми узнали о рождении Христа от посланника Бога)
-Кто благословил его?
(Это сделал очень старый человек Симеон, который и сказал, что Иисусу предстоит великое дело и гибель ради людей)
-Кто такие волхвы? Как они поняли, что родился Великий Царь?
(Далеко на Востоке мудрецы, которых звали волхвы, увидели на небе новую звезду и поняли, что она извещает о рождении Великого Царя)
-Как они нашли младенца?
(Волхвы пошли в Вифлеем, а новая звезда шла впереди них и остановилась над шестом, где был младенец.)
-О том, как волхвы поклонились младенцу, художники создавали картины, композиторы сочиняли музыку, поэты писали стихи.
Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда»
(ученица читает стих)
-О какой звезде идет речь в стихотворении?
(Речь идет о звезде, которая привела волхвов к младенцу)
-Как вы думаете, почему именно сказание о Рождестве побудило поэта написать стихотворение?
(Наверное, поэта охватило то же волнение, и он написал стихотворение)
Вам даже трудно представить как много писателей и поэтов использовало различные библейские молитвы, в том числе и миф о рождении в своем творчестве. О некоторых произведениях мы еще узнаем на уроках литературы.
Сюжет о рождении Христа нашел свое отражение и в живописи. Древнерусская живопись удивительна. С X по XIV век она безымянна, т.е. мы не знаем имен авторов фресок и икон. Это же можно сказать и о фреске Успенского собора Московского Кремля «Поклонение волхвов»
-Что же такое фреска?
(Фреска-это картина, написанная водяными красками на сырой штукатурке)
-Что изображено на картине?
(Мы видим тот момент, когда волхвы пришли поклониться младенцу и принесли ему дары)
-А вот здесь вы видите икону Богоматери с младенцем, которая тоже есть в Успенском соборе Московского Кремля.
-Какое впечатление производит на вас изображение Марии и младенца?
(Во взгляде Марии мы видим любовь и грусть, потому что она знает о великой и трудной доле, предназначенной ее сыну)
-Богоматерь или Мадонну писали как русские, так и зарубежные художники. Итальянский художник и скульптор Микеланджело воплотил этот образ и в живописи и в скульптуре. Посмотрите на скульптурное изображение. Мы не можем не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, прижимая к груди Иисуса, зная наперед, будущее для себя, для Младенца, для мира
-Мы видим, что библейские сюжеты и образы вдохновляли поэтов и художников разных времен и народов. Они нашли свое отражение и в древнерусской иконе, и в живописи, и в скульптуре эпохи Возрождения, и в музыке 13-14 веков. В 20 веке самым популярным видом искусства стало кино.
Видеофильм «Жизнь Иисуса Христа» (отрывок)
-Подведем итог урока.
Почему каждому культурному человеку необходимо знать Библию?
(Без нее невозможно понять мировое искусство)
Чем вызван интерес творцов к Библии?
(Библейские предания представляют литературную ценность, затрагивают сложные вопросы бытия, учат добру и любви к ближнему)
И. Шмелев в гл. «Святки» из романа «Лето Господне» так описывает Рождество:
«Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и нежность». Самое это слово видится мне голубоватым. Даже в церковной песне слышится морозный хруст.
Звучит церковное песнопение.
На дом: рассказ о любом произведение искусства, в основу которого положен библейский сюжет.
15