Урок по литературе для 11 класса на тему: Библейские мотивы в романе Б.Л.Пастернака Доктор Живаго
Конспект урока для 11 класса:
Библейские мотивы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»»
ЦЕЛЬ: познакомить с историей создания и судьбой романа "Доктор Живаго", показать место стихотворного цикла во внутреннем мире произведения через стихотворения, объединённых библейской темой, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.
ОФОРМЛЕНИЕ: репродукции с библейскими сюжетами, выставка книг с произведениями Б.Л.Пастернака; ТСО - видеозапись фильма "Жизнь Иисуса".
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основания, до корней,
До сердцевины.
Б.Пастернак.
Природа мудра
И всевышнего глаз видит
Каждый наш шаг
На тернистой дороге,
Наступает момент,
Когда каждый из нас
У последней черты
Вспоминает о Боге.
И.Тальков.
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Исходя из основных моментов и эпизодов жизни Б.Л.Пастернака, сыгравших решающую роль в его судьбе, на предыдущих уроках мы выделили в творчестве отдельные периоды.
Расскажите о них. ( Основные моменты).
1 период. (1890-1913годы)- рождение поэта, его семья, окружение семьи, поступление на Юридический факультет Московского университета, отказ от музыки, перевод на философское отделение, поездка в Марбург, разрыв с философией, выход книги стихов "Близнец в тучах".
2 период. (1914-1931годы)- увлечение футуризмом, знакомство с Маяковским, выход книг "Поверх барьеров", "Сестра моя - жизнь", повесть "Детство Люверс", женитьба на художнице Е. Лурье, переписка с М. Цветаевой, выход книги "Темы и вариации". Гибель Маяковского. Биографический очерк "Охранная грамота".
3 период. (1931-1945годы)- поездка в Грузию, женитьба на З. Нейгауз, выход книги "Второе рождение", переводы из грузинской поэзии. Арест О. Мандельштама, разговор Пастернака со Сталиным. Занятия переводами. Выход книги "На ранних поездах", поездка на фронт, книга "Стихи и поэмы".
III. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тема нашего урока "Во всём мне хочется дойти до самой сути…" Мы должны познакомиться с историей создания и судьбой романа "Доктор Живаго", поговорить о месте стихотворного цикла во внутреннем мире произведения через стихотворения, объединённые библейской темой.
Творческая история создания романа
(сообщение учащегося).
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме.
В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».
В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988).
IV. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Вступительное слово учителя. Б.Л. Пастернак - один из талантливейших лириков начала 20 века интеллектуального, философского склада, и в этом смысле он является прямым продолжателем традиций русской философской лирики 19 века. Он выдающийся мастер прозы. Б.Пастернак в своей жизни и творческой деятельности ориентировался на общечеловеческие ценности, которые вечны и неизменны для всех времён и народов, которыми живёт весь мир, на которых держится людская близость, попрание которых ведёт к нравственной катастрофе и всеобщей беде. Мысль о любви как истине с особой силой воплощена в романе "Доктор Живаго", в его центральном герое. Для Бориса Леонидовича эта истина была очевидной и дорогой. Пафос романа "Доктор Живаго" - в утверждении самоценности человека независимо от его состояния, классовой принадлежности, национальности. Всё на земле должно совершаться ради него, его счастья, покоя и процветания. Пастернаковские размышления современны сейчас и будут современны всегда.
V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.Пастернак на протяжении романа не перестаёт размышлять о России, её своеобразии, исторической миссии. Глубочайшие философские раздумья выкристаллизовываются в цикл стихов, завершающих роман. Подчёркивая масштабность и исключительность событий, поэт обращается к иному периоду- времени Иисуса Христа и Евангелия.
Обратимся к стихотворениям Юрия Живаго, объединённых библейской темой.
"ГАМЛЕТ"- это стихотворение можно считать ключевым для романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа (сообщение учащегося).
"РАССВЕТ"
- К кому обращены 1 и 2 строфы стихотворения?
- Какими идеями Христа проникся герой после возвращения Бога в его душу? - Понимаются начальные четверостишия вполне определённо. В ранней молодости героя стихотворения христианская религия имела для него решающее значение; в годы мировой войны, революции, гражданской войны, возможно, какое-то время и после неё она потускнела и ушла из души героя стихотворения; но теперь, через много лет, она вернулась с новой силой и новой властью. Образы "Рассвета" приближают человека к Богу и Бога к человеку, человека к природе и природу к человеку. Обратимся к эпиграфу, слова И.Талькова, которые переплетаются с этим стихотворением.
ЧУДО"- о каком чуде идёт речь? - Обратимся к Библии. (Чтение отрывка из Библии о бесплодной смоковнице). Чудо - это вера в то, к чему стремишься, и если действительно в это веришь, то обязательно исполнится.
"ДУРНЫЕ ДНИ"
- Какие дни названы "дурными"?
- Какие сцены из Библии упоминаются?
Дурными названы дни, когда был предан и пленён Иисус, перед его мысленным взором проходит вся его жизнь с рождения до Его деяний, далее автор говорит о его чудесном воскрешении.
"МАГДАЛИНА"1 и "МАГДАЛИНА"2
- Что объединяет эти стихотворения? Эти стихотворения объединяет история о том, как грешная женщина Магдалина омыла слезами ноги Иисуса, обтёрла волосами и смазала миром. И была прощена за свои грехи.
"ГЕФСИМАНСКИЙ САД". Обратимся к первоисточнику (просмотр видеосюжета "Иисус в Гефсиманском саду")
Стихотворение, замыкающее в романе книгу лирики Юрия Живаго, обращается к тому же эпизоду из Евангелия, что и открывающее её - "Гамлет", только на этот раз Моление о Чаше лишь упоминается, зато подробно и близко к первоисточнику излагается сам евангельский сюжет Гефсимании и предательства Иуды. В подвиге Христа поэт подчёркивает его человечность, способность отказаться от внешнего Чуда как чего-то неорганичного для этого мира. Именно поступок Христа-человека, Сына Человеческого, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает посильность подвига Христа для любого из живущих на земле.
Заключительное слово учителя. Изображённые Пастернаком события соотносятся с великими евангельскими временами. Возникшая связь как бы проясняет идеи пастернаковского романа о чувстве единства всех созданий, людей и природы, о бессмертном начале в человеке, о христианском понимании любви и долга.
Недаром роман завершают строки о воскресении, возрождении к истинной жизни:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Так - не на третий день, а через три десятилетия - вернулся к нам "Доктор Живаго".
"Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, объяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, кому служила" (из письма к Г. Бебутову от 24 мая 1958 года).
И теперь именно роман, как судья истинный, судит - самим фактом своего опубликования - судей мнимых, ложных, присвоивших себе право суда. Тех, кто предрекал ему гибель, грозил автору гражданским уничтожением, пытался его унизить. В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989). Таким образом, история публикации романа, отказ от Нобелевской премии, травля поэта властями - это не итог творчества, а лишь очередной и, к сожалению, последний его этап. Истинный же итог жизни, выполнившего свой высший долг человека и поэта - всеобщее мировое признание Пастернака, изучение его произведений в школе.
VI. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Напишите сочинение на одну из следующих тем: "Пастернак - поэт и человек", "Стихи Юрия Живаго, объединённые библейской темой", «Моё любимое стихотворение поэта».