Конспект урока по живописи в ДХШ Натюрморт
Конспект урока по живописи в ДХШ. Тема: «Натюрморт с атрибутами искусств». Урок 1.
Подготовительный класс (по программе ДХШ)
Тема урока: Тематическая постановка «Натюрморт с атрибутами искусств».
Триединая цель: повторить предыдущий материал, познакомить с новыми понятиями, выполнить практическую работу.
Задачи:Обучающая: повторить понятия: натюрморт, композиция.
Познакомить с новым понятием - атрибутика. дать четкий алгоритм начала работыРазвивающая: развивать образное мышление, воображение, умение выявлять композиционный центр постановки, находить творческое решение композиции. Находить разницу в цветности планов (особенно поверхности, на которой поставлен натюрморт), находить разницу тонального и цветового решения.Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к предметам, прививать любовь к искусству.
Практическое задание:Нарисовать натюрморт на тему «Натюрморт с атрибутами искусств».Время: 6 часов.Материалы: гуашь, бумага.
Литература: Г. В. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. - Москва, 1977. Л. С. Конева. Пейзаж. Натюрморт. - Минск, 2002.
Оборудование для урока:Для учителя: образцы, наглядность , репродукция.Для учащихся: гуашь, бумага, простой карандаш, ластик, кнопки.
ХОД УРОКА
№
время
этапы
деятельность учителя
деятельность учащихся
примечание
1
5-7`
Орг. момент
Здравствуйте ребята. Приготовьте пожалуйста рабочие места так, чтобы было удобно пользоваться рабочими материалами и выберите выгодную точку зрения на постановку.
Здороваются. Слушают. Готовятся.
Учитель проверяет готовность.
2
7-10`
Введение в тему (репродукция)
Ребята, посмотрите на замечательное произведение Жан-Батиста Симеона Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств».
-Какие предметы вы видите в натюрморте?
Ребята, большинству из вас не составит труда ответить на мои вопросы:Как вы понимаете слово «атрибут»?
Это совокупность существенных отличительных признаков принадлежности к чему-либо. Например, атрибутами спорта являются?
-Правильно. А атрибуты искусств это?
-Правильно.
Кто-нибудь знает, как с французского языка переводиться слово натюрморт?- Мертвая природа.
Мне больше нравится перевод с немецкого (Stilleben) –неподвижная жизнь.
И мы с вами сегодня будем рисовать неподвижную жизнь. Тема нашего урока «Натюрморт с атрибутами искусств». Тема очень интересная и я, думаю, что у вас получатся прекрасные работы.
Слушают. Отвечают на вопросы.
-Перечисляют.
- Мяч, ракетка, канат и другое.
-Картинная рамка, книги, перо писателя.
-Мертвая природа.
Учитель обращает внимание на натюрморты.
3
7-10`
Формирование новых знаний
Успех работы над натюрмортом зависит от умения скомпоновать группу предметов на листе. Вы уже умеете пользоваться визирными рамочками, так вот обратитесь к ним за помощью и определите расположение предметов натюрморта на листе, по вертикали или горизонтали более правильно будет расположить лист. Вы творческие люди, поэтому, я думаю, что композиции натюрмортов у всех вас будут разные. Кто-то может взять и закомпоновать натюрморт пространственно, захватив край стола со свисающей драпировкой, а кто-то, наоборот, возьмет более фрагментарно.
Начиная компоновать предметы на листе, постарайтесь сразу наметить силуэт предметов. Обратите внимание на форму предметов и их взаимные величины и пропорции.
Я, думаю, вы поняли свою задачу. Можно приступать к работе.
Слушают, обдумывают, смотрят. Готовятся к работе.
Учитель показывает образец поиска силуэта натюрморта
4
10-15`
Закрепление знанийОбъяснение учителем выполнения задания
Выполнение пр/р
Ваша задача: Продумать композицию будущего натюрморта,Сделать подготовительный рисунок. Приступайте к работе.
I обход (композиция натюрморта),II обход (построение предметов),III обход (уточнение деталей).
Слушают, воспринимают.
Вносят свои замечания и предложения.Идет творческий процесс.
Учитель с каждым учеником работает индивидуально.
5
5-7`
Анализ работы
Экспресс – выставка (просмотр). Обсуждение работ: плюсы, минусы.
Слушают, обсуждают.
ХОД УРОКА
№
время
этапы
деятельность учителя
деятельность учащихся
примечание
1
1-2`
Орг. момент
Проверьте готовность рабочего места к работе
Готовят рабочее место.
Учитель комментирует.
2
7-10`
Формирование новых знаний
мы продолжаем работу над натюрмортом.На прошлом занятии вы уже отрисовали свои натюрморты. Теперь давайте проанализируем натюрморт по тону. Первый этап. - Какой предмет самый светлый, темный?Ребята, если мы в натюрморте определили самый светлый (предмет или плоскость), то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько.
Затем переходим к более насыщенным по тону предметам. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном. Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.Второй этап. Нанесение основного цвета предметов и драпировок при соблюдении тональных изменений цвета на свету и в тени. (выполнение цветом данной задачи)
Слушают, обдумывают, смотрят. Воспринимают. Готовятся к работе.
Отвечают на вопросы.
Показ на натюрморте
Показ
Показ учителем
3
25-35`
Закрепление знанийОбъяснение учителем выполнения заданияВыполнение пр/р
Ваша задача:Сравнивать предметы и драпировки по тону и по цвету.Приступайте к работе.
I обход (начало ведения работы),II обход (поиск тональных и цветовых отношений),
Время нашего урока подходит к концу, сдавайте работы, прибирайте свои места.
Слушают, воспринимают.
Вносят свои замечания и предложения.Идет творческий процесс.
Учитель с каждым учеником работает индивидуально.
4
5`
Анализ работы
Экспресс – выставка (просмотр). Обсуждение работ: плюсы, минусы.
Слушают, обсуждают.
15