Авторский конспект сценария «Мальчиш — Кибальчиш» (по сказке А.Гайдара) для детей подготовительной группы
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Авторский конспект сценария
«Мальчиш - Кибальчиш»
(по сказке А.Гайдара)
для детей подготовительной группы
( тематический блок «Защитники Отечества»)
Составил
музыкальный руководитель МДОУ №38
Алексеева Лариса Михайловна
Республика Татарстан
Г.Нижнекамск
Конспект сценария
по сказке А.Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш»
Количество детей: 22 ребенка, 12 взрослых.
Программное содержание: 1)Расширять представление детей об общенародных праздниках. Развивать чувство сопричастности к ним. Развивать желание принимать активное участие в праздниках.
2) Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне, о празднике Победы, об Армии, полученные на предыдущих занятиях. Вызвать интерес к истории нашего государства.
3) Знакомить детей с драматическим театральным искусством.
4)Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.
5) Оценивать действие других детей и сравнивать их со своими собственными.
6) Учить действовать на сценической площадке естественно.
7) Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
Предшествующая работа: составила сценарий спектакля, прочитала его детям, предложила им разыграть театральное действо. Вместе с детьми и воспитателем распределили роли и начали репетировать. Велась работа над речевым дыханием, правильной артикуляцией, дикцией, умением строить диалог и пользоваться интонациями. Также дети учились создавать образы с помощью жеста и мимики.
Оборудование, декорации и атрибуты: Раздвигающийся занавес, магнитофон, аудиокассета с музыкальным сопровождением спектакля.
Имитация деревенского дома с подворьем: плетень, горшки, коса, ковш, балалайка, заваленка. Игрушечные ружья, сабли, бинокль, флаг, палка с лошадиной головой.
Роли взрослых: Отец, старший брат
Гонец, ведущая,
Главный фашист, заместитель главного фашиста
6 бойцов.
Роли детей: Мальчиш-Кибальчиш,
5 его друзей,
Плохиш
6 детей- вражеский отряд
Костюмы: буденовки 6 шт., взрослые военные фуражки или пилотки 8 шт., шинель, детские шаровары и рубахи 7 шт., бинт.
Черные каски из папье-маше с рогами, эполеты, пиджаки и трико.
Репертуар: 1) «Песня о веселом барабанщике» муз. С.Никитина, сл.С.Крылова.
2) «Край, в котором ты живешь» муз.Г.Гладкова, сл.Ю.Энтина
3) «Вернусь,- сказал солдат» муз.М.Ботярова, сл..Л.Аграновича.
4) «С чего начинается Родина» муз.В.Баснера, сл.М.Матусовского.
5) «Частушки» исп. Заволокины.
6) «Поехали с орехами» р.н.потешка.
Предварительная работа: смонтировать занавес и декорацию подворья; сделать каски из папье-маше и эполеты из желтой бумаги; сшить буденовки; получить в пожарной части фуражки и шинель.
Структура спектакля: Пролог.
Картина первая.
Картина вторая.
Картина третья.
Эпилог.
Организация детей:
Литература: А.Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове».
Э.Гурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
«Мальчиш-Кибальчиш»
инсценировка по сказке А.Гайдара
для детей старшего дошкольного возраста.
(60-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. посвящается)
Пролог.
(Занавес опущен. В зал входят дети-зрители и ведущая-воспитатель.
Рассаживаются на зрительские места.)
Ребенок. А расскажите, пожалуйста, сказку?
Ведущий. Сказку? Я что-то сразу не припомню сказок. Хотя, постой! Скоро у нас будет большой праздник- День победы!
Ребенок. Какой победы?
Ведущий. Победы в Великой Отечественной войне, которая была 60 лет назад.
Наша Армия и весь наш народ вынесли тогда много тяжелых битв с фашистами, в которых закалились и вышли победителями. Сколько героев родилось в армейских рядах за годы этой жестокой войны. Их имена знает вся страна. Да, я расскажу вам сейчас сказку про героя, о котором вы еще не слышали.
Ведущий. В дальние-дальние годы жил да был Мальчиш, по прозванию Кибальчиш, да отец Мальчиша, да старший брат Мальчиша, а матери у них не было.
(Занавес открывается)
Картина первая.
(Звучит спокойная музыка. На крыльцо дома выходит отец, зовет).
Отец. Эй! Мальчишки-братишки- пора вставать! (Берет косу и точит)
Старший брат.(выходит на крыльцо) Работа не ждет, рожь в поле давно созрела.
(Выскакивает Мальчиш, скачет на палке, как на коне).
Старший брат. Давно пора косить.
Отец. (мальчишу). Ты, Мальчиш, не забудь балалайку. С музыкой трудиться веселей и работа спорится.
(Мальчиш играет на балалайке, отец с братом косят и поют).
Отец. Здравствуй, милая деревня, дорогое селышко,
Здравствуй, поле золотое, золотое солнышко.
Брат. Говорят, что в селах скучно, веселей, мол в городах,
Если честно вам признаться, это просто ерунда.
Расцвели деревни нынче, забурлила жизнь ключом.
Отец. Если где кому и скучно, тут деревня- ни причем.
Вместе. Чтоб работалось и пелось, и душевно , и светло,
И да здравствует деревня, и да здравствует село.
(Закончили косить, утерлись полотенцем).
Отец. Хорошо трудились! Пол-дела сделано, пора и отдохнуть.
(Садятся на скамейку возле дома. Мальчиш уходит в дом).
Отец. Эх, хорошая жизнь пошла- живи, работай, да веселись.
(Под музыку выбегают на сцену группа детей из 5 человек. Начинают играть и петь).
Песня «Край, в котором ты живешь» муз.Г.Гладкова, сл.Ю Энтина.
(После песни выскакивает на крыльцо Мальчиш и скачет на палке, как на лошадке, играет вместе с детьми в игру)
Игра «Поехали с орехами»
(Дети садятся на длинную палку, как на лошадку и подпрыгивая, распевают потешку) Поехали, поехали, с орехами, с орехами,
К дедке по репку, по пареньку,
По сладеньку, по горбатеньку.
Гоп, гоп, гоп, гоп. (Скачут в край сцены. Плохиш делает пакость- ставит подножку последнему из детей, тот падает и грозит Плохишу кулаком. Дети скрываются за кулисами).
(Слышится легкое погромыхивание).
Отец. Небо ясное какое, ветер теплый!
(Возвращается Мальчиш, садится рядом)
Брат. Пахнет медом с лугов.
Мальчиш. (прислушиваясь) Чудится мне, будто пахнет ветер не цветами с садов, а пахнет ветер дымом с пожаров.
Отец. Что ты? Это дальние грозы гремят за Черными горами.
Брат. Это пастухи дымят кострами за Синей рекой, стада пасут да ужин варят.
Отец. Иди, Мальчиш, и спи спокойно. (Брат и отец уходят).
(Мальчиш остается на лавочке).
Мальчиш. Совсем не спится мне. Слышу топот копыт, вижу- кто-то идет.
(Появляется гонец).
Гонец. Эй, вставайте! Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных гор проклятый враг. Свистят пули, рвутся снаряды. Бьются с врагами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию.
Отец. (выйдя из дома). Что ж? Видно пришла моя пора!
(старшему брату) Я рожь густо сеял- видно, убирать тебе придется, старший мой сынок. (Одевает шинель, берет винтовку). (Мальчишу) Что ж? Я жизнь трудно прожил и пожить за меня хорошо, видно, тебе Мальчиш, придется. (Целует мальчика и уходит с гонцом)
(Марширует отряд взрослых из 6 человек под песню).
Песня «Вернусь, сказал солдат» муз.М.Ботярова, сл.Л.Аграновича.
(Исполняя 1 куплет песни, отряд уходит в кулису сцены).
(Слышится раскаты взрывов).
Мальчиш. Залезу-ка я на крышу, посмотрю, что там творится. (смотрит) Нетне видать еще Красной Армии. Вижу: скачет сюда один всадник. Только у него нет сабли, и голова в бинтах.
Гонец.(подходит к дому). Эй, вставайте! Было пол беды, а теперь кругом беда. Много врагов, да мало наших. В поле пули тучами, по отрядам снаряды тысячами. Эй, вставайте, давайте подмогу!
Старший брат. Как видно, наша очередь пришла! Прощай, Мальчиш! (одевается). Остаешься ты один. Щи в котле, каравай на столе, вода – в ключах, а голова на плечах Живи, как сумеешь, а меня не дожидайся.
(Шагает отряд взрослых бойцов под песню. Старший брат и гонец уходят с отрядом).
(Дети машут рукой, садятся полукругом) (Поют песню)
Песня «С чего начинается Родина?» муз.В.Баснера, сл.М.Матусовского.
1 реб. Ой, там слышу шаги и какой-то шорох.
2 реб. Может быть это все тот гонец.
3 реб. (смотрит) Тот, да не тот! И коня нет, и сабля сломалась, и папаха слетела, сам идет-шатается.
(Подходит гонец и падает возле дома. Дети помогают ему встать).
Гонец. Дайте мне, хорошие мальчиши, воды напиться. (берет ковш). Я три дня не пил, три ночи не спал, три коня загнал, пока скакал сюда. Узнала Красная Армия про нашу беду. Затрубили трубачи, забили барабанщики, мчится и скачет на помощь Красная Армия. Только бы нам до нее продержаться (пьет воду). Эй, вставайте! И снаряды есть, да стрелки побиты, и винтовки есть, да бойцов мало. И помощь близка, да сил нету! Эй, вставайте, кто еще остался! (Гонец падает без сил. Мальчишки вносят его в дом).
Мальчиш. Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы враги пришли и забрали нас в свое вражье государство?
(Выбегают по одному мальчиши, надевают ружья, берут сабли).
1 реб. Правильно говоришь!
2 реб. Пойдем на подмогу!
3 реб. Мы готовы!
4 реб. Веди нас, Кибальчиш. (Отряд мальчишей уходит с песней).
Плохиш. (выглядывая из-за угла). Посмотрим, что у вас получится. (Крадется сзади за отрядом).
Картина вторая.
(С другой стороны сцены выходит отряд врагов и размещается в центре сцены)
Главный фашист. Ну что, фашисты, добились вы победы?
Все фашисты. Нет, главный фашист.
1 фашист. Мы отцов разбили.
2 фашист. Мы и братьев разбили.
3 фашист. Да примчался Мальчиш-Кибальчиш со своими друзьями, и никак мы с ними не справимся.
Главный фашист.(кричит) Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишем? Ах вы, негодные трисищи! Как это вы не можете разбить такого маловатого? Идите скорее и не возвращайтесь назад без победы! (уходит). (Фашисты склонили головы, думают. Появляется Плохиш, крадется).
Плохиш. Радуйтесь, господа фашисты. Это все я, Плохиш, придумал. Хотите поймать Кибальчиша? Тогда дайте мне целую банку варенья да целую корзину печенья.
Фашист. Бери банку варенья и корзину печенья. (Плохиш берет).
Плохиш. Я знаю, где сейчас Кибальчиш. Он сейчас на посту, в ночном дозоре. Все солдаты отдыхают, спят, а он охраняет их сон. Идите за мной, я приведу вас к нему. (уходят).
Картина третья.
Кибальчиш. (ходит, напевая) Я дежурю на посту, смотрю я зорко в темноту.
Зорко, зорко, смотрю я зорко в темноту.
Здесь за лесом есть овраг, может там таится враг?
Смело, смело, смело встречу я врага!
(Здесь появляется Плохиш и указывает на Кибальчиша. Налетели враги,связали Кибальчиша. Приходит главный фашист).
Главный фашист. Открой нам, Мальчиш, вашу военную тайну. Отчего, бились с Красной Армией Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились? Нет ли, Мальчиш, у Красной Армии военного секрета? Расскажи нам секрет!
Кибальчиш. Есть могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда б вы ни напали, не будет вам победы. А больше я вас ничего не скажу, а самим вам, и ввек не догадаться. Такое уж у меня твердое слово.
Главный фашист. Что же это за страна? Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают военную тайну и так крепко держат свое твердое слово?
Кибальчиш. (опустился на пол, приложил ухо к земле, улыбнулся).Слышу, приближается ваша неминучая погибель. Это Красная Армия скачет: будет у вас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.
Главный фашист. (своим солдатам) Торопитесь же, заряжайте ружья, вынимайте сабли, и погубите этого гордого Мальчиша. (имитирует расстрел Мальчиша).
Эпилог.
Ведущий. И погиб Мальчиш- Кибальчиш
(Под стремительную героическую музыку наступает Красная Армия: как ветры, ворвались отряды бойцов, как тучи, пронеслись красные знамена. По сцене «скачет конница» и сметает на своем пути вражеское войско).
Ведущий. А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили в том месте памятник.
Плывут пароходы- привет Мальчишу! (Раздается гудок теплохода).
Пролетают летчики- привет Мальчишу! (Пробегает группа детей, раскинув руки, как крылья самолета).
Пробегут паровозы- привет Мальчишу! (Раздается гудок пепловоза).
А пройдут дети- салют Мальчишу! (Строем проходят дети- друзья Мальчиша и отдают честь Мальчишу).
Звучит «Песня о веселом барабанщике»
(Занавес закрывается)
Ведущий. Вот вам, ребята, и вся сказка.
15