Научно-исследовательская работа Легенды о каменном сердце Алханая, Шаман Камне и Камне Исенбеки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НОВАЯ КУКА
Заочный конкурс исследовательских работ школьников
«Географические параллели»
«Легенды о каменном сердце Алханая (Забайкалье), Шаман камне (Бурятия) и
Камень Инсебики (Башкирия)
Выполнили: учащиеся 6 «а» Бритых Дмитрий
8 «а» класса Хохлов Даниил
Руководитель: Хохлова И.А.
2015
Введение
Актуальность. Живя на удивительной планете Земля, мы обязаны знать о уникальных уголками природы, а так же легенды о них. Наиболее привлекательные на наш взгляд легенды о любви, именно о каменном сердце Алханая (Забайкалье), Шаман-камне (Иркутская область) и камне Исенбека-таш (Башкирия) сложены такие легенды. Многие мечтают побывать здесь, чтобы прикоснуться к святыням, набраться новых сил здоровья и энергии.
Цель: сравнение объектов по топонимическим легендам.
Задачи:
Найти легенды о любви, связанные с неживыми объектами природы (камнях, скалах).
Сравнить топонимические легенды установленных объектов.
Предмет: топонимические легенды Забайкалья, Иркусткой области.
Объекты: каменное сердце Алханая, Шаман-камне.
Основная часть
Мы решили провести географические параллели по топонимическим легендам. Для начала отыскали в интернете легенды о скалах, где в основе сюжета прослеживается отношения между отцами и дочерьми. Все эти легенды объединены тем, что вопреки мнению отца и, не смотря ни на что, дочери стремятся на встречу к своему счастью и приносят в жертву любви свою жизнь или жизнь отца.
Одна из легенд про камень Исенбека-таш, рассмотрели не в качестве параллели, а для демонстрации яркого примера того, что может случиться, если противостояние двух родных людей зайдет слишком далеко. Так может прислушаться к мнению своих детей и дать им возможность самим устроить свою жизнь и быть счастливыми, чем потерять их навсегда?
Приводим эти легенды в сравнении:
Параметры сравнения Каменное сердце Шаман-камень Камень
Исенбека-таш
Отец Алаханай Байкал Бедный житель деревни Янхары
Дочь Иля Ангара Инсебика
Избранник дочери Онон Енисей Джигит
Взаимоотношения между отцом и дочерью Воспротивилась заупрямилась, ушла без разрешения отца Прочил дочери старого Иркута, но Ангара вырвалась и убежала Отец Инсебики, мечтавший о богатстве, продал свою дочь баю четвертой женой. Бежала в лес. Противилась решению отца умоляла не отдавать ее за бая, а выдать замуж за парня, которого любила.
Взаимоотношения между «женой» и «мужем» Стала верной женой «Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю» Не сложились
Исход событий От горя у отца сердце окаменело, и он превратился в скалу «Байкал кинул каменную глыбу в след беглянке, но не попал, так и остался лежать глыба в месте выхода реки из озера» Когда родители приблизились к ней, и хотели было ее схватить, Инсебика вдруг вскочила на ноги и бросилась вниз с той крутой скалы.
Объект Зурхэншулуун (Каменное сердце)
Шаманский камень скала Инсебика-таш — Камень Инсебики
Место Национальный парк Алханай Иркутская область Башкирия
Легенда об Алханае и Иле
Богат Алханай – седой богатырь. Много сокровищ скопил он за тысячи лет. Есть у него одна-единственная дочь Иля. Прекрасна Иля и ликом, и нравом, спокойным и добрым. Весть о ее красоте облетела всю округу. Сватались к ней лучшие женихи – самые богатые, самые уважаемые, самые сильные. Всем женихам отказывала без сожаления. Один только красавец Онон пришелся ей по душе. Сила, ловкость и темные кудри ее очаровали. Но у Алханая были свои планы. Но тут вдруг всегда послушная дочь воспротивилась и заупрямилась. Иля решила уйти без разрешения отца. Не оглядываясь, побежала она к своему милому. Спохватился тут старик-отец, закричал громовым голосом вслед беглянке:
- Стой! Остановись, неразумная!
- Нет, отец, я так решила! – отозвалась Иля
- Не оставляй меня, я умру от горя – загрохотал Алханай
- Прощай, отец! – донеслось уже издалека.
Прибежала Иля к своему суженому, стала его верной женой. Вместе побежали по агинской степи. В мире и согласии понесли свои воды, даря жизнь людям вокруг. А отец Алханай не выдержал горя, сердце его окаменело, и превратился он в скалу Зурхэншулуун (Каменное сердце).
Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре………………… Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала все на собранные наряды и разные прихоти.Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Иркута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Ангара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца. Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей — это реки, питающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»
Инсебика-таш (Камень Инсебики)
В деревне Янхары проживал бай, у которого было три жены. В той же деревне жил бедняк, у которого росла дочь-красавица по имени Инсебика. На нее-то и стал заглядываться бай. А было ему уже под семьдесят, когда Инсебике исполнилось только тринадцать лет. К тому же у нее был джигит, которого она любила.
Отец Инсебики, мечтавший о богатстве, продал свою дочь тому баю четвертой женой. Девушка противилась решению отца, как только могла. Умоляла не отдавать ее за бая, а выдать замуж за парня, которого любила. Но отец был неумолим, и Инсебика бежала в лес. Стали ее там искать, и вдруг слышат чей-то голос. Вышли на открытую поляну и видят: дочь их сидит на самой высокой и крутой скале, нависшей над Агиделью, сидит себе, свесив ноги, и напевает печальную песню:
Над Агиделью скалы — благодать.На скалах тех орлы лишь гнезда вьют.Родители хотят меня продать —Никак сундук свой тощий не набьют.
Долина Агидели в ясной мгле —Кому, ответь, останется она?Счастливые живут ли на земле?Не потому ль судьба моя черна?
Так пела она, озирая родимые долины Агидели.
Когда родители приблизились к ней и хотели было ее схватить, Инсебика вдруг вскочила на ноги и бросилась вниз с той крутой скалы.
С тех пор народ называет ту скалу Инсебика-таш — Камень Инсебики.
Заключение
Итак, мифы и легенды являются богатым источником для изучения духовной и материальной культуры народа.
Легенды и предания донесли до нас мифологические воззрения наших далеких предков. В них отразилось отношение между отцами и взрослыми дочерьми, о стремлении дочерей обрести счастье и любовь, вопреки желанию отцов.
Многие древние люди пытались по-своему объяснить все, что окружало их и оказывало на них определенное воздействие, они умели ладить с природой, уважали ее и обожествляли.
Мифы и легенды представляют определенный интерес для современников.
Рассмотренные выше легенды и предания ярко раскрывают древние представления, связанные с трудностью взаимоотношений отцов и детей, которые и современном мире находят свои отголоски.
Дальнейший поиск древних мифов и легенд пополнит наши знания по истории нашего края.
Список использованной литературы:
Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Улан-Удэ, 2005
Алагуева В. Алмазная книга о бурятах. Улан-Удэ, 2007
Алхана. Приложение к Буддийскому научно-популярному альманаху «Легшед», 2003.
Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ, 1991
Ешисамбуев С.М. Алханай – мир великого блага. Чита, 2002
Итигилова М.Ц. Алханай. Природные и духовные сокровища. Новосибирск, 2000
Мифы и легенды народов мира, С.Босье, Москва, 2008
Назаров Н.П. Семь вершин Алханая. Чита: Поиск, 2007
Фанузы Надршинова. Башкирские предания и легенды.: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.
Приложения
Каменное сердце Алханая
Шаман-камень