Технологическая карта урока русского языка : Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Технологическая карта урока
Данные об учителе : Назарова Лариса Александровна
Предмет: русский язык Класс 4 Учебник (УМК): УМК «Школа 2100», автор учебника – Р.Н. БунеевТема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки, раздаточный материал для групп, маркерная доска с интерактивной приставкой, презентация, словарь
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.
В классе 27 учащихся. Дети умеют сотрудничать с учителем, обладаю положительной мотивацией к деятельности на уроке, но не всегда могут при работе в группах договариваться друг с другом.
Данный урок является первым в разделе «Глагол».
Учащиеся владеют:
Регулятивные УУД:
формулировать тему урока;
в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные.
Познавательные УУД:
ориентироваться в содержании учебника;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пользоваться словарями.
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения;
формулировать вопросы, отвечать на вопросы;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
У некоторых учащихся не сформировано умение слушать и слышать других, принимать точку зрения другого, корректировать свою точку зрения с учётом мнения группы.
Личностные УУД:
осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные ДЗнакомить с морфологическими признаками глагола, формировать умение находить глаголы среди других частей речи.
8 человек - высокий уровень достижений
13 человек - средний уровень достижений
5 человек - низкий уровень достижений
МетапредметныеПознавательные УУД Собирать и выделять существенную информацию из различных текстовых источников, иллюстраций.
Устанавливать причинно-следственные связи (между возможностями человека и способами соединения костей в скелете). 9 человек - высокий уровень достижений
12 человек - средний уровень достижений
6 человек - низкий уровень достижений
Регулятивные УУД Планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
Определять дальнейшую учебную цель поэтапно. 7 человек - высокий уровень достижений
12 человек - средний уровень достижений
7 человек - низкий уровень достижений
Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Принимать точку зрения другого, корректировать свою точку зрения с учётом мнения группы. 9 человек - высокий уровень достижений
10 человек - средний уровень достижений
7 человек - низкий уровень достижений
Личностные Осознавать значимость полученных знаний 14 человек - высокий уровень достижений
12 человек - средний уровень достижений
Этап урока,
время этапа Задачи этапа Методы, приемы
обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность ученика Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
Орг момент
Актуализация знаний
Проверить готовность учащихся к уроку.
*
Активизировать внимание.
* Проверить изученные знания
*Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся.
*Организовать определение детьми границ собственного знания и незнания.
. Создание атмосферы эмоционального комфорта
Опрос.
Дискуссия
*Создание проблемной ситуации.
*Побуждающий диалог Фронтальная.
Работа в группах.
Фронтальная. Какие части речи мы недавно изучили?
Разделите слова по группам.
По каким признакам делили на группы?
1.Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.
2. Побуждение к формулированию учебной проблемы
Догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор?
Что вы больше всего любите делать?
-Люблю действовать.
Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята
На «пятерку « знали.
На письме и в разговоре нас употребляли.
1вар. задает вопросы 2 вар о сущ. 2 вар задает вопросы о прилагательных.
Работа по карточкам и с интерактивной доской.
Разделите данные слова на группы
Жёлтый, кабинет, простор, сверкать, серебро, серебряный, путешествовать, странный, справедливость
Несколько детей на компьютерах выполняют работу по теме «Окончания прилагательных»
Дети отвечают на вопросы.
Дети делят слова на группы. Один человек работает у доски.
1 гр. кабинет, простор, серебро, справедливость.
2 гр. Жёлтый, серебряный, странный,
3 гр. Сверкать,
путешествовать,
Называют разные признаки. Большинство разделили на 3 группы: существительные, прилагательные , глаголы.
1.Высказывают предположения Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания, определение целей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя.
Предметные УУД:
осознавать понятие «части речи» адекватно использовать его в своей речи.
Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Личностные УУД:осознавать значимость полученных знаний
Коммуникативные УУД: интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.
Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.
Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Формулирование темы и целей урока Организовать формулирование темы и постановку цели урока учащимися. Назовите тему урока.
Что будем делать на уроке?
2.Формулируют тему урока и задачи.
Повторение изученного развитие умений Со словами этой части речи вы встречались с 1 класса и с каждым годом ваши знания прибавлялись. И если в 1 классе глаголы вы называли словами – действиями, то к 4 классу знания явно расширились, появились новые понятия.А давайте подумаем, что нового может появиться в этой теме в 4 классе?Давайте рассмотрим столбики знаний.
А как вы объясните значение слова разглагольствовать?Доводилось ли вам его слышать?Давайте послушаем объяснение помощника на основе информации из словаря Ожегова.
Составьте вопросы на тему «Что мы знаем о глаголе» и запишите их.
План урока:
Почему часть речи получила такое название – глагол?
Какова роль глаголов в тексте и предложении?
Как пишутся глаголы с частицей не?
Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не?
Что такое неопределенная форма глагола? Работа в парах
Первичное закрепление
Физ. Минутка
Самостоятельная работа.
Включение нового знания в систему знаний.
Снятие физического и интеллектуального напряжения. *Игра.
*Спортивные упражнения
Фронтальная. , Почему существительное, напримерназывается именно существительным?А прилагательное?Если существительные существуют, прилагательные прилагают к ним качества, то глагол …Обратите внимание на слова глагол, глаголет, глаголица.Что вы можете сказать об этой группе слов?Как вы понимаете значения этих слов?
Предлагает ответить на вопрос учебника и провести опыт.
Предлагает нескольким учащимся организовать и провести знакомую физминутку.
1.Организует работу по вариантам и
проверку выполненногоПри работе над 1 –м пунктом плана выполняется упр. 230 стр. 61
Показ музыкальных слайдов
2. упр 231 стр. 62 –
1 вариант
2вариант – составить предложение со словами
Ученики, школы, возле, липы, и, тополя, клены, ивы.
Выполнить по заданию упр 232 стр. 63. С помощью слов каких частей речи поэт рисует картину летнего утра?
3. Просмотр фильма, сказки о глаголе и частице не
Выполнение упр. Написание не с глаголами (Слайд, компьютер)
4 .отрицание
5.Неопределенная форма глагола
По словарю Ожегова ученик объясняет смысл слова разглагольствовать?
Выполняют упражнения.
Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию
Составить предложение нельзя. Слов недостаточно. Нужен глагол посадили или вырастили.
Ученик наизусть читает стих. С Есенина.»С добрым утром!» Картину летнего утра поэт рисует с помощью глаголов
4 .Глаголы с частицей не в тексте несут роль отрицания.
Неопределенная форма глаголов отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Является начальной формой глаголов.(инфинитив)
Рефлексивно-оценочный этап
5 мин Осмысление процесса и результата деятельности. Беседа.
*Создание атмосферы эмоционального комфорта.
*Формальная оценка Фронтальная.
.Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.
2.Оценивает работу детей на уроке.
С какой частью речи знакомились?
Что узнали? Оцените свою работу на уроке. Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе? Познакомились со старым знакомым глаголом.
Узнали о роли глаголов в предложении. Правописании с частицей не. О глаголе узнали не все. Потому что это 1 урок.