Технологическая карта на тему : Времена глаголов. 2 – е лицо единственное число глаголов. Суффикс прошедшего времени глаголов
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
"Зерноградский педагогический колледж"
Технологическая карта
урока русского языка,
проведенного 15.04.15 г. 3 "Б" классе
МБОУСОШ г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО "ЗернПК"
Глушковой Евгенией Александровной
Зерноград
2015
Тема урока: Времена глаголов. 2 – е лицо единственное число глаголов. Суффикс прошедшего времени глаголов.
Цель: познакомить с написанием глаголов в форме 2 – ого лица ед. ч., формировать умение распознавать глаголы в прошедшем времени с суффиксом – л – .Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
проявление уважительного отношения к иному мнению;
формулирование собственного мнения и позиции, принятие различных точек зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
понимание и принятие учебных задач, решение их под руководством учителя;
выстраивание понятного для окружающих монологического высказывания;
аргументирование своего мнения.
Направленные на достижение предметных результатов:
учащиеся научаться распознавать время глаголов;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям культуры;
применение орфографических правил.
Материалы для учителя:
Учебник;
Презентация;
Материалы для учащихся:
Учебник;
Рабочие тетради;
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент - Организует начало урока. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись с доски.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Здравствуйте, сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- Меня зовут Евгения Александровна.
Проверьте свою готовность к уроку.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. - дети здороваются, присаживаются на места.
- проверяют готовность к уроку. Списывают с доски: Пятнадцатое апреля. Классная работа. Личностные:
Осознание социальной роли обучающегося.
2.Актуализация знаний и мотивация - Организует работу над отрывками из произведений. Формирует навык выразительного чтения. Предлагает детям найти глаголы, определить их время. Повторяет алгоритм определения времени глагола.
- Прочитайте отрывки из произведений. Вспомните их названия и авторов. Определите время и число глаголов.
- В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам,
Всё разнес по адресам.
(С. Я. Маршак «Почта»)
- Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
- Не зальёшь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать
Только, чур, не поджигать!
(С. Я. Маршак «Пожар»)
- Знакомы ли вам эти стихи? Кто скажет название первого отрывка из стихотворения и автора?
- Хорошо, а второго отрывка из стихотворения?
- Как узнать время глагола?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени? - дети читают и думают над вопросами.
- «Почта» С. Я. Маршак .- «Пожар» С. Я. Маршак
- чтобы узнать время глагола, нужно задать вопрос к глаголу.
- н. вр. – что делает? пр. вр. – что делал? б. вр. – что сделает? Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Организует работу над словами. Просит их разделить на группы и назвать принцип деления. Подводит учащихся к теме урока.
Прочитайте глаголы на доске.
(На доске написаны глаголы: цветешь, выросли, прольешь, проплыл, выучил, кричишь).
- Разделите их на две группы.
- По какому признаку вы разделили слова? Определите время глаголов. Какую особенность можете назвать у каждой группы?
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? - дети читают глаголы.
- 1) цветешь, прольешь, кричишь; 2) выросли, прослыл, выучил.
- в 1 – глаголы 2-го лица ед.ч.н. вр. и буд.вр.; во 2 – пр. вр.
- тема нашего урока –Глаголы с окончанием -ешь, -ёшь, -ишь и глаголы прошедшего времени с суффиксом – л - . Познавательные: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. - Организует работу над грамматической сказкой. Повторяет с учащимися алгоритм определения времени глагола
Грамматическая сказка.
(Учитель читает сказку: «Как мама глаголиха учила глагольчиков»
Жила – была мама Глаголиха со своими детьми – десятью глагольчиками. Они были веселые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.
- Дети, и я, и весь наш народ занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим… А сейчас мы поиграем в любую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы, у нас есть для этого...)- Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам? - ребята слушают сказку.
- повторяют алгоритм определения времени глагола.
- о временах глагола. 5.Этап реализации построенного проекта. - Организует работу над упр. 202. Подводит учащихся к правилу о правописании окончания глаголов 2 –го лица ед. ч.
Ребята, откройте учебники на с. 115 упр. 202, прочитайте его про себя.
- Какое задание нужно выполнить в этом упр.?
- Назовите личные местоимения, которые можно добавить.
- Запишем предложения с местоимениями. Прочитайте глаголы в каждом предложении. Назовите время, число глаголов и их окончания.
- Как вы определили время и число глаголов?
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем и будущем времени?
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Какие окончания имеют глаголы 2 – го лица ед.ч.?
- Что нужно помнить об их написании. - дети читают предложения.
- дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями.
- в этих предложения можно добавить местоимения: ты, он, мы, вы, они.
- 1)1 –я живу. (н. в., ед.ч., у);
2 – ты живешь. (н.в., ед.ч., -ешь);
3 – он живет. (н.в., ед.ч., - ёт);
4 – мы живем. (н.в., ед.ч., -ём);
5 – вы живете. (н.в., ед.ч., - ёте);
6 – они живут. (н.в., ед.ч., - ут).
- 2) 1 – я построю. (н.в., ед.ч., -ю);
2 – ты построишь. (н.в., ед.ч., -ишь);
3 – он построит. (н.в., ед.ч., -ит);
4 – мы построим. (н.в., ед.ч., -им);
5 – вы построите. (н.в., ед.ч., - ите);
6 – они построят. (н.в., ед.ч., -ят).
- чтобы определить время и число глаголов, нужно задать вопрос и посмотреть на число местоимения, с которым этот глагол связан.
- читают информацию №1 с.115. У глаголов 2-го лица ед.ч. в окончаниях пишется мягкий знак. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. - Организует работу над упр. 203.
- Прочитайте загадку на стр. 115, упр. 203.
- Какое задание нужно выполнить в этом упр.?
Запишем загадку. Прочитайте глаголы в каждой строчке. Назовите время, число глаголов и их суффиксы.
- Как вы определили время и число глаголов?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
- Что нужно помнить об их написании.
- читают загадку.
- почему эту загадку можно назвать красивой? Спишите или напишите по памяти её. Устно задайте вопрос к каждому глаголу. Определите время и число глаголов. Выделите в них суффикс – л –.
- гуляла – пр.в., ед.ч.; потеряла – пр.в., ед.ч.; видел – пр.в., ед.ч.; поднял – пр.в., ед.ч.; встало – пр.в., ед.ч.; подобрало – пр.в., ед.ч.- задали вопрос.
- что делал? Что сделал?
- большинство глаголов в прошедшем времени имеют суффиксы - л -. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. -На карточках дать задание: прочитай глаголы, запиши их в столбик. Образуй от этих глаголов глаголы 2-го лица ед.ч. и глаголы пр.вр. Запиши эти глаголы во второй и третий столбик, выдели окончания и суффикс.( говорить, писать, петь, строить, мечтать) .
Проверьте себя по эталону. ( на экране 3 столбика) - дети читаю вопросы и распределяют слова в три столбика.
- проверяют себя по эталону. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
8.Этап включения в систему знаний и повторения. - Организует обобщающую беседу в конце урока. Подводит учащихся к осознанию новой информации.
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Что нового о глаголах вы сегодня узнали?
- Вспомним ещё раз алгоритм определения времени глагола?
- Какая часть речи может помочь в определении числа глагола? - сегодня на уроке мы говорили о временах глаголов, а именно 2 – е лицо ед.ч. и глаголы прошедшего времени с суффиксом – л –.
- чтобы определить время глагола следует задать вопрос к нему.
- в определении числа глагола может помочь местоимение. 9. Этап рефлексии учебной деятельности. - Предлагает учащимся оценить свою работу с помощью смайликов. Задает домашнее задание: упр. 204, с.116.
- Оцените свою работу с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах.
- откройте дневники, запишите д.з.
(Дополнительный материал: разберите слова по составу: прилетел, бежит, читаешь). - дети поднимают смайлики.
- открывают дневники, записывают д.з. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.