Выступление на методическом семинаре Формирование коммуникативной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
На современном этапе развития образования главной задачей является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Настоящая реальность образовательного процесса – внедрение ФГОС.
С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
Одна из ключевых компетенций учащихся - коммуникативная компетенция обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция – это знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля (Е.А. Быстрова).
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении учащихся должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.
Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития учащихся.
К составляющим аспектам коммуникативной компетенции относятся : письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация. Многие ученые считают, что определяющим условием для развития данных аспектов коммуникативной компетенции учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание (в устной и письменной формах).Я работаю в школе 23 года. Так сложилось, что 19 лет проработала в национальной (татарской) школе и обучала детей, для которых русский язык неродной. 4 года назад, в результате процесса реструктуризации образовательных учреждений на селе, были объединены 2 русские и 1 национальная (татарская) школы. Теперь в одном классе обучаются обычные и билингвальные дети. Причем процент билингвальных детей в классах больше. При обучении в таких условиях русскому языку остро встаёт вопрос формирования ключевых компетенций, но особенно важно развитие коммуникативной компетенции.
В ходе обучения русскому языку двуязычные учащиеся должны овладеть правильным произношением как условием для развития устной речи (говорения), правильного чтения и письма.
Изучая русский язык, татарские школьники постепенно овладевают новыми лексическими и грамматическими средствами выражения мысли и осознают, что есть явления и законы развития, присущие только родному или только русскому языку. Учащиеся убеждаются, что одну и ту же мысль можно точно выразить на родном и русском языках, но способы выражения будут нередко разными в связи с различным лексическим составом и грамматическим строем этих языков.
Многие считают, что в обучении в одном классе русских детей и билингвальных ничего сложного нет. Ведь нерусские дети довольно прилично говорят на русском языке. Но это не так. В больших городах, где могут жить такие билингвальные дети, родители общаются с детьми в основном на русском языке. Дети живут в русской языковой среде. Они довольно плохо знают свой родной язык. В таком случае, русский язык становится им родным. У нас же в глубинке, билингвальные дети дома не общаются по-русски. У них практически отсутствует языковая среда ( за исключением телевизора и Интернета). А если родители и говорят по - русски, то с акцентом или с ошибками в речи.
В таких условиях учитель должен так организовать обучение, чтобы все дети обладали языковой культурой, умели мыслить.
Я наметила свой подход к реализации основных путей формирования коммуникативной компетенции, в чем и вижу новизну опыта (слайд 6). Формирование коммуникативной компетенции реализуется через принципы (диалогичность), интегрированность, развивающую направленность), достигается имеющимися средствами, зависит от материальной базы и программного обеспеченияЛюбой образовательный процесс включает в себя три компонента: содержательный, деятельностный и результативный. Дадим пояснение отдельным компонентам методической системы.
1. Содержательный компонент образовательного процесса
Одной из образовательных целей практически каждого урока русского языка является формирование у школьников умения передавать собственные мысли, чувства, переживания в устной и письменной форме.
В связи с тем, что информация в своём законченном виде передаётся через оформленный текст, то центральное место на уроке, естественно, занимает текст, малый, большой – в зависимости от формы урока, особенно на той стадии изучения лингвистического материала, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации. Отсюда и два основных направления в работе: исследование образцовых текстов и создание собственных. Первое активизирует интеллектуальное начало ученика, второе – творческое. Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства языка, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.
Нетрудно заметить, что работая с образцовым текстом, ребенок не только обогащает свой словарь и учится искусству грамматических построений. Он эмоционально постигает глубину содержания, пытается услышать голос автора, а лексическое богатство языка и грамматика для него выступают как средство авторского самовыражения.
2. Деятельностный компонент образовательного процесса
Эффективным средством создания возможностей общения на уроке является система ситуативных упражнений, которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.
На уроках развития речи детям, например, предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:
представьте, что вы были на экскурсии в городе Казань, селе Болдино;
переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что экскурсия была интересной, что она удалась, что ребята захотят ещё раз отправиться в эту поездку;
подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать сочинение.
Обязательным условием работы с текстом является моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.
Учебная задача на каждом этапе урока ставится таким образом, что при её решении ребёнок активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.). Примером такой ситуации может служить задание по восстановлению дискретного текста, достраивание недостающих элементов общения, написание собственного высказывания.
Одним из важных факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является сочинение.
При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.
Формирование коммуникативной компетенции естественным образом повышает значимость такой формы организации учебного процесса, как групповая работа.
Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:
1 этап – подготовка к выполнению задания (постановка речевой задачи, инструктаж учителя о последовательности действий, раздача дидактического материала);
2 этап – групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, обобщение результатов, подведение итогов);
3 этап – заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы).
Развитию коммуникативной компетенции способствует проектная деятельность. Проектная и исследовательская работа ставят старшеклассников перед необходимостью читать и находить нужную информацию в справочной, научно – учебной и научной литературе, создавать и редактировать текст научного стиля, «свёртывать» и «развёртывать» текст, публично выступать и общаться на лингвистические темы.
Большую помощь в развитии коммуникативных навыков учащихся оказывает разработанный мною факультативный курс по русскому языку « Основы грамотной речи». Курс состоит из 3 разделов: « Роль и место русского языка в мире и обществе» (3ч), « Культура речи. Основные аспекты культуры речи» Языковая норма ( 17ч), «Русский язык в жизни современного человека.» (14ч ) Основная цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения, учатся определять причины коммуникативных неудач и находить пути их преодоления. Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчёты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защиты проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с Интернет – продуктами.
Кроме этого мною реализуется программа дополнительного образования детей – кружок « К тайнам слова: лексика и фразеология», который развивает и воплощает в жизнь творческие способности учащихся через проектную деятельность. Обучающиеся
учатся выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами,
находят грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправляют их,
учатся создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров,
умеют воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свернутости.
Умеют договариваться, находить общее решение, аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, уважать позиции других людей.
Программа состоит из 3-х частей. В первой части «Ярмарка идей» происходит проектирование индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся. Во второй части «Слово о словах» дети подробно знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое значение уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. В третьей части «Что в имени тебе моем..» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Таким образом, занятия кружка способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающихся нашей школы.
3. Результативный компонент
Результативность опыта заключается в усвоении учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированности навыков самостоятельной работы, что позволяет учащимся конструировать новые тексты и создавать собственные решения проблем, повышении творческого потенциала учащихся, уровня сформированного коммуникативного навыка, познавательного интереса, интеллектуальных знаний, словесно-логического мышления.
Ученики научились работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс, логично излагать свою мысль.
Девятиклассники успешно определяют в стихотворном тексте фонетические и языковые средства выразительности, доказывают принадлежность текста к определённому стилю речи, строят свои высказывания в заданном стиле.
Уровень сформированности коммуникативных навыков в одном классе за 3 года.
Проведенные исследования уровня сформированности коммуникативных навыков показывают, что уровень коммуникативных навыков обучающихся повысился..Мои обучающиеся участвуют в различных районных мероприятиях, где требуется высокий уровень владения коммуникативной компетенцией:
научно – исследовательская конференция «Шаг в науку»
2013год Османов Амир выполнил и защитил проект « Стихотворение Генриха Гейне «Еin Fichtenbaum..», его переводы и интерпретации русскими поэтами»
- 1 место,
2015 год – Ахмадулина Альбинур «Священная книга мусульман и «Подражания Корану « А.С. Пушкина» - 1 место,
конкурс сочинений ко Дню Славянской письменности
«Ученик года»
2014 год – 2 место
2015 год – лауреат.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении учащихся должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.
Литература
Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. М.: Сигнал, 1999, с. 92.
Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. РЯШ, №2, 2004.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1982.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.
Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
Степанова Л.С. Система работы с текстом. На уроках русского языка и литературы. М., Вербум-М, 2005.