Ценностные основания содержания образования как условие развития уклада школьной жизни. Доклад.
Ценностные основания содержания образования как условие развития уклада школьной жизни
В связи с поисками различных подходов к решению проблемы развития воспитательной системы школы как целостного пространства, совершенно правомерно встает вопрос о роли содержания образования. Необходимо обратить внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который имеет большое значение для споров о воспитании в современных условиях, затрагивает многие процессы школьной жизни. Речь идет об укладе школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах организации, влиянии на личность школьника «скрытого» содержания образования.
Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому стандартом введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника, деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В качестве механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы школы Социального становления в целостном образовательном пространстве, т.е в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности школьников.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Соответственно содержание образования в школе Социального становления направлено на воспитание и формирование ценностного отношения к Человеку, Земле, Миру и формирование высоконравственной личности школьника.
Основные задачи в каждой ступени формируются исходя из возрастных особенностей обучающихся и социального заказа на образовательные услуги.
Внеурочная деятельность обучающихся 1-2-х классов представлена следующими курсами по выбору: по 5-ти направлениям
Спортивно-оздоровительное направление:
- элективный курс «Хореография». «Юный турист: изучаю родной край» ориентированы на воспитание хореографической культуры и укрепление здоровья
Духовно-нравственное направление:
- элективный курс «Юный исследователь» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности обучающегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов.
Социальное направление:
«Удивительный мир слов». «Школьный театр "Петрушка"». «Экономика: первые шаги» Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения, формирование начальных представлений об окружающих.
Общеинтеллектуальное направление:
- «Занимательная математика», «Развитие речи и технология» «В мире книг» данные курсы позволяют детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, способствует расширению читательского пространства
Общекультурное направление:
- программа «Мой край» введена в 2,3,5,7,10 классах, составлена в соответствии с Программой развития Школы, тем самым обогащает содержание целостного педагогического процесса с целью формирования фундаментальных нравственных ценностей.
С целью выполнения задач школы, заказа общества и реализации педагогической концепции школы Социального становления в вариативную часть учебного плана школы 2-3 ступени введены программы специальных курсов, разработанных педагогами школы: «Человек неповторимый», «Толерантность» «Город, в котором я живу», «Байкаловедение» направленные на положительную тенденцию в личностном росте школьников: осознающих мир как ценность, в ценностном отношении к Человеку как наивысшей категории, и уважении к Родине, своему городу.
«Альбион» направлен на приобщение к новому социальному опыту дает возможность получить достаточно полное представление о национальном своеобразии музыкальной культуры стран изучаемого языка.
Внешкольная деятельность обучающихся организуется через ЦЕЛЕВую Программу «Социально - педагогическое партнерство как средство духовно-нравственного развития школьников».
Социальная деятельность обучающихся предполагает развитие социальной среды школы и уклада школьной жизни.
Таким образом, Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
15