План-конспект урока литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»


План-конспект урока литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Цель урока: решение проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
Задачи урока: продолжить совершенствование навыков исследовательской работы, эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев ;развивать умения учашихся анализировать отрывки критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.
Компоненты урока:
1.Постановка проблемы.
2.Пути решения проблемы.
3.Отработка версий учащихся ( работа с текстом, с лексикой, с цитатами).
4.Формулировка выводов.
5.Подведение итогов ( домашнее задание, оценки за урок).
ХОД УРОКА
Слово Учителя.
-Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике?
-Давайте проследим по тексту пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», с какими словами входит Лариса Огудалова?
(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).
-Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?
( Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно…Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)
-Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:
Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы? Какие у вас предположения?
-Предположения у вас разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, её имя подскажет решение проблемы или название драмы?
(Находим в словаре толкование слова « бесприданница» и зачитываем значение имени «Лариса».Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса –греческое имя, означающее «белая чайка», а «бесприданница» - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданного. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего.А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви…)
-Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни?
-«Я на распутье…»Что означают эти слова героини?
( Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безысходности ситуации, в которую попадает героиня).
Составление схемы на доске: «Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?»
Семья ( мать, сестры) Дом
«Я на распутье…»
Любовь
Друзья
Отработка версий учащихся: « Мой дом - моя крепость».Так принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово «дом»?
( Работа с текстом. Для Ларисы дом- это тихий уголок, о котором она пока мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев «цыганским табором», закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).
-Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.
( Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери. «Без хитрости не проживешь» - вот ее девиз в жизни. «Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди…А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика.» Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью».)
- Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?
( Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует»,- оценивают ее они.)
Инсценировка торга между купцами ( д.4,явл.6) со слов Вожеватова «Что вам угодно?» до слов « Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово».
-Что поражает больше всего в этом диалоге «друзей» Ларисы?
(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку. Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).
-Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?
( Выступления учащихся.Их объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе.И Паратов, и Карандышев стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы). Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?
( Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.
Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все
продается и покупается).
-Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что трагического финала не избежать. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял топор и бросал на всех зверские взгляды» и т. д.Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).
-Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы.
( Мать,Паратов,Карандышев…все виноваты).
-Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.( Работа с цитатами).
«Мы не виноваты, наше дело сторона…»
«Никто не виноват, никто … это я сама»
«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба» (Ю.В. Лебедев).
«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…» (Н.А.Добролюбов).
«В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…»
( И.А. Овчинина).
Обсуждение разных точек зрения учащихся.
-За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? ( За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни).
Работа со словарем. Находим слово «разочарование», подбираем к нему синонимы.( Разочарование- чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование).
Чтение монолога Ларисы (4 д.,11 явл.) «Я любви искала и не нашла…ее нет на свете, нечего и искать».
-Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского.( В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися).
Разочарованному чужды
Все уверенья прежних дней!
-Кстати, элегия Баратынского так и называется – «Разуверение». Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.
Домашнее задание.
Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н.Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?
Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: «Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?
Список литературы.
1.Журавлева А.И. Драматургия Островского.- М.,1974.
2.Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского.-М.,1986.
3. Костельянц Б.О. «Беприданница» А.Н.Островского. – М., 1982.
4. Лакшин В.Я. А.Н.Островский. – М.,1982.
5. Островский в школе: Книга для учителя (Автор-составитель Н.Н.Прокофьева. – М: Дрофа, 2001.
6.Штейн А.Л.Мастер русской драмы. – М.,1973.