Презентация «Экологические традиции бурятского народа

Природоохранные традиции бурятского народа
в этнографических записках М.Н.Хангалова
.

Путь познанию сложен и многогранен, на протяжении веков у всех народов появилась своя философия, свои жизненные ценности свято сберегаемые сохраняемые, строго подвергался общественному порицанию. Так без никакой науки, учёбы насаждались правила человеческого общежития, сеялись в души молодых мудрых традиции народа.
Крепок и могуч вековой пласт народной мудрости, собранный по крупицам, проверенный веками, выраженный в пословицах, поговорках, легендах, преданиях и запретах.
У наших предков была добрая традиция, относиться к природе, окружающему лесу, воде, земле, животным и растительному миру бережно и милосердно, не противопоставляя человека к природе.
Древние буряты в качестве регулятора отношений человека к природе использовали различные социальные нормы обычаи, традиции, религиозные предписания/, которые представляли собой нерасторжимое единство биологических требований с одной стороны, и производственных, моральных, с другой.
Традиции разных народов в своих в корнях схожи. Такие правила, как почитание старших, стремление вести достойный образ жизни, любовь к труду, милосердия, благородства, присутствуют у всех народов. Бурятская мудрость, присущая образу жизни кочевого и полукочевого народа, зависимого от природы, считали действующим Яйцам на себя, а силы природы, которые являются предметом особого почитания у бурят. Человек, составляет часть природы, «маленькая шестерёнка в большом механизме». Эта мысль наглядно прослеживается в системе взглядов, отображённых в народной летописи «Угсаатай зоной угай hургаал».
«Галдаа муу, муухай юумэ бу оруулагты., Гал гуламтаяа эхэ, эсэгэ шэнги нангинаар сахижа, тахижа хэрэгтэй».
«Уhандаа сайдаш бу оруула бузар. Уhаиай эрьедэ муухайгаа, шуhа уhаяа угаахагуй, Уhанай лусууд хорлохо».
«Байгаалия бузарлахагуй, газар hэндэхэгуй, хэрэгуйдэ газар малтахагуй»и т.д.
Древний человек интуитивно познал законы приводы, записал их в табу, законы, правила, которые актуальны, значимы, остры по сегодняшний день.
Народная система охраны природы была первой в истории общественного развития формой оптимизации отношений человека и окружающей среды. Несмотря на слабое воздействие человека на природную среду, уже при родовом строе наблюдается негативное воздействие человека на живую природу.
В непосредственной близости от стоянок сводились леса, уничтожались охотничья фауна, вылавливалась рыба, исчезали в результате собирательства съедобные растения. В силу этих причин у народов Сибири, в том числе у бурят, сложилась разветвлённая система различных социальных норм, главным образом обычаев и традиций, устанавливают определённые запреты и ограничения на использовании природных богатств.
Запрещалось, например, охотится на диких оленей, косуль, лосей-производителей в осеннем складе, убивать спящих находящихся в беспомощном состоянии животных. Очень красноречивые художественные описания этих запретов, в частности запрет охоты на медведя 1южно найти в этнографических записях М.Н.Хангалова (п.е. е т 2 стр.29).
При охоте на диких копытных запрещалось уничтожать всех животных из стада, попавших в глубокий снег или загон. Часть их обязательно выпускалось. Буряты проявляли заботы не только о наиболее ценных охотничьих животных, но и проводили простейшие мероприятия по охране среды и обитания. Считалось совершенно недопустимым сдирать и вытаптывать ягель, употреблять в пищу грибы, поскольку они входили в рацион самого главного животного - северного оленя.
И, видимо, совершенно неслучайно то, что в, грибы в рацион буряты стали входить только последнее время, хотя наши лея* испокон веков были богаты этим дикоросом.
У лесных народов не принято было громко кричать в лесу, на реках и озёрах. Помнится, что наши бабушки строго запрещали Детям плакать в сумерках, ходить вечером к речке, проруби, за водой громыхая вёдрами, колоть дрова ит.д. Все объясняли простым «понятным» и «непонятным» словом «нугэлтэ, сэртэ» . А на самом деле, если подойти по научному к этому факту, всё оказывается очень просто; древние буряты исподволь замечали, наблюдали, что шум распугивает животных и рыб, мешает их воспроизводству, а это в свою очередь ухудшает охоту и ловлю. Говоря современным языком, нарушается экологическое равновесие.
Интересно в этом отношении охотничья примета описанная, М.Н.Хангаловым: «считалось , если при въезде в лес случайно вспугнуть рябчиков, и они отлетят далеко , то это плохая примета, если недалеко, то хорошая примета. Значит для того, чтобы пожелать себе удачной, охоты, охотники должны были соблюдать определенный лесной этикет, следуя примете «сильно напуганная птица всегда отлетят далеко».
Весьма любопытно, что охотники прошлого, понимали санитарную роль хищных животных. По существующим обычаям не полагалось убивать волков, орлов, воронов, и сов. Считалось, что они предназначены для разреживания стад других животных, для избавления их от болезней и мора, для уничтожения вредителей и грызунов. Это положение подтверждается рядом классических примеров:
Истребление волков - вырождение оленей
Истребление воробьев - низкая урожайность риса
Появление кошек - падение удоев коров. | В этих примерах ясно прослеживается связь явлений природы, их зависимость друг от друга. ,
Разберём конкретный пример: у бурят запрещено убивать пауков, мотивируя тем, что коровы снизят удой. Казалось бы два явления - независимые друг от друга: паук и корова. Оказывается, зависимость существуют: чем меньше пауков, тем больше мошек, комаров досаждающих корове. Чем больше комаров и мошек, тем хуже питается корова, чем хуже питается и отдыхает животное, тем меньше молока. Древние буряты, будучи очень тонкими наблюдателями, смогли подметить невидимую связь этих явлений и возвести в запрет «убийство» пауков. Существовали многие приметы и верования, которые в той или иной мере запрещали добычи волков и сов.
В описаниях Хангалова можно найти такую примету охотников. «Если по дороге в тайгу встретят и убьют зайца, то считалось, что охота будет удачной, если случайно по дороге убьют волка, то считалось, что охота будет плохой, частенько она вообще откладывалось».*
На территории нынешней Бурятии люди испокон веков оберегали орлов и других хищных птиц. Об этом надо вспоминать теперь, когда на глазах одного поколения орлы и орланы, бывшие чудесными украшением и гордостью родной природы, совершенно исчезли или стали крайне редкими. Даже их монументальные гнёзда, сами по себе бывшие красотою скалистых берегов Байкала, разрушены досужими туристами (В, Н. Сколок, М.А.Шаргаев, 1974г).
Многочисленные предписания и запреты на использование отдельных видов природных богатств были сформулированы в религиозных нормах, которые воспринимались верующими как проявления сверхъестественных сил.
Прежде всего, запреты устанавливались на сбор тех растений и насекомых, на добычу и употребление в пищу животных, которые считались тотемами (родоначальниками) кровно - родственных групп. Часто их именами назывались роды и племена и им воздавались особые почести и поклонения.
Например: Хонгоодор - лебедь Эхирит - пёстрый налим

Булагат - бык
Шоёнов род - волк
Улябинский род - сова
Уничтожить тотемное животное; или растение - значило лишиться своего сверхъестественного защитника, навлечь беду не только на себя, но и на свой род или племя. Поэтому нарушители ритуальные запретов преследовались всем родовым коллективом самым суровэ1м образом.
Взять, к примеру, берёзу, эту русская красавицу, символ России. Оказывается, она почитаема не только у русских, но и у бурят она долгое время была тотемным растением, может в силу красоты, в силу целебных качеств, может быть в силу того, что она немногочисленна, необычна в нашей местности. Даже сейчас можно видеть следы поклонения берёзе. Места подношений «хозяевам местности» обычно устраиваются там, где растут берёзы.
Может быть, поэтому берёза дошла до наших дней в том количестве и качестве, хотя она является ценным строительным, плотничьим материалом бурят.
Таким образом, в основе ритуальных запретов на добычу тотемных животных и растений лежала, прежде всего, материальная традиция, свидетельствующая о необходимости сохранения богатств природы, от которых зависела жизнь целых народов.
Интересным может быть то, что в зависимости от продолжительности ритуального периода, высчитывались сроки охоты и рыболовства. Они соответствовали биологическим циклам жизни животных. Охота и рыболовство не начиналось в период массового размножения диких животных и в период когда продукция ещё не достигла наивысшего качества (М.Н.Хангалов п.с.с).
Охотники прошлого в той или иной мере почитали души всех животных, но с особым почтением они относились к душам тех, которые были для них очень полезны, либо наводили ужас своими размерами, силой, свирепостью. Медведя, например, можно убивать только для еды и не в коем случае для продажи или обмена. За всю свою охотничью жизнь охотник мог добыть только определенное количество этого зверя, в противном случае он общины. Существовали, поверье «если охотник добудет больше 99 медведей, то небо забирало у него сына».
Если охотник, сразу по приезду на место охоты, обнаружит, залегшего медведя, то охота на него откладывалась до середины охотничьего сезона или на самый его конец.
У местных бурят имеется поверье, что если сразу по приезду в тайгу убить медведя, то не будет фарта, звери будут плохо ловится. Это обычай бурятами точно соблюдается (М.Н.Хангалов, г 2). Также считалось, большим грехом есть голову медведя или бросать на землю. Все эти примеры убедительно говорят о том, что посредством тех или иных ритуальных запретов, соблюдались нормы добычи животных, исключалось нерациональное использование природных богатств. Ещё в глубокой древности почти у каждой народности Сибири получили широкое распространенное особо сохраненные участки природы. В Прибайкалье, Забайкалье «священные» леса были неприкосновенными, буквально заповедными и испокон веков строго охранялись шаманистами от всякого рода вторжения, загрязнения, осквернения. Здесь не полагалось рубить деревья, ломать веточки, нарушать деревья, косить траву. В неположенное время буряты в эти рощи боялись заходить.
До наших дней дошли отголоски этих запретов. В окрестностях целебных источников - аршанов не разрешается собирать грибы, ягоды, с целью вывоза, делать заготовки, мотивируя тем, что лечение водами не пойдёт на пользу, т.к. «хозяин» аршана прогневится и т.д. Оно и понятно, ведь малейшее нарушение экологического равновесия, чревата серьёзными осложнениями, вплоть до исчезновения источника.
Считалось большим грехом рубить одиночные деревья: по преданию в его ветвях и стволах живёт дух местности. Срубив одиночное дерево, можно было навлечь на себя разные беды в виде неурожая, будущей бескормицы, мора скота, болезней.
Сегодня очень легко можно подвести этот запрет под научную основу по следующей схеме:
Дерево - корни дерева глубинной насос - вода - 40% на себя
20% испаряет
40% используют другие растения и животные (травы, насекомые, черви).

Из приведённых фактов следует, что система народного природопользования в Бурятии, была, выражаясь по современному вполне экологически обоснованной.
Древними бурятами интуитивно в качестве регулятора нормы выступали обычаи, традиции, религиозных предписания, которые представляли собой нерасторжимое единство биологических требований, с одной стороны и производственных, моральных - с другой, которые на сегодняшний день с успехом могут быть использованы в этнопедагогике.
|


15