Проект( социальный) на тему Любовь к Родине- основа уклада жизни казачества
Районный конкурс социально-учебных проектов
для обучающихся начальной школы «Я – исследователь»
«Любовь к Родине – основа уклада жизни казачества»
Выполнил: ученик 4 «А» класса
МБОУ ГСОШ № 1 р.п. Городище
Волгоградской области
Михайлов Никита Николаевич
Руководитель:Корытина Татьяна Ивановна
учитель. нач. классов МБОУ ГСОШ № 1 р.п. Городище
р.п.Городище
2012 год
Цель исследования: как любовь к Родине проявлялась в подвигах казаков, существует ли она в казачьем фольклоре и есть ли она в традициях моей семьи.
Объект исследования: моя семья, ее традиции, песенный репертуар фольклорного ансамбля «Традиция», материалы из книг и интернета.
Задачи исследования:
- найти информацию о своих предках –казаках;
- изучить материал о донских казаках и их традициях;
- проанализировать казачьи песни фольклорного ансамбля
«Традиция».
Гипотеза: изучение данной темы позволит мне вырасти достойным казаком.
1.Вступление
«Через Дон, как саранча, татарыНа славян, на Русь нахально шли.Но ведь на Дону тогда недаромЖили наши предки, казаки...»
(Ираида Мордовина)
Однажды, мама рассказала мне, что мой прадед Михаил был донским казаком. Я стал маму больше расспрашивать о прадеде. И она рассказала мне, что мой прадедушка Михаил родился в хуторе Гуреев, на правом берегу Дона. Мама показала мне фотографию, где Михаил со своей женой Марфой Никифоровной. И мне стало интересно, кто же такие казаки, чем они занимались, откуда появились?
1179830833120
2.Кто такие казаки?
«И пойдет дыбом по свету о них слава,и все узнают, кто такие казаки».(Гоголь «Тарас Бульба»).
Никто точно не знает, откуда пришло к нам слово «казак». Большинство ученых считают, что «казак» тюрского происхождения и означает «вольный человек». Другие полагают, что это слово из монгольского языка и обозначает «защитник границы».
306451040049451822454004945В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли оренбургское, кубанское, донское, терское и алтайские казачьи войска.
3.Казаки – защитники Родины.
Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою, За русскую землю сражайся. И помни про Дон, про невесту свою, С победою к ним возвращайся.
(В.Гусев «Казак уходил на войну»).
Казаки принимали участие во всех воинах России. Они всегда были впереди войска, изучали местность, вели разведку, наводили панику в тылу врага. Великий полководец Суворов говорил: «Казаки – глаза и уши армии.» Казаки не боялись ничего и никого, кроме Бога.
Мой прапрадедушка по маминой линии погиб в Первую Мировую войну в 1918 году. Его сыну, моему прадедушке, было в то время 3 года, и он совсем не помнил своего отца. Поэтому в нашей семье знают только, что Иванисов Федосей Кузьмич был настоящий казак: смелый и веселый.
Сохранилась только одна единственная фотография прапрадеда. На этой фотографии он со своими боевыми товарищами
389890168275
Во время Первой мировой войны (1914-1918гг) донское казачество выставило на фронт 125 тысяч человек. Донцы принимали участие во всех важнейших операциях. Казачья конница была грозой для противника. За отличия в боях в Первой мировой войне донские казаки получили около сорока тысяч орденов и медалей, несколько тысяч были награждены георгиевскими крестами. Это была высшая награда Российской Империи.
Во время гражданской войны, после революции, казаки разделились на два лагеря: белых и красных. Это было страшное время. Брат воевал против брата, отец против сына. А в 1920 году советская власть издала указ о запрете казачества. И долгие годы нельзя было говорить о своих казачьих корнях.
Но в годы Великой Отечественной войны указом Сталина были организованны казачьи дивизии, чтобы поднять боеспособность нашей армии. Казаки опять встали на защиту своего Отечества.
Важнейшей чертой характера казака является патриотизм. Казак – это воин, защитник. Любовь к Родине – это у казака в крови! С малолетства мальчиков сажали на коня и давали в руки шашку. В наше время сохранились казачьи пословицы о воинской чести. Например: «Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет», «Казак в бою, как орел в небе», «У казака в бою нет спины», «И один в поле воин, если он по - казачьи скроен», «Казачья смелость порушит любую крепость», «Кто пули боится, тот в казаки не годится».
В 1921 году в журнале «Донской маяк» были опубликованы казачьи заповеди.
1.Люби Россию, ибо она твоя Мать, и ничто в мире не заменит тебе Ее.
2. Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы. 3. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека. 4. Все, кто идет против Отчизны твоей,—враги. 5. Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право. 6. Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера—единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну. 7. Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины. 8. Зови всех свободных и сильных вперед. 9. Мир, красота, любовь и правда—вот лозунги на твоем знамени на путях к России.
3071495179070-449580288925
4.Казачьи традиции в песнях.
Казак никогда не унывает:он и на войне и в походе песни играет. (Казачья поговорка)
Уже четвертый год я занимаюсь фольклором в музыкальной школе и пою в коллективе народной песни, который называется «Традиция». Мы со своими преподавателями Чижовой Инной Геннадьевной и Шилкиным Валерием Анатольевичем разучиваем и поем много казачьих песен. Мне очень нравится песня казаков «Провожають казаков».Эта песня о любви казаков к своей Родине. Когда я пою «Дон, Дон, Дон любимый Дон наш батюшка Мы Родину-Россию Защатим всягда» мне представляется как мои прапрадед и прадед скачут на конях и рубят врагов. Мое сердце замирает от гордости за своих предков.
-322580582295
Сейчас мы разучиваем песню «Ой славьтесь казаки». В ней есть такие слова:
«Славьтесь, славьтесь казакиСлавьтесь милаи друзьяВы донцы приводныВы на все пригодны.»Не зря ведь говорится : «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец и в хоре певец, и в бою молодец».То есть, что ни возьми – казак все умеет.
В репертуаре нашего ансамбля есть еще одна казачья военная песня «Всем, всем мальчик был доволен». Ее придумали во время Крымской войны в Севастополе с турками. Ее исполняют только мальчики, будущие защитники Родины. Мы поем:
« Конь мой верный подо мною
Пика слава казака
Шашка верная подруга
И винтовка для врага».
Потому что самый главный друг казака – это конь. И без оружия казак – это не казак. Недаром французский император Наполеон говорил : «Счастлив полководец, у которого есть казаки. Если бы у меня была армия из одних казаков, то я покорил бы всю Европу».
Наши учителя по фольклору говорят о том, что, если вы не знаете, были ли в вашем роду казаки или нет, то это можно проверить таким способом. Нужно запеть или услышать казачью песню. И если сердце подпевает вольной казачьей песне – значит ваши предки явно с Дона и Кубани.
5.Заключение.
А если кто думал - народ их убит, Напрасно! Господь казаков воскресит.
И в мирном труде, не в кровавом бою, Державу Казачью построят свою.
(Поляков П.С. «Казачья легенда»)
Настоящие казаки говорят, что казак – это не сословие, а состояние души. Главные добродетели – честность, храбрость, патриотизм, почитание старших и гордость подвигами предков.
31744168112516350810895В девяностые годы XX века началось возрождение казачества. В ноябре 1990 года в Ростове-на-Дону состоялся съезд казаков Дона. На этом съезде были восстановлены флаг, герб и гимн казачества.
Съезд казаков Дона принял специальное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!». В нем говорилось: «Донское казачество, просыпайся! Судьба России не решается сама собой...Сыны Отечества! Возродим уважение к старшим, почитание матери и отца, крепкой семьи. Поможем сиротам и немощным, инвалидам, солдатским вдовам и всем нуждающимся. Великий грех быть недостойным своих предков, не чтить их память». И этот призыв был услышан казаками. Постепенно в станицах и городах стали образовываться казачьи общества. В п.Городище тоже существует станичное казачье общество «Междуреченский Юрт», которое насчитывает более 400 человек. Теперь уже всем понятно, что казаки жили. живут и будут жить, восстановят свою культуру, традиции, обычаи. Они и дальше будут трудиться на благо России, а если надо, то, как и их предки, грудью встанут на защиту своего Отечества. Сейчас в России считают себя казаками более 140 тысяч человек. Большинство из них живут в Ростовской и Волгоградской области.
Мои предки – славные казаки! Изучая песни, традиции казаков я чувствую связь времен. Я ощущаю себя потомком казаков!
Казачьи пословицы и поговорки.
Бог не без милости, казак не без счастья (значит, повезёт, надо в это верить). Донская земля дармоедов не кормит (на Дону только трудом будешь сыт). Как ложкой, так и шашкой (и за столом, и в сражении казак горазд). Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни). На Дону что ни хутор, то своя запевка (в каждом хуторе всё по-своему). Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что ни возьми - казак умеет всё). Не атаман при булаве, а булава при атамане (личные качества важнее причастности к власти). Без атамана казак сирота (атаман казаку как отец родной). Атаманом артель крепка (надёжный руководитель - опора для всех). Без атамана дуван не дуванят (без старшего серьёзные дела не делаются). «Дуван дуванят» означает «делят добычу». Атаманом быть - уряд держать (задача старшего - поддерживать порядок). И у атамана не две головы на плечах (даже руководитель не всё охватить может). Была бы голова, будет и булава (если есть разум - обязательно выйдешь в люди). Кому булава в руки, а кому - костыль (кто на что способен). При войсковой булаве, да при своей голове (руководить - думать самостоятельно). Старших и в Орде почитают (а в казачестве, дескать, тем более). Казак в беде не плачет (слова поддержки стойкости духа). Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся (привычка к неприхотливой воинской жизни). Казаки никому не кланяются (казачество любит свободу и волю). Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт). Что ни казак, то с Дону (среди казаков донцов больше других). Казаки от казаков ведутся (происхождение родовых казаков). Казак от Дона повёлся (место их происхождения). Слава казачья, да жизнь собачья (нелегка жизнь казака). Казак за казака горой стоит ( братство казачеству присуще). Кому Дон тих, а кому - лих (своим на Дону хорошо, врагам - туго).
Где враг, там и казак (казак всегда защитит от врагов Отчизну).Казан проверяют по звону, а казака - по слову (слово казака крепко). Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает (неприхотлив).
Гайтан на шее, да шашка сбоку - не скоро быть смертному сроку (вера и сила - вот что даёт казаку надежду).Гайтан – это шнурок для нательного креста или ладанки. Пришли казаки с Дону, погнали поляков до дому (казаки выступили против польской интервенции). Либо грудь в крестах, либо голова в кустах (это означает «казак решился действовать»). Станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают (служба казачья полна реальной опасности). В стремя ногой - расстанься с головой (можешь и не вернуться со службы). Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет (воинские тяготы ложатся и на семью). Кто пули боится, тот в казаки не годится (в опасности казаку трусить нельзя). Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт (за родную землю бьётся до конца). Казачье око видит далёко (казаки идут впереди войск и видят всё). Донцы не раки - задом не пятятся (казаки не отступают). Казак в бою, как орёл в небе (привычен и смел). Казак донской - рубака лихой (донцы в рубке сильны). Ты ещё в бочке кис, а на мне уже мундир вис (так старый казак может сказать молодому, что означает «молод ты ещё против меня»). У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись (куда войско пришло - там и обустраивайся). Казак и во сне шашку щупает (сохраняет бдительность). За славой не угонишься - сама придёт (делай дело и будет почёт). Целым бы остаться, да с Доном не расстаться (вся надежда донца).
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен (и один казак для врагов страшен).
Казачья смелость порушит любую крепость (смелый казак – всегда победитель). Казаки песни в тороках возят (песня и казак в походе нераздельны). Торока – ремни у задней луки седла для привязывания чего нибудь. В старину говорили: «Везти добычу в тороках».Веселы привалы, где казаки запевалы (казаки на привале запоют - не соскучишься).
Казак никогда не унывает: он и на войне и в походе песни играет (казак с песней не расстается).У победы - богатый обоз (где победа, там и прибыль). У казака в бою нет спины (казак в бою врагу спину не покажет). Хороший казак "бачет", где атаман скачет (т.е. всегда знает, где старший). «Бачет» - «видит».Кому война, а кому мать родна (кому погибель, а кому - нажива на войне). Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения). Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны). Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня). Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты). В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком (только делом завоёвывается слава). Добрый конь в беге, что сокол в небе (т.е. лёгок в скачке). Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости). Коня гони не кнутом, а овсом (поощрение полезнее наказания). И со своим седлом на чужом коне не наскачешься ( всё чужое - ненадолго). Справный конь спит стоя (важный показатель здоровья). Надёжное у коня стремя - цело в бою темя (проверяй амуницию - останешься жив в бою). Узда наборная, да лошадь вздорная (внешний вид не устраняет недостатков). Байками коня не накормишь (коню нужен корм, а не разговоры о нём). Худого коня не выправит и уздечка с насечкой (снаряжение не заменит сути). Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает (казак и конь - вместе всегда). Казак сам не съест, а коня накормит (конь у казака - на первом месте). Коня гладь не рукой, а овсом и мукой (хороший корм - лучшая ласка). С чужого коня среди степи ссадят (с чужим добром придётся расстаться, и, возможно, навсегда). У коня душа человечья (хороший конь понимает и чувствует).
Казачьи военные, боевые, походные песни.
«Всем, всем мальчик был доволен»
(донская казачья песня времен Крымской войны 1854-1856гг.)
Всем, всем мальчик был доволен Никакой нужды не знал Всем, всем мальчик был доволен Никакой нужды не знал А теперь всё испытал В Севастополе бывал В чистом поле в синем море Каждый день и каждый час В чистом поле в синем море Каждый день и каждый час День мы мокнем ночь дрожим Всею ноченьку не спим Прослыхали б наши уши Чтоб врагов нам не проспать Прослыхали б наши уши Чтоб врагов нам не проспать Море Черное шумит В кораблях огонь горит Огонь тушим турок душим Слава донским казакам Огонь тушим турок душим Слава донским казакам Слава русская большая Мы гордимся ей всегда Конь мой верный подо мною Пика слава казака Конь мой верный подо мною Пика слава казака Конь мой верный подо мною Пика слава казака Шашка верная подруга И винтовка для врага Шашка верная подруга И винтовка для врага
«Как у нашей сотни»
Как у нашей сотниЖизнь была веселая.Припев:Чернявая моя,Чернобровая моя,Черноброва, черноглаза,Раскудрява голова!Жизнь была веселая,Командир хороший.Командир хороший,Офицеры бравые.Офицеры бравые,Вахмистры удалые.Вахмистры удалые,Уряднички лихие.
«Славьтесь, славьтесь казаки»Славьтесь, славьтесь казакиСлавьтесь милаи друзьяВы донцы приводныВы на все пригодныНе страшит нас пуля, мечНе страшит ядро, картечьГоры, долины, ровныя стрямниаиныГоры, долины, ровныя стрямниаиныКогда надо выступатьОрлами лятаемПо другим мястам лагерь занямаемПо другим мястам лагерь занямаемРезко строились няслисьБерега у нас тряслисьА мы били немца, короля ВильгельмсаА мы били немца, короля ВильгельмсаА Вильгельмский их корольНе страшит казачий стройПушки казачьи, они очень гладкиПушки казачьи, они очень гладкиГенерал наш молодецУмереть мы рады, радыЗа все милости яго, за яго наградыЗа все милости яго, за яго наградыМы в награду у явоЗнамя получалиС ним вместе на врага смело наступалиС ним вместе на врага смело наступали
«Провожают казаков»
Провожают казаковВ армию служитьОхранять свои границы И покой и мир
припев 2разаДон, Дон, Дон любимыйДон наш батюшкаМы Родину-РоссиюЗащатим всягдаСкачут кони, пыль клубитсяС под копыт земля летитЕдут, едут казакиВ армию служить
У плетня стоят казачкиМашут вслед рукамиВы служите казакиСчастья вам желаем
Не грустите вы казачкиМы вас не забудемМы на тихий дон всегдаПисьма пясать будем.
«Утром рано, весной»
(Эту песню написал КАЛАЧЕВ Косьма Николаевич рожд. 1830 г., ст. Нижне Озерной; военный врач, поэт и гордый ценитель казачьей доблести, героической роли казаков в русской истории. Будучи молодым врачом, проделал в казачьих частях Туркестанские походы с генералами Черняевым и Скобелевым. Тридцати четырех лет вышел в отставку, поселился в станичном доме и полностью посвятил себя поэзии, изучению философии и казачьей истории. Лето проводил в одиночестве на острове посреди большого лесного озера, в 15 верстах от станицы. Там занимался рыбной ловлей, читал философские книги и трудился над историей Яицких Казаков. Его перу принадлежала большая поэма «Ермак», в свое время изданная; он же написал песни, после вошедшие в казачий репертуар, как народные: «За Уралом, за рекой. Казаки гуляют и каленою стрелой за Урал пущают», а также «Утром рано весной не редуте крепостной там сидел он, пушкарь преседелый». За год до смерти К. оставил станицу и поселился в старообрядческом скиту, где и умер в 1915 г.)Утром рано, весной,На редут крепостной,Раз поднялся пушкарь поседелый;Брякнул сабли кольцом,Дернул сивым усомИ раздул он фитиль догорелый.Он у пушки стоит,Сам на крепость глядитСквозь прозрачные волны тумана.Вот мелькнул белый флагУ высоких палатУдальца-молодца атамана.И с веселым лицом,Осенившись крестом,Он над медною пушкой склонился;Пламя всплыло струёй,Дым разлился волной,И по крепости гул прокатился.«Чу, с редута палят, -Знать, сбираться велят!» -Казаки казакам закричали,Сабли вмиг на ремень,И папахи набекрень,И на площадь бегом побежали.«Что, ребята, палят?Не в виду ль супостат?Не в поход ли идти заставляют?Наши сабли остры,Наши кони лихи,Наши ружья в мишень попадают!Наш отец-удалец,Атаман молодецПоведет нас своей головою,С ним - и в зиму весна,С ним и смерть нам красна!» -Казаки говорят меж собою.«Тише! стройтесь в ряды!Он поехал сюды!» -Казакам так хорунжий вещает;Ходит взад и вперед,Командирство ведетИ в ряды казаков уставляет.Как сибирский буранПрискакал атаман,А за ним есаулы лихие.Он на сивом коне,Карабин на спине,При боках пистолеты двойные;Кивер с белым пером,Грудь горит серебром,Закаленная сабля булатна.Он коня осадил,Черный ус закрутилИ сказал всем: «Здорово, ребята!Завтра солнце - в восход,Собирайтесь в походУ степных дикарей жечь аулы.Как на эту ордуЯ вас сам поведу,А за мною пойдут есаулы!»Вдруг: «Ура, атаман!» -Разнеслось по рядам,И казачая кровь забурлила;Громко сабли гремят,Кивера вверх летят,И вся площадь, как море, завыла.На другой день с зарейГрянул гул вестовой, -Казаки лошадей выводили.Гул второй разнесло,Казаки - на седло,А за третьим - на площадь спешили.Шумно строятся в ряд,Громко шашки гремят,Развевается белое знамя.Кони борзые бьют,Пыль копытами вьют,И в очах их свирепое пламя.Все - как пламя огня,Атаман - на коняИ тяжелыми брякнул ножнами.Вдруг блеснул, как стекло,Длинный меч наголо,И пошел молодцом пред рядами.Казаков обскакал, -«С Богом, дети!» - сказал.Казаки на седло поднялися...Засверкали мечи,И орлы-усачи,Как на пир, на войну понеслися!