Урок — расследование по драме А.Н. Островского Бесприданница Психологическое расследование мотива торговли
расследование по литературе по теме:
«Психологическое расследование мотива торговли»
драма А. Н. Островского « Бесприданница»
Цели урока:
образовательные
исследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушения является лейтмотивом
соотнести финальную сцену с христианским пониманием искушения
повторить некоторые литературоведческие понятия
развивающие
продолжить формирование ОУУН учащихся на основе инструментария, дидактического материала и логически-смысловой схемы
развитие необходимости в интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества
совершенствовать навыки работы учащихся с текстом произведения
воспитательные
решение частично-поисковых задач
развитие творческого мышления
осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней
вызвать интерес к духовным проблемам бытия
Оборудование:
Портрет А.Н.Островского
Текст произведения
Фрагмент фильма Э.Рязанова “Жестокий романс”
Логически-смысловая схема
Карточки-задания для работы в группах
Передвижная таблица “Мотивы пьесы”
Ксерокопия фотографий В.А. Шумихиной и И.П. Уманец-Райской в роли Ларисы
Метод: частично-поисковый. Психологическое расследование мотива торговли.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
работа в группах
индивидуальная работа
фронтальная работа
Класс: 10
Ход урока
Эпиграф:
Искушение не есть зло, но – добро.Оно хороших делает лучше.Это горнило для очищения золота (Св. Иоанн Златоуст.)
Организационный момент.
Звучит песня на слова Баратынского “Не искушай меня без нужды”.
Слово учителя.
- Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского драмой “Бесприданница”. На прошлом уроке мы говорили об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы.
- Что у вас, читателей XXI века, вызвало больше всего вопросов? Может, пьеса показалась вам слишком простой? (ответы учащихся)
- Посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова “Жестокий романс” и сравним его с финальной сценой драмы Островского “Бесприданница”.
- Что осталось за кадром? (ответы учащихся)
- Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы (Высказывания записаны на доске):
“Во всём этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство” (В.Я. Лакшин).
“Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы” (Ю.В. Лебедев).
- Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? (возможна небольшая дискуссия).
- Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).
-А поможет ли анализ социальных причин понять трагедию Ларисы? (Нет).
- Значит должен быть другой путь. Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы).
- Назовите их. (На доске по ходу ответов учащихся открывается передвижная таблица):
Мотивы:
Мотив пространства
Мотив человека - вещи
Мотив блеска
Мотив искушения
Мотив одиночества
- Какой из этих мотивов ближе к словам Бердяева? (Мотив искушения).
- Обозначим тему нашего урока: Искушение – мотив драмы Островского “Бесприданница”. Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мотива. Как вы понимаете значение слова искушение? (Соблазн).
Работа по теме урока.
- Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
- Какие соблазны захватили героев драмы? В чём вы видите мотив их искушений? Опираясь на текст расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова. (Учащиеся работают в группах 3-4 минуты).
- Каков характер этих искушений? (Материальный).
- Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант – внешние атрибуты).
- Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения. (Учитель обращает внимание учащихся на логически-смысловую схему).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова).
- Какого характера её искушение? (Духовного).
- Составьте связный ответ об искушении Ларисы, опираясь на вопросы карточки. (Учащиеся работают в группе 3-4 минуты).
Карточка
Соблазняется ли Лариса положением, блеском?
Чем же соблазнена Лариса?
Почему Паратову удаётся роль искусителя?
Почему Лариса так идеализирует Паратова?
Лариса поёт романс: “Не искушай меня без нужды” - случаен ли он?
- Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло.” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на доске):
Хранит молодое челоПо воле и радость и горе.В глазах – как на небе, светло,В душе его – тёмно, как в море.
- Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).
- Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет).
- Искушения какого порядка начинаются? (Материального).
- Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. (Учитель вновь обращает внимание учащихся к схеме).
- Значит, это центральный мотив, лейтмотив. Т.о. тема урока трансформируется в тему: “Искушение – лейтмотив драмы Островского “Бесприданница”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Так православие определяет искушение. (Учитель читает эпиграф к уроку, записанный на доске).
- Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).
- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? (Ответы учащихся).
- Кто же, на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине? (Ответы учащихся).
Итог урока.
Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции.
Домашнее задание.
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовьте небольшое сочинение.
Кто-то остался недоволен, как мы разрешили спор двух критиков. А может, и не так противоречивы их позиции? Приведите свои аргументы.
15