Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем (Песня про купца Калашникова Лермонтова
Урок литературы в 7 классе (программа В.Я.Коровиной)
«Смысл столкновения С. Калашникова с Кирибеевичем» (по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
Цель: Идейно-художественный анализ 3 главы «Песни» для выяснения смысла столкновения героев
Задачи:
- совершенствовать навыки внимательного, вдумчивого, осмысленного чтения;
- обучать элементам анализа поэтического текста;
- развивать навыки устной монологической речи;
- развивать творческое мышление и воображение;
- формировать у учащихся словарь нравственных понятий.
Ход урока:
Вступление-мелодекламация ( выразительное чтение учителем или подготовленным учеником начала 3 главы поэмы в сопровождении муз. фрагмента М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»)
Над Москвой великой, златоглавою,Над стеной кремлевской белокаменнойИз-за дальних лесов, из-за синих гор,По тесовым кровелькам играючи,Тучки серые разгоняючи,Заря алая подымается;Разметала кудри золотистые,Умывается снегами рассыпчатыми,Как красавица, глядя в зеркальце,В небо чистое смотрит, улыбается.Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?На какой ты радости разыгралася?
Учитель: Так начинается 3 глава произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». –Какое настроение создает у читателей это описание?
Ученики: Чувствуется свежесть утра, радость, восхищение этой картиной раннего утра, любование величавой, необычайно красивой Москвой.
Учитель.: Какие языковые средства помогают представить в воображении эту картину?
Ученики: Сравнение зари с красавицей девушкой, которая глядится в зеркало; олицетворение зари – у нее кудри золотистые, она умывается снегами рассыпчатыми, смотрит в небо, улыбается…
Учитель: А в чем необычность наступающего дня? Как это подчеркнуто во вступлении?
Ученики: В последних строчках ощущается тревога, волнение, это не случайно, ведь сегодня на Москва-реке сойдутся в кулачном бою Кирибеевич, царский опричник, и купец Степан Калашников. Цвет также предвещает трагедию.
Формулирование темы. Нам предстоит сегодня на уроке, опираясь на текст произведения, понять характеры героев, мотивы их поведения и выяснить смысл их столкновения.
Анализ текста.
Учитель: Для начала разберемся в самом понятии «кулачный бой». Послушаем историческую справку, подготовленную учеником.
В Древней Руси кулачные бои были любимым развлечением, забавой. Это была не драка, не ссора, а своеобразное соревнование в силе, ловкости, удали. Для кулачного боя выбирали ровную площадку, огораживали ее цепью или канатами. Бились обычно «стенка на стенку», это были массовые бои. В них участвовали не только взрослые, но и дети, подростки. Здесь существовали строгие правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять, то есть в кулачном бою исключалась смерть.
Но существовал еще один вид кулачных боев – бой один на один, «сам на сам». Он практиковался как способ решения конфликтов, споров. Дрались обиженный и обидчик. Тот, кто оказывался победителем в бою, признавался правым, а побежденный – виноватым. В этом поединке разрешалось биться без правил.
Учитель: Какой из видов кулачных боев описан в произведении Лермонтова? Докажите.
Ученики: Это бой один на один. Из предыдущих глав мы узнаем, что царский опричник Кирибеевич, влюбившись в жену купца Калашникова Алену Дмитриевну и ухаживая за ней прилюдно, оскорбил честь и достоинство семьи, поэтому оскорбленный муж вызывает его на бой.
Учитель: Давайте мысленно перенесемся на Москву –реку, где состоится поединок. Кто присутствует на площади?
Ученики: За поединком будут наблюдать многочисленные зрители: царь с дружиною, боярами и опричниками; братья Степана Калашникова, простой народ. Наконец, главные участники событий – Кирибеевич и Калашников.
Учитель: Найдите в тексте детали описания внешнего облика героев. Равны ли они по силам?
Ученики: Оба участника боя молодые, сильные, отважные: яркая деталь – могучие, сильные плечи, удаль молодецкая. Они настоящие богатыри, не случайно и бой назван богатырским.
Учитель: Вы, конечно, обратили внимание на то, как по-разному выходят бойцы на поединок. Что означают приветствия участников боя?
Ученики: Для Кирибеевича, царского слуги, важна только воля царя, он пренебрегает всем, что свято для Калашникова: церковь, царь, люди добрые.
Учитель: Как ведут себя бойцы перед поединком? С чес это связано, по-вашему?
Ученики: Кирибеевич самоуверен, заранее предполагает исход боя, предчувствует свою победу, уверен, что ему нет равных; для него этот бой – возможность потешить царя-батюшку. А Калашников молчалив, собран, серьезен, в его движениях чувствуется решимость, готовность идти до конца, ведь он вышел на последний, смертный бой.
Учитель: Давайте обратим внимание на тот ответ, который дает царскому опричнику купец перед боем. В чем обвиняет Кирибеевича Ст. Калашников?
И сказал ему Кирибеевич:"А поведай мне, добрый молодец,Ты какого-роду племени,Каким именем прозываешься?Чтоб знать, по ком панихиду служить,Чтобы было чем похвастаться".Отвечает Степан Парамонович:"А зовут меня Степаном Калашниковым,А родился я от честного отца,И жил я по закону господнему:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною,Не таился от свету небесного...И промолвил ты правду истинную:По одном из нас будут панихиду петь,И не позже как завтра в час полуденный;И один из нас будет хвастаться,С удалыми друзьями пируючи...Не шутку шутить, не людей смешитьК тебе вышел я, басурманский сын, -Вышел я на страшный бой, на последний бой!"
Ученики: Царский опричник нарушил законы Господни – правила, по которым должен жить всякий честный человек.
Учитель: Недаром измениолось поведение Кирибеевича после этого ответа. Как удалось автору передать состояние опричника?
Ученики: Автор использует в описании сравнение «побледнел, как осенний снег», метафоры: «бойки очи его затуманились, между сильных плеч пробежал мороз, на раскрытых устах слово замерло».
Учитель: Даже многоточие в конце этой строфы говорит о состоянии героя. Как вы объясните этот знак препинания?
Ученики: Очевидно, о многом подумал в эту минуту Кирибеевич, понял, что бой будет не потешным, а смертным, и испугался не на шутку.
Учитель: Если бы мы дальше не читали произведение, можно ли уже сейчас предположить исход поединка?
Ученики: Кирибеевич сломлен, побежден морально, А Калашникову сознание его правоты прибавляет сил.
Итак, к поединку все готово, богатырский бой начинается. Как об этом поведал автор? Послушаем актерское чтение отрывка.
Аудиозапись из фонохрестоматии
Учитель: Какие чувства испытывает автор к своим героям, а вслед за ним и мы, читатели?
Ученики: За Степана Калашникова автор, несомненно, испытывает гордость, ему удалось выдержать сильнейший удар опричника, собраться с силами и победить противника. А Кирибеевичу автор даже сочувствует. Это подчеркивается сравнением:
И опричник молодой застонал слегка,Закачался, упал замертво;Повалился он на холодный снег,На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка во сыром боруПод смолистый под корень подрубленная…
Учитель: Почему же жаль Кирибеевича, ведь он получил по заслугам?
Ученики: Лермонтов не может не сочувствовать Кирибеевичу, ведь гибнет молодой, сильный боец.
Учитель: Понятен ли вам гнев царя Ивана Грозного?
Ученики: Конечно, Калашников убил лучшего опричника царя, его любимого слугу.
Учитель: Как характеризует купца Калашникова его прямой ответ царю? Почему он не попытался все объяснить, скрыл причину поединка?
Ученики: Ст.Калашников – мужественный человек. Он сознательно пошел на поединок и готов понести суровое наказание за убийство опричника. Истинных причин поединка он не называет, так как не хочет позорить свою семью, понимает, что убийство не может оправдать ничто.
Учитель: Прямой ответ Калашникова, безусловно, понравился царю, и все же он казнит купца. Почему?
Ученики: Степан Калашников поднял руку на царского опричника, убил его слугу – это равносильно оскорблению самого царя.
Учитель: Таким образом, потешный бой, каким он изначально задумывался, Степан Калашников превратил в судебный поединок, в центре которого вопросы чести, совести, правды, что является основой нравственного поведения человека.
Словарная работа. Обратимся к толкованию слов: «правда», «совесть», «честь».
Учитель: Значимы ли эти понятия для героев поэмы? Группе ребят было дано
задание - исследование: перечитать текст с целью выявления количественного
употребления слов «правда», «совесть», «честь» в речи основных персонажей и
сделать выводы.
Выступление исследователей.
Учитель: Случайно ли совпадение почти одинакового числа употреблений этих слов в речи царя и Степана Калашникова и отсутствие их в лексиконе Кирибеевича?
Ученики: Купец Калашников защищал честь семьи, святую правду народную, законы церкви. Для него эти слова не пустой звук. Иван Грозный тоже рассуждает о правде, чести и совести, но понимает их по-своему, по-царски. В речи же Кирибеевича этих слов мы не слышим. Очевидно, что в его нравственном словаре этих понятий просто нет.
Обсуждение финала отрывка и выявление идеи.
Учитель: Как поступил царь со Степаном? Справедливо ли это?
Ученики: Поединок был судебный, в нем победил Степан Калашников, а царь все равно его казнит за то, что тот поднял руку на опричника, а значит, и на самого царя. Степан Калашников наверняка это знал, но бросил вызов Ивану Грозному, выступив таким образом против произвола, несправедливости, вседозволенности, которые поощрялись царем. Следовательно, это был поединок не столько с Кирибеевичем, сколько с самим царем, его неограниченной властью.
Учитель: В чем же смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича? Что хотел доказать своим поступком купец?
Ученики: Нет на свете ничего дороже, выше и главнее чести и человеческого достоинства, никто не имеет права посягать на них, а если они оскорблены, то необходимо встать на из защиту, даже погибнуть, но не мириться с бесчестием и несправедливостью. Именно так и поступил купец Степан Калашников.
Учитель: Поединок наблюдали многие. Могли ли они остаться безучастными к судьбе купца? Кому принадлежит окончательная оценка разыгравшейся трагедии?
Ученики: Заключительные строки:
Схоронили его за Москва-рекойНа чистом поле Промеж трех дорог:Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,И бугор земли сырой тут насыпали,И кленовый крест тут поставили,И гуляют-шумят ветры буйныеНад его безымянной могилкою,И проходят мимо люди добрые:Пройдет стар человек — перекрестится,Пройдет молодец — приосанится;Пройдет девица — пригорюнится,А пройдут гусляры — споют песенку… -
говорят о том, что люди с уважением относятся к поступку Степана Калашникова. Память о нем жива в народе.
Рефлексия.
Учитель: О чем же «Песня» Лермонтова?
Ученики: Она о торжестве правды, справедливости, чести, за которые люди идут даже на смерть.
Учитель: «Песня про купца Калашникова» не только раздумья поэта о сложном периоде русской истории – правлении Ивана Грозного, опричнине, -но и размышление о вечных нравственных ценностях. Полезны ли нам эти размышления? Почему?
Ученики: В жизни человека бывают ситуации, когда нужно умнеть вести себя достойно.
Домашнее задание:
Жизненный опыт народа обобщен и представлен в многочисленных пословицах. Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение. Свой выбор аргументируйте.
Чьё правое дело, тот говорит смело.
Темные дела свету боятся.
Жизнь дана на добрые дела.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Тяжело против воды плыть.
За совесть и честь хоть голову снесть.
За правое дело стой смело.
Личиком белёное, а душою чернёнок.
Правда суда не боится.
Честь лучше бесчестия.