Конспект урока литературы_Нравтвенный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным_7 класс

Тема: Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. (по поэме М. Ю. Лермонтова).

Цель:
формирование навыков определения нравственной проблематики художественного произведения, освоение художественного текста в единстве формы и содержания;
развитие речевых навыков; совершенствование навыков сравнительно-сопоставительного анализа; закрепление теоретико-литературных понятий;
воспитание чести и достоинства через восприятие художественного текста

Планируемые результаты
Личностные: воспитание уважения к истории России; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности; принятие ценности семейной жизни.
Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение, устанавливать основания для классификации и причинно-следственные связи, делать выводы, работать в группе, применять таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКГ-компетентности.
Предметные: осознание литературы как средства гармонизации отношений человека и общества, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, художественной картины жизни, отражённой в литературе; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.
Тип урока: урок-проект

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжаем работу над поэмой Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Давайте вспомним некоторые теоретико-литературные понятия, касающиеся произведения.

Слайд «Хронотоп. Викторина»

ІІІ. Новый материал.

Учитель. Тема сегодняшнего урока: Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. (запись числа и темы урока).

- Как вы думаете, о чем будет идти речь на уроке?
(мы будем характеризовать образы и сравнивать их поступки).

Правильно, через сравнительно-сопоставительный анализ мы будем решать нравственные проблемы произведения и осваивать художественный текст в единстве формы и содержания.
Знакомясь с содержанием поэмы, вы узнали об опричниках, кулачных боях, особенностях композиции. До конца узнать значение этих понятий мы не смогли, поэтому вы готовили проекты, которые помогут нам достичь цели урока.
Итак, свой проект представляет первая группа.
ІІ группа «Кулачные бои».
І группа «Опричнина».

- Ребята, а какие источники вы использовали, готовя проекты?
(текст поэмы, интернет, словари, учебник).

Вернемся к первому проекту.

- Каким мы видим царя в экспозиции. Слайд «ИванГрозный.
(златой венец – указывает на его положение, он царь
расположение гостей – он в центре, указывает на его превосходство
эпитет Грозный – на черты характера.)

Вывод: Иван Грозный – олицетворение власти.

Обратимся к завязке.

- О каком герое эта цитата? Слайд «Кирибеевич»
(об опричнике).

- Скажите, возможно ли было такое поведение человека на улице?
(нет простому человеку, а опричнику можно, ему многое было позволено).

- Обратимся к диалогу Кирибеевича с царем во время пира, где опричник говорит о своей печали. Найдите эпитеты и метафоры, которые раскрывают его характер.
(«душа черная» - задумал что-то плохое,
сердце жаркое – полюбил кого-то, не владеет собой,
«не кори ты раба недостойного» - примирение с властью.)

Вывод: опричник – человек власти.

Посмотрим на третью цитату в композиции.

- На какие эпитеты мы должны обратить внимание? Слайд «Калашников».
(«высокий дом» - близок к Богу, а значит к истине;
«дубовый стол» - крепость духа, семейных традиций;
«белая скатерть» - чистота мыслей, поведения)

Вывод: купец – человек правды.

- Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в их любви к Алене Дмитриевне?
(Калашников – любит свою жену, они венчаны в «церкви Божией», по закону христианскому;
Кирибеевич – становится при ней «сам не свой», «опускаются руки сильные», «помрачаются очи бойкие» - страстно не может себя сдерживать.) Слайд «Алена Дмитриевна и Кирибеевич».

Но именно он и опозорил Алену Дмитриевну – «чистую, непорочную».
Поэтому эти две силы (власть и правда) столкнулись в третьей главе поэмы.

- Как ведет себя Кирибеевич перед боем? Слайд «Перед боем».
(идет на бой потешить царя- батюшку, он высокомерен, уверен в себе, что нет ему равных, привык быть первым; кланяется только царю.)

- Каков же Калашников перед боем? Зачем он сюда вышел?
(кланяется и царю, и церквам, и всем людям, пришел защищать честь семьи. «Не шутку шутить, ни людей смешить, вышел я на страшный бой, на последний бой».

Эти слова Калашникова знаменуют превращение кулачного боя в судный поединок.
А по «Судебнику», о котором рассказывала Юля, в судном поединке побеждает не сила, а правда. Слайд «Сцена боя».

Калашников – человек правды. На его стороне сила правды, сила рода, сила Христа, то есть НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО.

- От какого слова, как вы думаете, произошло слово «нравственность»?
(нрав – то есть характер человека.)

НРАВСТВЕННОСТЬ –

- Почему мы можем судить, что на стороне Степана сила Христа?
(Кирибеевич ударил Калашникова прямо по кресту. Но Бог защищает своего воина – устоял Калашников:
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча. Слайд «Исход боя».

- Какие слова из поэмы можно подписать под этим рисунком?

- Скажите, а царь сдержал слово по отношению к победителю?
(нет, Степана казнили.)

- А почему?
(убил его любимца, царь разгневан; согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь.)

Эпилог: Калашникова похоронили за пределами кладбища.

- Какие слова поэмы говорят о том, что простые люди помнят о Калашникове?

- Так в чем же нравственное превосходство Калашникова?
(1. Он человек правды
2. Чтит моральные устои.
3. Вышел на бой не ради забавы, а чтобы защитить честь своей семьи.
4. Он морально выше Кирибеевича и Ивана Грозного.)

- Скажите, а какую Божью заповедь нарушил Калашников?
(не убий.)

- Как вы думаете, он это понимает?
(конечно, поэтому смиренно идет на плаху.)

Вывод: Калашников не может защитить честь семьи и при этом не нарушить христианские заповеди. В этом его трагедия.
В жизни каждый человек должен руководствоваться нравственными законами. Но мы должны твердо уяснить истину: никто не вправе лишать человека жизни.

Ребята, Степан Калашников погиб, защищая честь семьи.

- А что семья для вас? Какие семейные традиции вашего дома?
(ответы детей.)

Проект ІІ группы «Пословицы и поговорки о семье».

- Кто из героев поэмы произвел на вас самые сильные впечатления? Помогли ли проекты понять нравственную проблему поэмы?
Рефлексия: Я понал(а)
- Какой совет вы дали бы Кирибеевичу?

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы (на выбор).








13PAGE 15


13PAGE 14315